Коммерсант | Муфтий Равиль Гайнутдин | 13.04.2002 |
Появившись на исторической арене в начале седьмого века, ислам спустя всего лишь 20 лет после смерти пророка нашего Мухамада (да благословит его Аллах и приветствует) пришел на территорию нынешней России, в Дагестан. Это случилось в 21 году мусульманского календаря, что соответствует 642 году григорианского календаря. Через два с половиной века мусульманами стали и предки современных татар, которые, в свою очередь, стали проповедовать ислам среди предков башкир. Но именно в этом тысячелетии ислам окончательно утвердился в России среди дагестанцев, татар, башкир и постепенно охватил все народы Северного Кавказа.
Сейчас идет 1421 -й год хиджры — мусульманского календаря. Он для нас, мусульман России, весьма знаменателен. Если исходить из данных авторитетнейших, общепризнанных как религиозными, так и научными деятелями источников, то исполняется 1400 лет с начала распространения ислама на территории России. Эта дата для нас, мусульман России, важна по многим причинам. Отмечая ее, мы обращаемся к истокам мусульманских народов. Раскрывая причины принятия ислама каждым из трех с лишним десятков российских мусульманских народов, мы лучше будем представлять, осознавать роль ислама в истории каждой нации, ее культуры. Обращаясь к прошлому, мы, наконец, будем лучше понимать сегодняшние наши проблемы и трудности, находить пути их преодоления.
Ислам — религия мира, религия гуманная. Действия и слова сил в Чечне, называющих себя ваххабитами, борцами за ислам, не имеют ничего общего с исламом. Они дискредитировали нашу религию, они повинны в том, что в российском обществе сформировался страх перед исламом и мусульманами. Вот почему мусульманское духовенство страны поддерживает усилия президента и правительства, направленные на установление порядка и законности в Чечне, желает чеченскому народу как можно быстрее начать мирную, спокойную жизнь. Одновременно мы, мусульманские деятели, должны признать, что ваххабизм в той форме, в которой он проявляется в России, — это во многом результат нашей слабости, неумения вести религиозное просвещение в новых условиях, отсутствия у нас должной подготовки. Это нас должно серьезно тревожить, так как борьба против религиозного экстремизма только силовыми методами никогда не принесет окончательного успеха. Желаемый результат может быть достигнут только тогда, когда развернется продуманная и основанная на учении ислама разъяснительная работа, в которую будут включены все имамы, сотрудники духовных управлений мусульман, студенты и преподаватели духовных учебных заведений, религиозные издания.