Русская линия
Москва, журналПротоиерей Николай Щербаков13.04.2002 

К спору об участке в Иерихоне

В середине XIX века в Иерусалиме была создана Русская Духовная миссия. Первоначально Миссия выполняла функции представительства Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархатом, оказывала поддержку Православию на Ближнем Востоке, вела просветительную и благотворительную деятельность среди местного населения. В дальнейшем существенно возросло значение Миссии в деле духовного окормления многочисленных паломников из России.
В 1865 году начальником Миссии был назначен архимандрит Антонин (Капустин), возглавлявший Миссию более четверти века. Одним из приоритетных направлений деятельности архимандрита Антонина было приобретение для Русской Православной Церкви и России земельных участков в Палестине. Закрепляя собственность за Русской Православной Церковью, он давал возможность русским паломникам поклоняться христианским святыням. Благодаря архимандриту Антонину Русская Духовная Миссия приобрела участок с дубом Мамврийским в Хевроне, дома и земли в евангельском селении Горняя (Айн-Карем) на окраине Иерусалима, участок на Елеонской горе недалеко от места Вознесения Спасителя, участок в Яффе с гробницей праведной Тавифы и многие другие объекты. До сих пор русские храмы и русские земельные участки в Святой Земле называются местным населением не иначе как Москобия, что указывает на их принадлежность Московскому Патриархату. Никакие другие страны и подданные каких-либо других государств к русской церковной собственности в Святой Земле не имеют ни малейшего отношения, и их претензии лишены каких-либо оснований.
Основные проблемы с собственностью Русской Православной Церкви в Святой Земле возникли после переворота 1917 года. Священники из России по причине гонений не имели возможности выезжать в Святую Землю для прохождения служения. За этот период многие участки были заняты Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) — эмигрантской организацией, отпавшей от Матери-Церкви в России после так называемого карловацкого раскола.
В 1948 году, вскоре после провозглашения государства Израиль, правительство этой страны признало все права на собственность Русской Духовной Миссии за Московским Патриархатом. Но к Русской Православной Церкви перешла только часть этой собственности. Другая часть, в том числе располагавшийся тогда на территории Иордании участок в Иерихоне, удерживалась РПЦЗ.

Участок в Иерихоне (Ярд-ель-Балад)

Участок в местечке Ярд-ель-Балад (ныне в центре города Иерихона) также приобретен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 году.
На участке (который, к слову сказать, не являлся монастырем, как это пытаются представить) расположены большой двухэтажный дом, дом с часовней, пристройка из двух комнат, сад из цитрусовых деревьев и финиковых пальм. Длительное время двухэтажное здание, построенное на территории русского участка, сдавалось РПЦЗ в аренду Агентству социальной помощи и занятости Организации Объединенных Наций.
Палестинская Национальная Администрация, в ведение которой перешел город Иерихон, признает Московский Патриархат единственным законным правопреемником дореволюционной Русской Православной Церкви. Стремясь восстановить историческую справедливость в отношении русской церковной недвижимости, Администрация приняла решение возвратить Русской Православной Церкви Московского Патриархата участок в Иерихоне, так же как в 1997 году Московскому Патриархату был возвращен участок в Хевроне.
15 января 2000 года решением Президента Палестинской Национальной Администрации г-на Ясира Арафата передача участка Московскому Патриархату была осуществлена.
Конфликтная ситуация возникла из-за двух монахинь РПЦЗ, гражданок США Марии Стефанопулос из Нью-Йорка и Ксении Сесена из Сан-Франциско. Проникнув на территорию участка, монахини отказались его покинуть, требуя возвращения его РПЦЗ и угрожая голодовкой.
Общественный интерес к событию, особенно в США, подогрело не только то обстоятельство, что Русская Православная Церковь за границей имеет центр в Нью-Йорке и обе монахини — гражданки США, но и то, что Мария Стефанопулос оказалась родной сестрой Георгия Стефанопулоса, бывшего советника Президента США Билла Клинтона. Видимо, именно этот факт придал случившемуся характер сенсационности и привлек внимание средств массовой информации.
Обращает на себя внимание близость позиций и слаженность совместных действий РПЦЗ и американской дипломатии против России и Русской Православной Церкви. Член Синода РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк (Арндт) в своем заявлении от 2 февраля с. г. прямо свидетельствует: «Поддержка из США, где официально зарегистрирована РПЦЗ, возрастает».
Заинтересованное и активное участие в конфликте по поводу русской церковной собственности приняла американская дипломатия. Американский консул, опередив даже российских дипломатов, первым прибыл на место события. Он же пытался убедить Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Диодора I не поддерживать Московский Патриархат. Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт оказывают серьезное давление на Ясира Арафата.
Конгрессмен Кэролин Малони (штат Нью-Йорк, партия демократов) активно собирает материалы по этому вопросу для слушаний в Конгрессе США. Такие действия вызывают определенное недоумение, ибо русская церковная собственность никаким образом не может являться сферой государственных интересов США.
Основную ответственность за возникновение конфликта несет высшее руководство РПЦЗ, искусственно тормозящее процесс воссоединения с Матерью-Церковью в России. Весомым аргументом в пользу подобной оценки конфликта служит заявление Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Диодора I, сделанное им 31 января. Патриарх Диодор однозначно высказался в поддержку передачи участка в Иерихоне его законному владельцу и подчеркнул необходимость скорейшего преодоления раскола и воссоединения РПЦЗ с Русской Православной Церковью.
Нынешняя позиция Синода Зарубежной Церкви вступает в прямое противоречие с фундаментальными уставными положениями и идеологическими доктринами самой же РПЦЗ, в соответствии с которыми она имеет законное право и моральные основания на отдельное существование от Московского Патриархата до того времени, пока невозможен свободный Поместный собор единой Русской Православной Церкви, чему сейчас нет никаких препятствий.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что и с правовой, и с моральной точки зрения возвращение земельного участка Московскому Патриархату есть не что иное, как акт восстановления справедливости, ибо Зарубежная Церковь никак не может самочинно представлять народ России, на чьи деньги приобретались и обустраивались объекты Русской Духовной Миссии на Святой Земле.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru