Коммерсант | И. Виноградов | 13.04.2002 |
Тот факт, что президент России Владимир Путин не пригласил папу римского Иоанна Павла II приехать в Россию, в Московской патриархии расценили как «мудрый и ответственный поступок» и свидетельство «взвешенности внешнеполитической линии России». Русская православная церковь настаивает, что визиту папы должно предшествовать разрешение конфликтов между католиками и православными на Западной Украине.
Церковь в России отделена от государства. Но не учитывать мнение высших иерархов ведущей конфессии ни один публичный политик — будь он хоть трижды атеистом — не может. В Ватикане все по-иному. Там глава государства одновременно является и главой крупнейшей в мире конфессии. И это совмещение функций создает определенные трудности во взаимоотношениях с некатолическими странами.
Соображения этикета требовали от совершившего визит в Ватикан Владимира Путина передать главе Ватикана ответное приглашение посетить Россию. Фактически оно ни к чему не обязывало бы российского президента: до него папу приглашали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Те приглашения папа не принял: по правилам Ватикана для посещения понтификом некатолической страны требуется приглашение не только от светских властей, но и от руководителей главной конфессии. А руководство Московской патриархии не подавало никаких признаков того, что оно на это пойдет.
Но Путин Иоанна Павла II не пригласил, и все заявления о том, что «визит папы обязательно состоится — когда-нибудь, когда будут урегулированы спорные вопросы между Римской католической и Русской православной церквями», — не что иное, как попытка сгладить создавшуюся неловкость.
Дело в том, что противоречия между церквями практически неразрешимы. Главное среди них — проблема собственности на Западной Украине. В 1946 году распоряжением сталинского руководства там была ликвидирована униатская греко-католическая церковь, а вся ее собственность передана Московской патриархии. В начале 90-х годов униатская церковь Западной Украины была восстановлена, а имущество возвращено, чему в немалой степени способствовали распад СССР и образование независимой Украины.
РПЦ, владевшая собственностью в течение почти полувека, пусть на сомнительных юридических основаниях, с потерей не смирилась. И теперь выдвигает имущественные требования к Риму в качестве главного условия для возможного визита понтифика. Кроме того, Русская православная церковь обвиняет Рим в прозелитизме — обращении православных в католичество.