Русская линия
Общая газета Борис Колымагин15.04.2002 

Десять лет назад Алексий II был избран на Поместном Соборе главой Русской православной церкви

Он принял бразды управления Церковью в непростое время: духовенство никак не могло поспеть за стремительными переменами в общественном сознании. А тут еще угрозы раскола Церкви, неготовность клира к насущным переменам… Удалось ли Алексию II ответить на вызовы времени?
В НАЧАЛЕ девяностых казалось, что назревшие вопросы Патриарх щелкает, как орехи. Открылись тысячи храмов и сотни монастырей, множество воскресных школ и православных гимназий. Возникли новые сестричества и братства. Церковная жизнь возрождалась. Однако очень скоро стало ясно, что общество эволюционирует отнюдь не в сторону демократии. А внутри Церкви есть мощные силы, не приемлющие обновления.
Все большую роль в Церкви начали играть священники, не настроенные на диалог с миром. Все более ощутимой стала лютая и совсем не христианская борьба с инаковерующими. Смещенного после долгой борьбы председателя Издательского отдела митрополита Питирима заменили ортодоксально настроенным епископом Тихоном. Церковное руководство стало поощрять фундаменталистов, которые не приемлют экуменизм, ненавидят Запад, ориентируются на красно-коричневые лозунги и утверждают собственную непогрешимость. Взгляды «патриотов» выражают радиостанция «Радонеж» и телепрограмма «Русский дом», которым охотно дает интервью и сам Патриарх.
Патриархия строит Церковь как армейскую команду епископов-администраторов и послушного им клира. Только в Москве за последние годы разгромлено несколько общин, не вписавшихся в клерикальный дискурс, а священникам, отошедшим от «генеральной линии», запрещено служение. «Общая газета» рассказывала о громком конфликте, связанном с гонениями на общину храма Успения в Печатниках, где активно занимались миссионерской деятельностью, переводили богослужение на понятный язык, помогали детям из сиротских домов и т. п. Недавно Патриарх снял взыскание с бывшего настоятеля этого храма священника Георгия Кочеткова и двенадцати его прихожан, косвенно признав таким образом, на чьей стороне была правда. Но в угоду радикалам все-таки назначил комиссию, которая должна исследовать богословские убеждения гонимого священника.
В московском храме Феодора Студита развернулся другой скандал, спровоцированный фундаменталистами. Когда храм после долгого запустения открыли, его настоятелем по просьбе прихожан назначили священника Павла Вишневского. Этот священник вместе с прихожанами поднял храм из руин. Но недавно за отклонение от «генеральной линии» его понизили в должности, а затем перевели в другой приход. Вместо него назначили иеромонаха Ермогена (Голина), который делает все возможное, чтобы направить приходскую жизнь в русло фундаментализма.
Десять лет назад Патриарх начинал свое служение с заявлений о необходимости обновления всех сторон церковной жизни. Его слушали с радостью и надеждой. Сегодня «горизонт ожидания» православных снизился. В их настроениях чувствуются усталость и разочарование. Достаточно сказать, что на последнем Пасхальном богослужении в Москве присутствовало менее одного процента горожан.
Церковь скомпрометировала себя в глазах общества еще и тем, что не высказала нравственной оценки происходящего на Северном Кавказе, безоговорочно поддержала политику Путина в Чечне. Мы не услышали из уст Патриарха ни призывов к прощению и примирению, ни слов о том, что война — это грех.
Не случайно «путинский блок» замыслил создать христианские партийные структуры, финансируемые государством. С этой целью в начале июля планируют созвать учредительный съезд Всегражданского христианского союза. Так Церковь, на словах отказавшаяся от политики, с каждым годом все активнее обслуживает интересы власть имущих.
Повинен ли в этом Патриарх?
Разумеется, ему не справиться в одиночку с трудностями, с которыми столкнулась Церковь. Но задает тон именно он. Многие люди ориентируются на стратегию именно его личного поведения. И вот здесь-то святейший, увы, не показал достойного примера, на протяжении минувшего десятилетия поддерживая партию власти и идя на поводу у церковных радикалов. И все-таки власть имущие и церковные радикалы — еще не Господь Бог. Это внушает надежду, что (при участии нынешнего Патриарха или без него) обветшавший организм православной Церкви все-таки найдет силы для обновления.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика