Москва, журнал | О. Россич | 13.04.2002 |
Казалось бы, что может разъединять русских, живущих в России и исповедующих православную веру, с русскими же и православными по вере, рассеянными по свету в результате революций и войн? И язык у нас один, и историческая Родина одна, и, главное, вера одна, и Христос заповедал нам любить друг друга и носить бремена друг друга. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой», — предупреждает нас Господь (Ин. 13, 34). А апостол Павел сравнивает людей, не имеющих любви, с «медью звенящей», от которой нет никакой пользы, а один лишь шум. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 1−3). И вот мы видим, как звенит эта медь, как изрыгаются потоки брани на Русскую Православную Церковь, на главу ее Патриарха Алексия II и на русский народ. И исходит этот медный звон ненависти из Русской Православной Церкви За рубежом (РПЦЗ).
Два года назад глава Зарубежной Церкви митрополит Виталий заявил, что божественною Благодатью Духа Святого обладает только Зарубежная Церковь, Русская же Патриаршая Церковь Благодати не имеет, так как не осудила так называемое «сергиянство», не отказалась от экуменизма, а все ее иерархи — сотрудники КГБ.
Однако Дух Святой, по слову Господнему, дышит где хочет, а «сердце царя и первосвященника в руце Божией», а посему подобные заявления есть хула на Духа Святого, непростительная ни в веке сем, ни в будущем. У Русской Православной Церкви «облако свидетелей» ее благодатности: обновляющиеся и мироточивые иконы (икона Царя-мученика Николая II и множество других), вновь обретенные мощи наших достославных святых (Серафима Саровского, Александра Свирского, Саввы Сторожевского, святого Патриарха Тихона, оптинских старцев). А пророчества о России и ее возрождении преподобного Серафима Саровского, святого Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев, монаха Авеля! Наш великий писатель и провидец Ф. М. Достоевский прозорливо увидел грядущую кровавую революцию и ее стотысячную жертву за сорок лет до ее свершения: «…Интернационал распорядился, чтобы революция началась в России. И начнется… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств… Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лица мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит кровью». Но он же предсказал и дальнейшую светлую судьбу России: «Россия все же очистится от скверны и возродится, сядет у ног Христа и покажет всему миру истинный путь».
Да, в результате революции и кровавой гражданской войны попущением Божиим по грехам нашим и наших предков, за измену и предательство богоустановленной монархии и отступление от святой веры православной, прежде всего правящего класса и интеллигенции, к власти пришли богоборческие силы, поставившие задачу стереть Православие с лица русской земли. Страшнейшие и невиданные гонения обрушились на Русскую Православную Церковь, ее служителей и верных чад. Мученической кровью русского народа и его пастырей обагрилась русская земля. К 1941 году из 300 епископов осталось на свободе только трое. С 1917 по 1940 год было разгромлено 1222 монастыря (факты из выступлений академика Ф. Я. Шипунова в Доме художника, Москва, март 1989 года). Некоторым удалось уйти за рубеж и там выживать в нелегких условиях чужбины. Но большинство русского верующего народа и его пастырей, в том числе святой Патриарх Тихон, остались на Родине на милость победителя — а победитель рычал на Церковь аки лев. Началась страшная расправа над православным народом, русская земля наполнилась слезами, кровью и стонами… Русских людей более семидесяти лет отлучали от Православия. Сегодня Православная Церковь в России восстает из пепла. Работы непочатый край, и работы крайне важной: нужно восстановить порушенное, приобщить к Православию людей, выросших атеистами, а главное — воспитать новое поколение православных. Так приходите, русские люди, в рассеянии сущие, помогайте кто чем может, любая помощь на вес золота в этот хотя и трудный, но Богом дарованный час. И некоторые (честь и хвала им!) приходят, но мало их, очень мало. Большинство православных из зарубежья страдания нашей мученицы Матери-Церкви не трогают — они вполне довольны собой и предпочитают всему «комфорт демократической свободы», забывая, что этот комфорт оплачивается продажей собственной души мамоне.
Часто со стороны зарубежных владык слышишь: пусть Патриаршая Церковь в России покается в грехе сотрудничества с безбожной властью! Но всем известно: в недавнем прошлом некоторые иерархи зарубежья (митрополит Анастасий, в частности) высказывали верноподданнические чувства и желание сотрудничать с Гитлером, но что-то не было слышно каких-либо голосов раскаяния в этом. Что нам упрекать друг друга, вылавливать соринки в чужих глазах и не видеть бревен в собственных? Увы нам, увы, все мы согрешали и продолжаем грешить — нет в нас той любви, которую хочет видеть Христос.
Зачем же и сегодня продолжать усугублять раскол, нарушая заповедь Христову о любви и единстве? Ведь, по словам святого Иоанна Златоустого, «грех раскола не смывается даже мученической кровью».
Известный своей ненавистью к России Бжезинский, один из деятелей «мировой закулисы», неоднократно заявлял, что после падения коммунизма главным противником является Православие. Усилия мировых сил зла направлены на то, чтобы разжигать вражду среди православных, сеять раскол и разделение. Пусть Православие ослабят сами православные, а уж потом легко разделаться с ним окончательно! Неужели вы хотите быть в одной упряжке с теми, кто является врагом Христа? Неужели вы не видите и не понимаете, что своей неуемной враждой против Русской Православной Патриаршей Церкви вы вольно или невольно помогаете мировым силам зла, не желающим и всячески противящимся возрождению России и русского православия?
Когда говоришь с прихожанами Русской Зарубежной Церкви, порой удивляешься, сколько ненависти и злобы изливают они на Русскую Патриаршую Церковь. И совсем иная картина в России, где православные прихожане всегда встречают вас с любовью, а батюшки, узнав, что вы из Зарубежной Церкви, не отказывают в причастии Святых Даров, а о Зарубежной Церкви и ее выпадах против Патриархии говорят с искренней болью и сокрушением, смиренно: «Да, это очень прискорбно, что не получается у нас с ними хороших отношений. Конечно, православный лад жизни в России только начинает восстанавливаться, народ наш еще мало укреплен в вере. Но посмотрите, сколько у нас сейчас душеполезных изданий, сколько молодых, знающих батюшек и епископов появилось, сколько молодежи потянулось в церковь. Помоги нам, Господи».
Сравните православных женщин, посещающих церковь: в России — все в платочках, волосы прикрыты, в длинных юбках; а в зарубежье сплошь и рядом в церковь женщины приходят в обтягивающих брюках, формально прикрывая голову кружевными нашлепками. Кто-то может сказать, что это мелочи, — но кто не может быть верен в малом, как же сможет быть верен в большом?
В чем же причина наших раздоров? Господь дал нам заповедь любить даже врагов наших. Почему же Зарубежная Церковь настроена так непримиримо и агрессивно к своей Матери-Церкви, из недр которой она вышла? Эти причины представляются нам следующими:
1. РПЦЗ не сумела преодолеть до сих пор дух гордыни, стремления к узурпации власти, непослушания и увлечения политиканством, с которыми она родилась в 1920-е годы вопреки ясным указаниям святого Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета (указ ¦ 348 и 349 от 22 апреля (5 мая) 1922 г., которым Высшее церковное управление за границей упразднялось, а временное управление русскими заграничными приходами передавалось митрополиту Евлогию).
2. РПЦЗ, находясь в отрыве от России и без благодатного общения со страждущей, гонимой Матерью-Церковью, не сумела сохранить и передать русский православный дух новым поколениям своих сыновей и дочерей, которые в большинстве своем приняли ценности окружающей их западной материалистической и бездуховной культуры, то есть американизировались, офранцузились — отчуждились и русскими являются только по названию.
3. РПЦЗ в силу естественного сокращения русской старой, патриотически настроенной эмиграции стала заметно пополняться, особенно в последние 7−10 лет, перешедшими в Православие инославными, которые, к сожалению, в своем большинстве не избавились от багажа чуждого Православию протестантского мышления и духа агрессии, нетерпимости и гордыни, духа индивидуализма и самомнения, от укоренившихся житейских привычек, предрассудков и главное — от предвзятого, искаженного представления о России и Православной Церкви в России, которое насаждалось в западном обществе в течение всего ХХ столетия.
Отчуждение, отрыв Русской Православной Церкви За рубежом от России столь велики, что в своих многочисленных апелляциях к американским властям РПЦЗ неизменно подчеркивает: она является «американской организацией, инкорпорированной в Нью-Йорке».
РПЦЗ — по своему составу, по своей политике и деятельности и, наконец, по собственному признанию себя «американской организацией» — не является фактически в настоящее время русской. Именно поэтому многие приходы в Америке опускают слово «русский» в своих названиях.
Продолжая обвинять Патриаршую Церковь в сотрудничестве с безбожной властью в России и в заигрывании с католицизмом, РПЦЗ в то же самое время без стеснения требует поддержки от американских властей и апеллирует к римскому папе в ее постыдном и неправом противостоянии Матери-Церкви по поводу недавних событий в Иерихоне. Идет на поклон к президенту США и американскому Конгрессу, повинным в недавней преступной кровавой агрессии против Сербии и варварском уничтожении ее православных святынь в Косово и Метохии. Идет на поклон к папе, ничего не сделавшему для недопущения или прекращения этого варварства. Кстати сказать, сама РПЦЗ, в отличие от всех остальных поместных и автокефальных Церквей, проявила поразительную сдержанность в критике натовских агрессоров, и ее заявление появилось только после приостановки бомбежек. А ведь именно РПЦЗ должна была бы первой возвысить свой голос против преступной агрессии НАТО во главе с США, в защиту братской православной Сербии — ведь именно Сербия в 20-е годы предоставила убежище и оказала гостеприимство беженцам из России, создавшим на ее территории, хотя и вопреки указанию святого Патриарха Тихона, Русскую Православную Церковь за рубежом.
В сербском кризисе Зарубежная Церковь показала себя робкой и запуганной, а некоторые ее служители (те, кто пришел из протестантов) открыто выступали в поддержку агрессоров, против православного сербского народа.
Когда агрессоры из НАТО разрушали старинные православные сербские монастыри, где был голос Зарубежной Церкви? Зато в Хевроне и Иерихоне она кричит на весь мир, призывая правительство Клинтона оказать давление на Московскую Патриархию. И ради чего? Только ради того, чтобы приобретенное и созданное многими поколениями русских людей на Святой Земле не возвратилось по справедливости России и ее народу? Ведь уже очень многое из русского святого достояния, созданного на Святой Земле русскими подвижниками и завещанного России, было разбазарено и навсегда потеряно под «временным управлением» РПЦЗ. Вам, избегнувшим «Вавилонского богоборческого пленения», Господь дал временно хранить достояние русского народа на Святой Земле на тот лишь период, пока Русская Церковь-Мать и ее народ находились в пленении. Но пленение закончилось, и пора вернуть то достояние, которое вы хранили в тяжелое время (поклон вам за это) истинному владельцу — Русской Православной Патриаршей Церкви. Ведь израильский народ принес с собой из плена все, что было похищено из Иерусалимского храма, и восстановил его. Почему же Зарубежная церковь сегодня поступает иначе и не хочет сама, добровольно, с достоинством вернуть все, что по праву принадлежит освободившейся Матери-Церкви? Ведь еще митрополит Антоний (Храповицкий), стоявший у основания РПЦЗ, в 20-е годы торжественно провозглашал, что именно так будет после освобождения Матери-Церкви в России. Почему же сегодняшние возглавители РПЦЗ не только не исполняют завещание своего первоиерарха аввы Антония, а, напротив, пытаются всячески, любой ценой сохранить за собой русские святыни в Святой Земле? Ведь у самой Зарубежной Церкви нет сил и возможностей поддерживать даже свои монастыри в Америке.
Многое в «Москобии» пришло в запустение и требует срочных восстановительных работ, о чем говорилось в листовке РПЦЗ (декабрь 1999 г.). В листовке была фотография здания в Иерихоне и говорилось, что «в пустовавшем много лет саду и общежитии теперь поселились монахи (фактически два монаха. — Авт.), которые занимаются производством ладана. Дом нуждается в капитальном ремонте». Зачем же понадобилось РПЦЗ лживо заявлять, что в Иерихоне у них отняли монастырь?
Поведение американской монахини Марии, по сотовому телефону изливающей жалобы на непобеленный потолок, цементный пол и отсутствие туалетов, напоминает американское рекламное шоу: смотрите, смотрите, как мы страдаем, как нам тяжело.
И бесконечное, навязчивое подчеркивание той же монахиней РПЦЗ, что она гражданка США и сестра бывшего помощника президента Клинтона…
А я был свидетелем другой картины и другого протеста — когда пожилые русские женщины, у которых униаты отняли храм, тихо лежали под проливным, холодным дождем, несколько дней не ели и, как их ни уговаривали закрыться палаткой от дождя, все отвергали и говорили, что им ничего не надо, что они готовы умереть, лишь бы вернуть свой православный храм, где пусть не они, но их братья и сестры смогли бы молиться Богу. Разница существенная…
+ + +
Суть русского Православия — соборность, миролюбие, смирение, послушание, кротость, дух братства и любви. Хранительницей этого русского Православия и его обогатительницей являлась и является Русская Православная Патриаршая Церковь, находящаяся, в отличие от РПЦЗ, в молитвенном и евхаристическом общении со всеми Поместными и Автокефальными Православными Церквами.
В зарубежье же обнаруживается полное непонимание предназначения России как хранительницы Православия и удерживающей грядущий в мир дух антихриста.
Очевидно, что Русская Зарубежная Церковь перестала быть носителем русского православного духа, она только носит имя, что она жива, но своими словами и делами, духом своим она сливается с современным Вавилоном, в котором продолжает существовать. Отсюда и непонимание путей Господних в деле спасения тех, кого еще можно спасти от смрадного духа блудного Вавилона и его деяний. Вспомните призыв Господа, обращенного к народу своему: «Народ мой, выйди из Вавилона». Да, настало страшное время, когда каждый должен сделать окончательный выбор — с Богом он или с сатаной. Бежать больше некуда, да и незачем. Выбор за каждым из нас.