Русская линия
Известия А. Качмазов.15.04.2002 

Ректор мусульманского института не считает ваххабитов истинными мусульманами

В последнее время Карачаево-Черкесская Республика воспринимается за ее пределами исключительно как криминальная территория, подконтрольная ваххабитам. С целью выяснить соответствие этого представления истинному положению «Известия» встретились с заместителем председателя президиума духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, ректором Мусульманского института имени Абу Ханифа Исмаилом-хаджи Бостановым.
— Ваххабизм как религиозное течение, способное оказать влияние на умы, для нас больной вопрос. Дело в том, что это течение в исламе набирает силу не только на Кавказе, но и по всей России. Ваххабизм уже пустил корни в Башкортостане, в Татарстане, в той же Москве… Эмиссары ваххабитов приходили к нам, в наш институт, предлагали различные блага — от зарплаты муфтию или мне лично до современных компьютеров и золотых дверных ручек, лишь бы позволили им вести проповеди в мечетях и читать лекции в институте. И это был очень грамотный ход, ведь сотрудники нашего института не получают зарплаты, нам даже трудовой стаж не засчитывается.
В этих условиях ваххабиты вполне могли рассчитывать на то, что кто-то из нас не выдержит и в обмен на ту же зарплату сдаст позиции — позволит ваххабитам, скажем, читать лекции… Но этого не произошло.
— Почему?
— Ваххабиты — крайне экстремистское направление в исламе. Они даже более опасны, чем так называемые исламские фундаменталисты. Опасны в первую очередь своей агрессивностью. Ислам как религия не ставит своей целью уничтожение приверженцев иной веры, ваххабиты же не только не отрицают такой возможности, но и всячески насаждают человеконенавистничество.
— Но ведь в какой-то период ваххабиты в республике были?
— Да, какой-то период ваххабиты в республике существовали. И вызвано было это тем, что они — ваххабиты — весьма умело использовали нынешнюю экономическую ситуацию для достижения своих целей. То есть бедность на грани нищеты они возвели в ранг одного из основных принципов ваххабизма. И бедные люди потянулись к ваххабитам. Правда, ненадолго: народ, как бы ни был беден или необразован, не слепой, и мудрость предков позволяет ему не совершать трагических ошибок.
Вторая причина, по которой ваххабизм сумел привлечь на свою сторону незначительное количество мусульман, — это, с позволения сказать, религиозная неграмотность. Ведь в годы советской власти всякое проявление религиозности независимо от вероисповедания было чревато крупными неприятностями. Сейчас же в России свобода религии, но сразу достичь верного понимания Корана очень сложно. И это тоже было использовано ваххабитами в своих целях.
Они просто трактовали Коран так, как считали нужным, вводили мусульман в заблуждение, а впоследствии уже пытались использовать самих мусульман как своеобразное орудие для, как они говорят, торжества ваххабизма в мире. Но, повторюсь, народ не слеп. И сейчас ваххабитов в республике нет. Я отвечаю за свои слова.
— Но все же, как произошло, что в республике, где функционирует исламский институт, ваххабитам удалось привлечь на свою сторону некоторую часть мусульман?
— На мой взгляд, проникновение ваххабизма не только в Карачаево-Черкесию, но и в Россию вообще связано с тем, что структуры, ответственные за безопасность государства, не в полной мере справляются со своими обязанностями. Скажем, в Египте я получаю приглашение от местных мусульман прочитать проповедь или лекцию. Практически одновременно с приглашением меня обязательно посетят люди, которые в мягкой форме выяснят, откуда, с какой целью прибыл в страну, что я намерен проповедовать, какие у меня полномочия, в конце концов. И только в том случае, если мои ответы удовлетворят их, мне будет позволено читать лекцию или проповедь. У нас же все иначе. Никого не интересует, что будет проповедовать этот человек, откуда он прибыл, какие цели преследует. И в итоге сейчас не только в Карачаево-Черкесии, но и по всей России действует огромное количество миссионеров самого разного толка. Вы думаете, что они все такие убежденные верующие? Нет, поверьте мне. И как только поток денег станет меньше, уменьшится и количество всех этих миссионеров от «истинной веры», кого бы они ни представляли. А мы по мере своих сил пытаемся противостоять как ваххабизму, так и религиозному экстремизму вообще.
— Как, каким образом?
— Разумеется, не силой оружия. Силой убеждения, силой знаний. Человек образованный никогда не станет жертвой псевдорелигии.
Черкесск-Москва


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru