Независимая газета | М. Шевченко, М. Волкова | 15.04.2002 |
«Я ждал тебя» — этими словами, произнесенными на чистом русском, в феврале 1998 года Папа Римский встретил первого российского президента. Говорят, что на Ельцина это произвело большое впечатление, и он даже с некоторой обреченностью проследовал на аудиенцию к понтифику. С Путиным было все иначе. Во многом это связано с состоянием здоровья Папы, хотя в его окружении не скрывали радости по поводу того, что понтифика хватило и на утреннюю встречу с президентом Монголии, и на Путина. Обычно аудиенция у главы Католической Церкви длится минут 15, но если собеседник кажется Папе интересным, то он по собственному усмотрению может его и задержать. С Клинтоном понтифик проговорил больше часа. С Путиным, несмотря на не самое лучшее состояние здоровья, — около получаса. Правда, раньше с Путиным глава Католической Церкви вообще не встречался.
Понтифик встретил Путина в библиотеке папского дворца — небольшой, скромно обставленной комнате с не слишком большим количеством книг на стеллажах, почему-то в одинаковых бежевых переплетах. Несколько неожиданным стало то, что Папа взял Путина под руку, что он делает крайне редко. В окружении понтифика посчитали это знаком особого расположения к российскому президенту. Папе также представили российскую делегацию. Молодой вице-премьер Кудрин, возглавляющий российско-итальянскую межправительственную комиссию, особой реакции у Папы не вызвал, зато Юрия Лужкова понтифик явно узнал. В прошлом году мэр Москвы был в Ватикане и встречался с Папой. В принципе, встреча проходила строго по протоколу. Папа вручил членам делегации медали, Путин подарил понтифику книгу «Московский Кремль на рубеже тысячелетий», а Папа Путину — изображение Святого Петра и Павла.
Собственно, развитие отношений между Россией и Ватиканом Италию интересовало с той точки зрения, поедет ли Папа после встречи с Путиным в Россию или нет. Однако чуда в этом смысле не произошло. Ельцинское приглашение Папе так и не было подтверждено. Итальянское духовенство и российское сходятся в одном: если Папа приедет в Россию, это послужит началом экспансии Католической Церкви на территории нашей страны. И хотя Путин как человек светский, по всей видимости, этой точки зрения не придерживается (по крайней мере не воспринимает так остро возможный приезд Папы), сталкивать РПЦ и РКЦ своим приглашением он не стал, предпочтя, чтобы главы христианства сначала сами определились в своих отношениях.
Рим
+ + +
После того как Владимир Путин посетил главу Римско- Католической Церкви, возможный приезд Папы в Россию снова стал предметом широкого обсуждения.
Реакция Русской Православной Церкви последовала практически незамедлительно — находясь в Петрозаводске, Патриарх Алексий II повторил многократно высказывавшиеся претензии к Ватикану — активность униатов на Западной Украине и миссионерская деятельность католиков на канонической территории РПЦ, прежде всего в России. Именно они мешают плодотворной встрече Папы и Патриарха, находящихся, впрочем, в дружеской и деловой переписке.
Отметим, что Алексий II говорит не о вероисповедальных различиях между православием и католицизмом, а о чисто политических коллизиях.
Богословские разногласия между двумя Церквями, на основании которых многие верующие католики и православные считают друг друга еретиками и раскольниками, заключаются в следующем:
— главный вопрос — о власти, или о том, кто является главой Церкви. Католики настаивают на том, что это Римский епископ, наместник Бога на Земле. Православные считают, что ни один человек, кроме Христа, не может быть представителем Бога;
— вопросы, заключающиеся в различном понимании природы Святого Духа, Девы Марии и посмертной судьбы человека (католики, например, убеждены в существовании чистилища, православные же — нет).
Есть старая шутка о том, как ксендз говорит священнику, что он готов принять все положения православного богословия, служить по-православному и даже отрастить бороду, если только Православная Церковь признает главенство Папы. Что, собственно, сразу же превратит ее в Католическую.
Кому же нужен визит Папы?
Больше всех заинтересована в визите Папы Католическая Церковь. Традиции прямого обращения в веру Западной Церкви остались в далеком прошлом. Но средневековые претензии папства на духовное лидерство в западной цивилизации по-прежнему актуальны. Папа является своего рода верховным жрецом мирового процесса глобализации, проходящего под отеческим присмотром Римско-Католической Церкви, несмотря на секулярность западного «цивилизованного человечества».
Консервативное и опасливо относящееся к глобализации православие сопротивляется процессам общеевропейской и мировой интеграции.
Российские же политики, мечтающие стать полноправными членами мировых политических элит, объективно не могут не способствовать этим процессам.
Ни Украина, ни прозелитизм не являются неразрешимыми проблемами. Церковный вопрос Украины рано или поздно будет решен самой Украиной. Обвинения католиков в переманивании православных столь же весомы, как и обвинения последних в том, что многие французы, англичане и американцы принимают православную веру, а митрополит Сурожский выступает по Би-би-си.
Настоящая проблема именно в том, что руководство Русской Православной Церкви не уверено в православной стойкости российского истеблишмента и подозревает его в желании в один прекрасный момент перейти из соображений политической целесообразности в лоно более либерального и современного католицизма, пусть даже с внешним сохранением мало кому понятной православной обрядовой и духовной самобытности.
Но в любом случае до того момента, пока Патриарх Алексий II не пригласит Папу в Россию, он в нее не приедет. Западная Церковь во все века ставила духовную власть выше светской, и короли целовали в разное время туфли главы.
Эта позиция не изменилась и по сей день — никакие президенты не смогут повлиять на решение понтифика, если на высшем клерикальном уровне не достигнут полный консенсус.