Известия | Д. Коптев | 13.04.2002 |
— Как получилось, что вы, гражданин США, переехали в Россию и живете здесь уже 10 лет?
— Впервые я приехал в СССР в 1988 году, так что это уже больше чем 10 лет. Та поездка была для меня очень интересной. Я увидел здесь такое еврейство, какого не видел нигде, хотя я бывал во многих странах. Я был восхищен. В духовном плане евреи были на самом высоком уровне. У них не хватало знаний, ведь они не имели возможности по-настоящему учиться вере. Но это были настоящие герои еврейского народа. Наверное, так произошло потому, что они все время были вынуждены преодолевать трудности.
В 1990 году Любавичский ребе послал меня сюда, чтобы я возглавил еврейскую общину в Марьиной роще. Но я не думал, что останусь здесь, думал, что через год уеду и обоснуюсь где-нибудь в Америке или в Европе. Но вот уже прошло 10 лет — и уезжать я не намерен.
— Расскажите, как была создана Федерация еврейских общин России.
— Необходимость создания федерации появилась в 1997 году. До этого мы занимались возрождением еврейских общин в разных городах, но никогда не думали, что нужно создавать какую-то «крышу». В 1997 году вышел закон, по которому каждая религиозная организация была обязана доказать, что существует на территории России не меньше 15 лет. Вы понимаете, что для большинства еврейских общин это было невозможно. Тогда те общины, которые могли это сделать, объединились и создали федерацию, отделениями которой потом стали остальные.
— А почему вы не присоединились к существовавшим в то время еврейским организациям? Ведь были уже и Российский еврейский конгресс (РЕК), и Конгресс еврейских религиозных общин России (КЕРОР).
— Ну, во-первых, РЕК никак не мог нам помочь, это не религиозная организация. КЕРОР же в то время уже, к сожалению, очень мало делал для еврейской общины. То, что мы делали сами, намного превосходило возможности КЕРОР. Большая часть наших общин вообще не имела дела с КЕРОР. Кроме того, те общины, которые вошли в федерацию, хотели исповедовать так называемый ортодоксальный иудаизм, в то время как КЕРОР проповедовал иудаизм «обновленный». Сыграло свою роль и нежелание общин подчиняться какой-то московской структуре, которая сразу начнет насаждать свои порядки. Тем не менее мы продолжаем взаимодействие и с РЕК, и с КЕРОР.
— В итоге создалась, скажем так, странная ситуация — когда в России существуют два главных раввина. Как вы намерены искать выход из создавшегося положения?
— Мы уверены, что любой вопрос можно решить путем компромисса. В чем-то уступим мы, в чем-то они. Мы со своей стороны не претендуем на то, чтобы представлять всех евреев. Наоборот, чем больше будет представлено мнений, тем лучше. Но в КЕРОР должны реально смотреть на вещи. У нас нет никакого желания снимать Адольфа Шаевича, наоборот, пусть он дальше работает. В конгресс входит около 20 общин, в федерацию — 85. Еврейский закон — решает большинство. Да они все понимают. На съезде, избравшем меня главным раввином, были и представители КЕРОР, и они не выступили против. По крайней мере открыто.
— А если одним из условий компромисса будет ваш отказ от поста главного раввина?
— Пусть решают общины. У меня нет никакого стремления занимать этот пост, это очень тяжелая работа.
— Вы недавно подписали соглашение с Министерством культуры. Вы не стремились этим шагом как-то ускорить процесс возвращения библиотеки Шнеерсона?
— Не стремился и не стремлюсь. У меня другая задача. Любавичский ребе послал меня строить общину, переговорами о библиотеке занимается ребе Ицхак Коган. Нас это не интересует.
— Ваше избрание главным раввином России не заставит вас заниматься политикой?
— Я буду делать все, что в моих силах. У нас всегда были хорошие отношения с правительством, и я надеюсь сохранить их и впредь. Но политикой я заниматься не буду. У меня для этого нет ни времени, ни желания.
— После создания ФЕОР ходили слухи, что это была инициатива администрации президента.
— Тут, по-моему, произошла какая-то путаница. Мы никогда не имели контактов с его администрацией. Мы вообще не занимаемся политикой, наше дело — религиозная жизнь евреев.
Главный раввин России (2) Адольф Шаевич о Берле Лазаре:
«Я готов назвать его главным раввином России, Европы, Африки, Америки, чего угодно. Я буду продолжать делать свое дело. Главное, чтобы он мне не мешал».
_______________________________
1) Избран в 1993 году. Поддерживается РЕК и КЕРОР.
2) Избран на прошлой неделе на съезде раввинов, в основном хасидского направления.