Коммерсант | 16.04.2002 |
— Для церкви Пасха — царица литургии. Она — синтез христианской веры, истории спасения. В тайне Пасхи заключается самое важное событие нашей веры.
Прежде всего Пасха напоминает нам о великом событии — освобождении народа Израиля от египетского рабства, которое произошло в 1250−1230 гг. до н. э. Пасхальная литургия Католической церкви всегда начинается с чтения из Священного писания, рассказывающем об исходе из Египта.
Центральный момент Пасхи — воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Пасха — воплощение совершенной тайны Иисуса Христа: Он родился в Вифлееме, умер на Кресте, воскрес на третий день, восшел на небеса и там «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (Евр 7, 25).
Также Пасха представляет собой воскресение христианина. Церковь дает человеку разные дары воскресения. Первая Пасха для христианина — день его крещения, как написал святой Павел в Послании к римлянам: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 4). После обретения новой жизни во Христе через таинство крещения христианин, к сожалению, имеет возможность грешить, и поэтому любовь Божия дает ему возможность вновь воскреснуть через таинство примирения (исповеди). Это — новая Пасха и новое воскресение во Христе, в Святом Духе, в церкви. Пасхальная тайна воплощается также в даре Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54).
Еще одним пасхальным даром христианская вера считает брак. Венчание в храме отличается от государственной церемонии. Сотрудник загса не может дать благодати. В таинстве брака участвуют муж, жена и Бог. Я надеюсь, что многие супруги во всем мире, и особенно в России, поймут глубокую разницу между брачным контрактом, заключаемым в загсе, и венчанием в храме. Многих семейных ссор и разводов в России не было бы, если бы супруги начинали общую жизнь с участия в таинстве брака. Только Бог сохранит единство семьи.
Полное участие в Пасхе Иисуса будет в раю, когда христианин после смерти сможет получить вместе с многими братьями и сестрами самый большой пасхальный дар — вечную жизнь в единстве с Пресвятой Троицей. Как написал святой Иоанн Богослов в книге Откровения: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7, 9). Вот в чем заключается пасхальный оптимизм христианской веры. Как христианин может пережить Пасху на земле, готовясь к участию в вечной Пасхе в раю? На этот вопрос снова отвечает святой апостол Иоанн Богослов в Первом соборном послании: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3, 14−16).
Уважаемые читатели, сердечно желаю вам и себе в этом юбилейном году такого опыта христианской Пасхи.