Русская линия
Советская Россия А. Горчаков12.04.2002 

К обсуждению тезисов Очередные задачи КПР
Не отталкивать верующих!

Очень порадовали краткость и четкость изложения «Тезисов» и их социалистическая направленность. Невольно подумалось, что если бы такой лаконичностью отличалась предвыборная «экономическая стратегия», которую редко кто мог одолеть (три больших газетных страницы), в тщетной попытке отыскать хотя бы одно слово «социализм», результаты думских и президентских выборов были бы более благоприятны для коммунистов.
Хочу высказать одно лишь, как мне кажется, существенное замечание. В тезисах совершенно не отражено отношение КПРФ к Церкви и верующим россиянам. А фраза о недопустимости «терпимости и прямого потакания идеализму» наводит на тревожные размышления: не возврат ли это к эпохе «воинствующего атеизма»? Не наступить бы нам на одни и те же грабли!
Понятно отрицательное отношение у большевиков и в Красной Армии к священнослужителям во время Гражданской войны, когда те выступали на стороне врагов народной власти. Но в ходе социалистического строительства выяснилось, что идеалы коммунизма по своей сути смыкаются с моралью и заповедями христианства, и поэтому через некоторое время Церковь признала Советскую власть. Она выступила прямым ее союзником в годы Великой Отечественной войны. Сталин дал высокую оценку патриотической деятельности Церкви по сплочению народа на борьбу с фашизмом. Неслучайно в сентябре 1943 года он пригласил к себе иерархов Русской православной церкви, разрешил восстановить патриаршество, Синод, открыть запрещенные ранее церковные рамы и оказать в этом деле материальную помощь от Советской власти.
Православие в России исторически явилось тем идеологическим стержнем, вокруг которого происходило сплочение разрозненных княжеств в великое Российское государство. Сталин это понимал, в отличие от сменившего его на этом посту самоуверенного и малокомпетентного Никиты Хрущева, который порушил начатое Сталиным дело дальнейшего сплочения народа вокруг Советской власти и начал новый этап гонений на Церковь и разрушений храмов и церковных святынь.
Намного прозорливее оказался Фидель Кастро, когда после победы в 1959 году социалистической революции не только не набросился на Католическую церковь, но и создал на острове Свободы коммунистическую партию, разрешив прием в нее верующих. Не явился ли этот поступок одним из факторов его непререкаемой популярности и авторитета у кубинцев, а также устойчивости самой Республики Куба, расположенной буквально в «предбрюшье» самой антикоммунистической страны — США?
Зюганов перед выборами 1996 года афишировал, хотя и робко, что Устав КПРФ теперь разрешает прием верующих в эту партию. Что-то последнее время об этом положении совершенно не слышно. Сохранено ли оно в уставе партии? А если и сохранено, то стыдливое умолчание о нем лишает партии возможностей увеличения ее рядов за счет многих приверженцев ее политики.
В русском народе православие заложило много традиционных праздников и обычаев, календарно привязанных к разным хозяйственным работам. Никакие хрущевские гонения не вытравили их из народной памяти, и они свято соблюдались вопреки официальной политике власти. Эти традиции и обычаи — одна из основ сплочения народа, и недопустимо отстранять от себя тех, кто их проповедует и соблюдает. Ельцинские «демократы» сразу же поняли это и, пытаясь привлечь к себе церковный притч и верующих, зачастили в храмы со свечками в руках под насмешливыми взглядами прихожан, понимающих всю показушную суть этих «перевертышей» из коммунистов. Атеистам необязательно осенять себя крестом и прикладываться к руке батюшки или лику святого на иконе, но надо просто уважительно относиться к этим обрядам и присутствовать на них. Ведь священнослужители не чураются своего присутствия на «светских» церемониях и торжествах.
Кто-то из простых людей верит в Бога, прося у него понимания и помощи перед его очеловеченными ликами на иконах. Кто-то из многочисленной, вполне цивилизованной и образованной братии, ученых (не исключая физиков, астрономов, которые понимают всю тщетность поиска и местоблюстительства божества), верят в какой-то «высший разум», не находя пока еще материалистического объяснения многим загадкам природы и космоса. Ну и пусть верят, если им так хочется. Разве это противоречит их убеждениям в справедливости социалистических принципов устройства человеческого общества? И разве надо отказываться привлекать их в свои ряды для осуществления такой благородной цели?
Все вышесказанное касается не только приверженцев одного православия, но также справедливо и к носителям других религиозных конфессий. Нужно, чтобы по этому вопросу «Тезисы» были дополнены четким изложением позиции КПРФ (а не ее умалчиванием), не допуская отторжения от себя многих потенциальных сторонников социалистического общественного устройства.
Саратов


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru