Коммерсант | И. Виноградов | 13.04.2002 |
Русская линия«> |
Коммерсант, 28 июня 2000 г.
Украинский патриарх не пробился к Херсонесу
Марк Агатов
Кровопролитием мог завершиться визит в Севастополь бывшего митрополита Филарета, ныне именующего себя патриархом Киевским и всея Украины. Филарет Денисенко хотел благословить украинское оружие, но был вынужден прибегнуть к его защите.
Филарет был приглашен украинскими властями в Севастополь для «напутствия молодых офицеров военно-морских сил Украины». В связи с приездом Филарета епархиальный совет Симферопольской и Крымской епархий Украинской православной церкви Московского патриархата распространил обращение к руководству автономной республики Крым и всем православным крымчанам, в котором, в частности, говорилось, что Филарет Денисенко в 1992 году дважды поклялся перед распятием и святым Евангелием в том, что не будет предпринимать никаких антицерковных действий. Однако в том же году он, по мнению епархиального совета, нарушил свою клятву.
Бывший патриарший экзарх митрополит Филарет (в миру Михаил Денисенко), будучи в лоне православной церкви, всегда категорически выступал против автокефалии (самостоятельности) Украинской православной церкви. В 1990 году украинские епархии были объединены в Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Главой УПЦ МП был избран митрополит Филарет. Его взгляды изменились, и он стал ратовать за предоставление Украинской православной церкви автокефалии. Священный синод Русской православной церкви в этом отказал. Филарет не признал правомочным решение собора и самочинно провозгласил автокефалию УПЦ Киевского патриархата в 1992 году. Митрополит Филарет (Денисенко) предан анафеме за грех раскола, считающийся самым тяжким, так как священник или архиерей, порывая со своей церковью, увлекает за собой и свою паству. Ни один предстоятель поместных православных церквей, разбросанных по всему миру, не вступает в церковное общение с Филаретом. Бывший митрополит Филарет не имеет права совершать богослужения и таинства.
Епархиальный совет Симферопольской и Крымской епархий предостерег верующих обращением, чтобы «никто из них не впал в грех духовного общения с раскольниками».
В связи с приездом Филарета верующие в Симферополе перекрыли дорогу, по которой должен был проехать раскольник, останавливали подозрительные машины, но Филарету удалось незамеченным въехать в город в сопровождении офицеров военно-морских сил Украины. Филарет Денисенко выступил в прямом эфире на одной из крымских радиостанций, планировал он и посещение Владимирского собора в Херсонесе, куда перед этим были стянуты усиленные наряды украинской милиции. В свою очередь, православные, в основном казаки и представители российских общин, собрались на мысе Херсонес и блокировали все подходы к храму. Здесь им раздавали листовки с призывом «встать на защиту своей веры, истории и духовной культуры, отстоять колыбель русского православия от поругания клятвопреступника и изменника веры». На военном катере украинских военно-морских сил лжепатриарх пытался подплыть к Херсонесу, однако решительный настрой защитников храма вынудил его отказаться от высадки. Филарет Денисенко благословил украинских офицеров на ратные подвиги и отбыл из Крыма.
Местные наблюдатели связывают приезд Филарета Денисенко в Крым с активизацией антирусских действий во Львове и предполагают дальнейшее обострение межнациональных отношений на Украине, в которых не последняя роль отводится православной церкви Киевского патриархата. Источники в церковных кругах не исключают насильственного захвата храмов православной церкви Московского патриархата. Одним из первых таких храмов может стать Владимирский собор в Херсонесе.
В обращении епархиального совета приводится высказывание Джованни Герве, доктора канонического права, представителя трибунала Высшего суда католической церкви. Доктора Герве вряд ли можно заподозрить в тайных симпатиях к Московской патриархии. Он, в частности, сказал: «Нас прежде всего удивило, почему на Украине, претендующей на статус правового демократического государства, была зарегистрирована церковь Киевского патриархата. Явилось совершенно новое религиозное образование, возникшее с нарушением канонов. Если бы законодатели заглянули в любой учебник христианской истории, они бы поняли, что имеют дело с обыкновенными раскольниками и, узаконивая их статус, обрекают страну на долговременный религиозный конфликт с непредсказуемыми последствиями…»
Крым