Санкт-Петербургские ведомости | В. Иванов | 15.04.2002 |
Так утверждает председатель новой «Выгорецкой Обители», общины древлеправославной старообрядческой Поморской церкви Михаил Алексеевич Ануков, с которым беседует писатель Василий Иванов, доцент Карельского педагогического университета.
— Как известно, в Петербурге сейчас самая крупная община староверов в России. Это ведь не случайно?
— Конечно, нет! В прежние века, в так называемой подстоличной Сибири, на Русском Севере существовало знаменитое Выголексинское общежительство, старообрядческий Даниловский монастырь, имевший свое подворье в Петербурге. Меняются времена, но суть остается. Поэтому я бы хотел сказать сегодня тому, кто задумывается над жизнью: «Никогда не соглашайся на ненужное».
Важно ведь вот что: держать себя в жизни достойно. Вот посмотри, вроде все развалилось: государство, страна. Семьи рушатся… А люди? — с виду все есть, все на месте… А внутри — гнилые. Кажется, уже не осталось, за что умирать… Но не так! — есть всегда: это твое собственное Достоинство. Это чувство Правды, которое ты должен в себе носить.
Человеку, чтобы он мог жить, оставаться способным к действию, непременно надо знать, где верх и где низ, что хорошо, а что плохо, что можно делать в жизни, а что нельзя никогда. И тут уже не важно, старовер ты или нет.
Новое руководство страны решительно поднимает вопрос о возрождении народной духовной традиции, разрабатываются соответствующие программы.
Поморская церковь совсем недавно начала процесс возрождения. На фоне бурно развивающихся на российских просторах протестантских обществ организация древнего православия вызывает особенный интерес. А история наша весьма интересна. Вот строки из информационно-аналитической справки комиссии по вопросам религиозных объединений при председателе правительства Республики Карелия:
«Карелия является исторической родиной старообрядческой Поморской церкви: 300 лет тому назад на реке Выг организовалось Выго-Лексинское общежительство, Даниловский монастырь, который стал духовным центром Поморского староверия. Первая старообрядческая Поморская община появилась в наше время лишь в конце 1997 года…»
— Михаил Алексеевич, почему ваша церковь называется Поморской?
— Поморская церковь — одно из основных направлений старообрядчества. Называется так потому, что именно пространство между Белым морем и Повенцом — Поморье — стало духовной родиной всех русских староверов, где бы они ни жили. Именно здесь появились люди, которые смогли понять и объяснить происшедшую катастрофу, когда рухнул весь привычный мир, и вера отцов и дедов была объявлена вне закона пришедшими к власти силами. Именно здесь была предложена концепция «Как жить дальше».
— А что в те годы произошло?
— Раскол Русской церкви 1666 года, вызванный насильственной реформой патриарха Никона, глубоко потряс всю Россию. Иерархия предъявила русским людям требование не просто безоговорочно принять навязываемые в качестве единственно правильных копии униатских новогреческих обрядов, но и признать «еретичность» хранимой Русью вселенской православной традиции. Но это значило разорвать мистическое благодатное преемство в Русской церкви.
Раскол с самого начала поднял движение Староверия, охватившее самые широкие народные массы. Многие тогда увидели, что под видом «справы книг» фактически осуществлена подмена вероисповедания. Старовер чувствовал эту реформу как личное оскорбление, как насилие над своей духовной сущностью. Сильнее заботы о мирском благополучии оказалась преданность вере предков.
Противников изменения Церкви стали жестоко преследовать: приверженность к староверию влекла за собой публичную казнь — сожжение в срубе… Громадная духовная сила, подкрепляемая осознанием своей личной ответственности как последних хранителей и защитников «древлецерковного» благочестия — вот то единственное, что помогло старообрядчеству пережить времена гонений.
— Значит, можно сказать, старообрядческая Поморская церковь — прямая наследница национальной церковной традиции дореформенного Православия?
— Да, это так. Но надо особенно подчеркнуть, что староверие — это самоопределение русского человека в условиях кризиса. Это философия жизни, философия поведения человека вообще в любую кризисную эпоху.
— Каковы отношения сейчас Древлеправославной Поморской церкви с официальной Православной церковью?
— Это отношения мирного сосуществования. В 1971 году господствующая Православная церковь признала равноспасительность старых и новых церковных обрядов… Но староверы этого же признать не могут.
— В прежние времена староверов называли раскольниками…
— Староверов длительное время господствующая власть называла раскольниками, но староверы ими никогда не были. Просто предки старообрядцев остались преданными Старой вере, традициям народным, отказались от пышности и показухи новых обрядов, сохранили народную скромность. Были против курения, пьянства, распутства и прочего наносного в культуре, заимствованного у прогнившей в чревоугодии, позолоте и роскоши павшей Византии.
— Известный писатель XIX века И. Лажечников называл староверов «стражами русского духа». Наш современник писатель В. Г. Распутин отмечает: «Религиозный раскол XVII века двинул в Сибирь десятки тысяч самых крепких, самых стойких духом и характером людей, которые отказались признать церковные, нововведения и предпочли им уход из мира в неприступную глухомань. Можно удивляться фанатичности этих людей, но нужно удивляться и их жизнестойкости и твердости, выходящих за границы наших представлений об этих понятиях… И теперь человек из семейских, как еще называют староверов, вызывает даже и в сибиряке особое уважение и интерес: из семейских — значит, как правило, надежный товарищ и отменный работник.»
— Да, у староверов свои каноны чести, дружбы, достоинства. Веры и жизни.
— Если кто-то захочет высказать свое мнение, поделиться переживаниями, спросить совета?..
— Адрес для писем в Карелии: 486 326, Карелия, Повенец, Петрозаводская ул., 28, «Выгорецкая Обитель». В Петербурге: 198 035, а/я 155, Анукову М. А.
— В последнее время интерес к Вере (к Вере вообще) заметно повысился…
— Я приветствую интерес человека к Вере, и очень хочу, чтобы он внимательно и глубоко относился к жизни, понимая, что Вера — это не какая-то духовная резервация, не только молитва и пост. Истинная Вера — это всегда действие, поступок, поведение. Да, сейчас крайние времена, антихристовы. Но это великая эпоха. Потому что она не оставляет человеку возможности оставаться никаким. Каждый день от нас требуется определиться — как себя вести, какое решение принять, как поступить.
— Я знаю, что в настоящее время у вас многоорганизационных забот?..
— Сейчас завершен основной этап проекта комплексной застройки «Выгорецкой Обители». Это авторская работа талантливого петербургского архитектора, профессора Художественно-промышленной академии Феликса Карловича Романовского, который в 1989 — 1991 гг. был главным художником Ленинграда.
Кроме того, для развития паломнического движения по святым местам Выгоре, для работы с детьми мы формируем актив. Речь идет о людях, способных работать с детьми, о людях, которым бы это нравилось и в которых есть энтузиазм. Непременно энтузиазм, — он абсолютно необходим для такого нужного дела, как выращивание нового человека.
— Простите, а как с финансированием?
— Наше дело — общее. Корень старообрядческой Поморской церкви идет именно из этого Выгорецкого монастыря. Многие староверы и сейчас понимают: нельзя забывать, оставлять в небрежении такое святое место, где подвизались наши блаженной памяти страдальцыгде подвизались наши блаженной памяти страдальцы за Веру, проповедники Христовой Церкви. Если мы их забудем, то Бог нас забудет.