Независимая газета | Валерий Каджая | 15.04.2002 |
Cначала заметка о хулиганских инцидентах, происшедших в двух православных русских монастырях в Израиле, была помещена в N 16 «НГ-религии» 25 августа 1999 г., затем, спустя всего шесть дней, — в основном номере выпуска «Независимой газеты», что, несомненно, должно было означать особую общественную значимость события. «Особость» подтвердилась очень скоро: уже 18 сентября в весьма престижной рубрике «Карт-бланш» появилась статья Леона Оникова «Граждане Израиля, будьте сдержаннее».
Чувство меры
О том, что сдержаннее надо быть самому Оникову, очень убедительно и очень саркастично доказал известный историк и публицист Михаил Горелик в полемическом ответе «Прошу беспощадно пресекать гадкие методы» («НГ», 04.12.99), и, казалось бы, разговор на этом можно было считать исчерпанным. Но Горелик, сознательно или нет, почему-то оставил без внимания один пассаж в ониковском опусе, ради которого, собственно, и взял карт-бланш бывший большой партайгеноссе.
Леон Оников три десятилетия проработал в аппарате ЦК КПСС, пережил там, как он сам отмечает, «всех генсеков — от Сталина до Горбачева, будучи ответственным партийным работником». Очень ответственным — добавим мы: Оников входил в группу так называемых советников, готовил для генсеков речи, доклады, аналитические записки и т. д. Сейчас советовать некому, все генсеки вместе с родным ЦК КПСС благополучно пребывают, образно говоря, на «свалке истории». Но советовать по-прежнему хочется, ничего не поделаешь: привычка — вторая натура.
Выдав как следует израильтянам по поводу хулиганских инцидентов, Оников обращается, наконец, к теме, видимо, давно уже не дающей ему покоя. «Если бы я был евреем, — делится он своей лазоревой мечтой, — я бы непременно написал книгу „Почему нас, евреев, не любят“. Доминантной идеей книги было бы: нас не любят за то, что мы, евреи, в наибольшей степени лишены ЧУВСТВА МЕРЫ. В моем представлении в этом КЛЮЧ к негативному отношению к евреям. Но это тема другого разговора».
А почему, собственно, другого? Ведь разговор, затеянный Ониковым, посвящен именно этой теме, а процитированный мною абзац — его квинтэссенция. В нем, как море в капле воды, отразилась та самая приснопамятная философия государственного антисемитизма, который на протяжении именно тех самых трех десятилетий, «случайно» совпавших с ответпребыванием Леона Аршаковича в партии, проводил в жизнь железной рукой ЦК КПСС, а также приданный и преданный ему аппарат. Вслух, конечно, об этом никто не говорил. Вслух, то есть официально, мы все в партии, особенно в ЦК КПСС, были пламенно последовательными интернационалистами.
Но, а если не вслух, а всерьез, то и в ЦК КПСС, и во всех более мелких ЦК республиканского масштаба, а также крайкомах, обкомах, горкомах и даже райкомах партии евреи (неофициально, конечно) считались персонами нон грата, т. е. лицами совершенно нежелательными. По причине именно того, что они «в наибольшей степени лишены чувства меры».
Вообще для национальной политики ЦК КПСС во второй период истории СССР (конец 40-х — конец 80-х) характерен именно этот первородный грех национализма: приписывание тому или иному народу чего-то наибольшего. По этой логике евреи в наибольшей степени лишены чувства меры, поэтому их следовало убрать из всех государственных институтов, где это самое «чувство меры» требовалось в первую очередь. И убрали. По этой же логике чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары и еще некоторые народы в наибольшей степени были лишены чувства меры в отстаивании своей самобытности, поэтому их следовало примерно научить уму-разуму. И научили: выселили с родных мест, где они проживали со времен оных, в среднеазиатские и казахстанские степи — на верную погибель.
В реестре ЦК КПСС наряду с перечисленными «плохими народами» были также и народы хорошие, и даже очень хорошие. «Наиболее великодушными в моем представлении в национальном вопросе, — искренне признается Оников, — русские и белорусы. Подавляющее большинство нации в целом здорово в этом отношении». Ну как тут не умилиться здоровьем нации! Правда, с точки зрения цивилизованных понятий, это, конечно, удивительно, но удивляться не стоит: таково было отношение к национальному вопросу в партии. Точнее, у ответпартработников.
Но вернемся к евреям. Если бы я был, как Оников, армянином, я бы непременно написал книгу «Почему нас, армян, не любят». «Доминантной идеей книги было бы…» — далее читай уже цитированный текст Оникова…
Так почему все-таки не любят армян? На Кубани я слышал даже поговорку на сей счет: «Там, где один армянин, двум евреям делать нечего». Не любят армян на юге России, не любят в Грузии, в Азербайджане (в этом я готов поклясться хоть на Библии, хоть на Коране, хоть на Уставе КПСС, хоть даже на Протоколах сионских мудрецов), но особенно не любят в Турции. В последней — и Оникову это, как армянину, должно быть известно лучше многих читателей «НГ» — «окончательное решение» армянского вопроса было осуществлено почти за тридцать лет до «окончательного решения» еврейского вопроса в гитлеровской Германии, когда в 1915 году за несколько дней на территории Оттоманской империи были зверски истреблены все армяне поголовно — от грудных младенцев до немощных стариков. Трупы невинно убиенных плыли по Араксу несколько недель, и вода в нем была красная от крови…
Проклятье «малого народа»
Вот уже много лет я все собираюсь написать большую статью под условным названием «Сравнительные жизнеописания» и рассказать в ней о столь близких судьбах еврейского и армянского народов. Пока собирался, узнал про другие народы с похожими судьбами. Узнал, например, что в Индонезии «в наибольшей степени лишены чувства меры» китайцы, там их тоже за это очень не любят. За то же самое не любят персов в Индии и т. д. и т. п. «Малые народы» всегда и везде были нелюбимы «большими народами», на территории которых сии малые поселялись. Зачем ходить далеко? Русские, в одночасье ставшие в «ближнем зарубежье» из большого народа малым, испытывают сегодня на себе все «прелести» этого статуса.
В Западной Сибири, куда меня в начале 70-х забросила журналистская судьба, столкнулся я со стойкой нелюбовью к… грузинам. В Москве я привык к положению привилегированного нацмена, только и слышал, какая Грузия прекрасная страна, какие сами грузины прекрасные люди и вообще «ах-ах, высокий класс!». А тут их (т.е. нас) иначе как «черножопиками» не называли и своей неприязни не скрывали.
Вначале такое отношение к грузинам меня, чего скрывать, и огорчало, и возмущало, пока не понял, в чем дело. А дело заключалось в том, что мои земляки монопольно торговали по всей Западной Сибири вином в розлив, цитрусовыми и цветами. Никогда не забуду, как 8 марта 1972 года в Омске в 20-градусный мороз сухумские мегрелы продавали на центральной площади мимозы. Мужики средних лет стояли у мешков с цветами и представляли, честно признаюсь, весьма непрезентабельное зрелище: легко одетые, они, стараясь согреться, пританцовывали, поверх фуражек типа «аэродром» намотали кто кашне, кто женские шали, все, естественно, усатые, и у всех на усах висели примершие сопли — ну прямо как будто сошли с карикатуры Кукрыниксов «Разгром немцев под Сталинградом». Торговля шла бойко, в Омске, как и в других сибирских городах, достать в это время года не то что мимозу — вообще какой-нибудь цветочек было невозможно. Но надо было видеть, как брезгливо, не торгуясь, покупали омичи кто веточку, кто две, но не более, потому что цены действительно «кусались».
Запомнилась мне еще одна «картинка с выставки»: в Новосибирске, где я постоянно жил, однажды наблюдал на рынке, как немолодая уже женщина долго стояла перед продавцом мандаринов, потом все-таки решилась и купила две штучки, наверное, внукам. Но как она смотрела на зазывно улыбающегося продавца! Даже мне стало не по себе. Для нее этот грузин был олицетворением вселенского спекулянства, хотя рядом свои же сибиряки продавали мясо по четыре, по пять, а бывало и по шесть рублей, тогда как государственная цена его составляла тогда всего два двадцать. Но за те четыре года, что я проработал в Западной Сибири, мне ни разу не пришлось увидеть в открытой продаже мяса, как, впрочем, и мандаринов, и фруктов, и сухого вина.
И тем не менее: то, что свой сибиряк драл шкуру (хотя на самом деле совершал благо, иначе мясо вообще бы исчезло из домашнего меню), воспринималось как недостаток госторговли, тогда как «черножопики» вызывали глухую злобу, ибо они были чужаками. Чужаки — и этим все сказано…
Откровение от Зюганова
Одним из наиболее существенных завоеваний демократической России можно считать отказ от государственного антисемитизма. Такового, слава Богу, больше у нас нет. Но, к сожалению, нет и, если так можно выразиться, и анти- антисемитизма. По мне, так уж лучше пусть будет госантисемитизм. Он хотя бы управляем, да и морально несравненно более уязвим. В позднесоветский период евреев из страны не выпускали, но и в стране, как мы хорошо знали тогда и еще лучше знаем теперь, их по негласным указаниям «не пущали» во все те вузы, НИИ, КБ, которые имели какое-либо отношение к ВПК, а также в партийные и правительственные структуры: в ЦК, обкомы и крайкомы даже инструкторами не брали с «пятым пунктом». Но зато в те времена даже в пьяном угаре какому-нибудь партийному боссу, а уж тем более генеральному секретарю и в голову не пришло бы публично высказываться в антисемитском духе, что господин Зюганов позволяет себе на каждом шагу. Чего только стоит его в высшей степени оригинальное определение нынешней политической ситуации в России: «Интеллигенция разделилась на две части, которые я условно называю для себя «Иван Иванычи» и «Абрам Абрамычи». Судя по всему, Геннадий Андреевич вполне созрел для издания в собственной редакции основополагающего философского труда «Марксизм и национальный вопрос». Уж очень это сегодня актуально для наших неосталинистов, совершенно справедливо считающих себя прямыми наследниками и правопреемниками «отца народов» и вслух мечтающих о том, что он делал молча.
Возвращаясь к нашим евреям. То, что их «держали», вызывало сочувствие, то, что «не пущали», — возмущало. Сейчас никто никого не держит: хочешь в Америку — езжай в Америку, хочешь в Израиль — катись колбаской… Ну, а если еврей не хочет никуда ни ехать, ни катиться, а хочет по-прежнему жить в России, потому что прикипел к ней и только она для него Родина-мать, но каждый день читает и слышит, что он — агент Моссада или ЦРУ, что жиды Христа распяли, а царя с семьей расстреляли, и что Союз нерушимый республик свободных пал жертвой мирового сионистского заговора, и так далее в том же духе — каково жить в такой атмосфере?
Вот и уезжают. И не только в землю обетованную, и везде их принимают с распростертыми объятиями, потому как русские евреи, как правило, высококвалифицированные специалисты и ученые. Помнится, еще Горбачев сетовал, что благодаря евреям, эмигрировавшим из Советского Союза в Соединенные Штаты, последним удалось сделать мощный рывок в области точных наук. Серьезность проблемы хорошо понимает и нынешний наш президент. Вручая в Кремле орден Мужества исполнительному директору Еврейского центра искусств Леопольду Каймовскому, Владимир Владимирович сказал: «Нужно сделать все возможное, чтобы евреи не уезжали из России».
Напомню, что 19 июля прошлого года в Большой хоральной синагоге на Каймовского набросился с ножом студент Никита Кривчун. Несмотря на полученные одиннадцать ран, Каймовский не потерял самообладания, закрыл собой девочку, стоящую рядом, и сумел вызвать на помощь охранника, который и задержал террориста.
При обыске в доме у Кривчуна нашли различную фашистскую литературу, и в том числе и книгу Виктора Корчагина «Еврейская оккупация России». Этот бывший строительный рабочий заочно окончил экономический факультет, но смыслом жизни сделал антисемитизм. Себя же Корчагин скромно, но со вкусом титулует «народным академиком».
Все беды России, по Корчагину, от евреев, и единственный выход для русского народа он видит в «полном изгнании евреев из русской земли». Он и христианство считает еврейским проникновением в русский дух. Интересно, как прокомментировал сей «народный академик» слова Путина, когда тот с бокалом шампанского подошел к Каймовскому и главному раввину России Адольфу Шаевичу и сказал: «Я только что говорил Леопольду, наша большая задача, чтобы люди возвращались обратно в Россию — и евреи, и неевреи. Надо сделать так, чтобы здесь была нормальная, хорошая жизнь, и люди к нам возвращались. Это обидно, что уезжают лучшие интеллигенты. Это обидно"…
Замечательные слова! Но, перефразируя известное высказывание Иисуса Христа, хочу напомнить неофиту Путину, что слова без дел — мертвы. А все дела по разжиганию межнациональной розни прокуроры упорно кладут под сукно. Тот же Корчагин издает и пропагандирует «Майн кампф» Гитлера и прочую нацистскую литературу, ведет оголтелую антиеврейскую агитацию в издаваемой им газете «Русские ведомости», организует митинги в центре Москвы с требованием депортации евреев, — и во всем этом прокуратура не находит состава преступления. Так что хорошие слова, сказанные на приеме в Кремле Путиным, ему следовало бы повторить в своем кабинете новому генеральному прокурору Владимиру Устинову. Может, тогда «дело Корчагина» сдвинется, наконец, с мертвой точки.
Это всего лишь один пример, хоть и наиболее вопиющий. Но разве не позорны история попустительства генералу Макашову или погромные выступления краснодарского губернатора Кондратенко и полная безнаказанность баркашовцев? Так на кого же обижаться после всего этого, что евреи уезжают из России?
Моя мать, потомственная кубанская казачка, прожила в Грузии практически всю свою жизнь, с той жуткой зимы 34-го, когда ей было всего 10 лет и когда, спасая от голодной смерти семью, мой дед Алексей Сердюк бежал с женой и четырьмя детьми за Кавказский хребет. Там мать выросла, вышла замуж за грузина, научилась говорить по-грузински и готовить грузинские блюда — это открыло ей сердца ее грузинской родни. Впрочем, никакой другой родни у нее и не осталось: коллективизация, раскулачивание (оно же второе расказачивание) и голод, организованный Советской властью, унесли в могилу почти всех ее станичников. Грузия стала ей родиной, а грузины — родными. И никакой другой жизни вне Грузии она даже не мыслила. Но вот пришел к власти бесноватый Гамсахурдиа и провозгласил «новую» политику: «Сакартвело картвелебисатвис!» (Грузия для грузин!) — так перекликающуюся с приснопамятным «Дойчланд ден дойче!» (Германия для немцев!) — песней песен гитлеровских нацистов.
Звиадовский великодержавный шовинизм привел к тому, что из многонациональной Грузии начался панический исход всех негрузин: евреи, которые благополучно проживали здесь более двух с половиной тысяч лет, хлынули в Израиль, греки — в Грецию, русские — в Россию, армяне — куда глаза глядят… Переехала ко мне в Москву и моя мать, благо было к кому и куда. Переехала вопреки самой себе. Но удивительное дело: уже девятый год она в Москве, однако не только не привыкла к ней, но все больше тоскует по Тбилиси…
Ксенофобия как «идефикс»
Евреев преследовали и притесняли во все времена все народы, среди которых они поселялись, — это действительно правда, но далеко не полная. А полная правда заключается в том, что любая пришлая этническая группа подвергается преследованиям и притеснениям со стороны коренного населения. Явление это получило название ксенофобии. Философский словарь объясняет его как «неприязнь, нетерпимость, ненависть, презрение к лицам иной веры, культуры, национальности…». Антисемитизм — такое же проявление ксенофобии, как антирусизм (русофобия), антигерманизм, антиармянизм и т. д. и т. п.
Ксенофобия родилась не вчера и даже не позавчера. Она появилась еще тогда, когда человек действительно жил в пещере и лазил по деревьям. Но, даже став «хомо сапиенсом», люди сохранили в своем подсознании страх к чужакам. Природа ксенофобии имеет такие же биологические корни, как, например, ревность. Но тем и отличается «хомо сапиенс» от своего неразумного прапращура, что умеет подавлять в себе животные инстинкты, а слепые эмоции подчинять холодному рассудку. Россия не потому переживает сейчас тяжелейшие времена, что, как считает тот же Зюганов, евреи захватили финансовую, а с ней информационную власть. Согласен, евреев среди олигархов немало, но грабят Россию в подавляющем большинстве свои же, русские. В то же время в Америке среди финансовых воротил евреев действительно гораздо больше, чем лиц кавказской или любой другой национальности, и в редакциях газет и журналов и прочих СМИ тоже полно евреев. Ну и что?! Америка процветает, а Россия нищает. Так, может, виновны в наших российских бедах все-таки не евреи, а кто-то другой? Или что-то другое? Вот это «что-то другое» и стоило бы поискать Оникову, Макашову, Баркашову и иже с ними, включая бывших интернационалистов из КПРФ.
Ксенофобия как общественное явление относится к сфере отношений межнациональных и в определенной степени — межгосударственных. Однако само название ее говорит о связи с медициной. В буквальном переводе с греческого ксенофобия означает xenos (чужой) + phobos (страх, боязнь). В психиатрии же под этим термином подразумеваются «навязчивый страх перед незнакомыми людьми, боязнь чужих». Все фобии имеют в основе своей навязчивую идею, навязчивое состояние, рождаемое страхом, манию преследования.
История красноречиво свидетельствует о том, что ксенофобия и национализм как ее крайнее проявление обостряются каждый раз тогда, когда общество оказывается в кризисе — политическом, социальном или экономическом. Сегодня в жесточайшем кризисе находится Россия, и потому национализм набирает в ней обороты. Вспомним: распад СССР начался с погрома армян в Сумгаите и кровавого избиения турок-месхетинцев в Фергане. Или наоборот: подспудное ощущение распада СССР спровоцировало те погромы. А потом пошло-поехало: война в Карабахе, война в Северной Осетии, война в Абхазии, война в Приднестровье, война в Таджикистане и, наконец, война в Чечне.
Последняя, между прочим, началась с «выдавливания» русского населения. Если в 1990 году в Чечне проживало более полумиллиона русских, то к концу 94-го их осталось менее 50 тысяч, да и то в основном стариков. И в то время как в Прибалтике русских «выдавливали» цивилизованно, в Чечне этот процесс принял прямо-таки дикие формы: девушек насиловали, парней избивали прямо на улице, грабили квартиры и выкидывали из них хозяев или заставляли уезжать под угрозой смерти и т. д. На фоне всех этих событий российский антисемитизм выглядит сегодня, да простят меня евреи, этаким детским лепетом. Но сие пусть никого не обольщает.
Да, вирусом антисемитизма сегодня, между прочим, заражено более 90% населения планеты. Не ошибусь, если скажу, что 90% населения России носят в себе и вирус антисемитизма, только у одних он проявляется в виде легкой простуды, а у других, как у Макашова или «батьки» Кондратенко, принимает агрессивные, угрожающие уже самому существованию организма формы.
Хотели как лучше…
В «НГ-религиях» была опубликована заметка об инциденте, происшедшем в православном Горненском монастыре в Израиле. Факт сам по себе безобразный: каких-то два хулигана проникли на территорию монастыря, стали оскорблять монахинь, а один из них снял штаны и выставил на обозрение свою голую задницу. Но как подало читателям популярное приложение «НГ» сей возмутительный факт? На мой взгляд, не менее возмутительно. На первой полосе, под самым логотипом аршинными буквами набран заголовок, более напоминающий некую декларацию: «В канун 2000-летия Рождества Христова на Святой Земле возрастает межрелигиозная напряженность». И к нему подзаголовок: «Израильские власти не могут защитить от хулиганов монахинь и паломников из России». Заголовок и подзаголовок занимают места столько же, сколько и сам текст. Читаешь последний и диву даешься: речь-то в нем совсем о другом. Никаких паломников, никакого возрастания межрелигиозной напряженности. И упрек к властям совершенно безосновательный: стоило монахиням позвонить в полицию, тут же приехали бравые ребята, арестовали хулиганов и отвезли в участок. Тем не менее аршинный заголовок и огромная фотография голой задницы (в ущерб эстетичности, но для пущей убедительности) свое дело сделают. Антисемиты всех мастей обязательно этим воспользуются, вот увидите.
Другое дело, что израильские власти тоже хороши. Хулиганов арестовали, а что дальше? Никто не требует приговаривать их к высшей мере, но хоть какое-то наказание они понесли? Их хотя бы оштрафовали? Так сообщите об этом Русской духовной миссии, чего она справедливо, но безрезультативно добивается, и дело с концом. Зачем давать лишний козырь российским черносотенцам, которые очень хорошо умеют из мухи раздувать слона. А слон этот при удобном случае обязательно наступит потом на российских евреев. Sic!
Ничто так не разжигает националистических чувств, как оскорбление чувств религиозных. Даже у неверующего человека всякий антагонизм в адрес религии, из которой он родом, вызывает в ответ антагонизм удвоенной, утроенной силы. Но я вспомнил широко известные слова одного из отцов-основателей сионизма Теодора Герцля: «Каждый народ имеет своих негодяев. Почему вы отказываете в этой привилегии евреям?»
Нравственные ценности у иудеев и христиан едины. Об этом хорошо сказал на встрече с раввинами Нью-Йорка в декабре 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного родства и положительных религиозных интересов… Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев».
Евреи, которые оскорбляли православных монахинь в Эйн-Кареме, или забыли эти заповеди, или никогда их не ведали. Как, впрочем, и те мусульмане, которые безобразничали в Тиверии, потому что и в исламе нравственную основу тоже составляют Моисеевы десять заповедей. Нас всех объединяет духовное родство, а разъединяет незнание собственных духовных корней. Однако незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности за их нарушение. У меня просто не укладывается в голове, что израильские власти так и не дали ответа Русской духовной миссии. Но еще больше непонятна мне позиция общественности. Дорогие мои израильские евреи! Представьте себе на минуту, что в России какой-то хулиганствующий националист ворвался бы в синагогу и стал демонстрировать там свою задницу. Да шум бы поднялся на весь мир: евреи в таких случаях спокойно никогда не проходят мимо. И правильно делают. Так не проходите мимо во всем, что касается и не евреев тоже!
Общество, зараженное национализмом, становится опасным для всех народов, его составляющих, в том числе — в конечном итоге — и для основной, коренной нации, или, как сейчас говорят, титульной. Не буду обращаться к примерам далекой и даже не очень далекой истории. Напомню о событиях кровоточащих: Карабах, Абхазия, Чечня. Напомню также, что в каждой из этих горячих, точнее горящих, точек огонь был разожжен взрывом национализма.
Так что будем смотреть, как пожар набирает силу, да еще подливать керосину в огонь, пока не сгорит весь дом? Или все-таки возьмемся за ум и займемся радикальным лечением «поехавшей крыши» нашего общественного сознания — для своего же собственного блага? Ибо все мы одним миром мазаны…