Завтра | 12.04.2002 |
— В последнее время из Татарстана приходят тревожные вести. После взрывов в Москве, Буйнакске и Волгодонске стали говорить о ваххабитских медресе в Татарстане, в которых готовят террористов. Один из подозреваемых — молодой татарин, кажется, Денис Сайтаков его зовут…
— Шаймиев, как известно, своего рода, «чемпион по глотанию суверенитета». Очевидно, не на шутку пристрастившись к этому увлекательному занятию, он всю свою политику строит на банальном шантаже федеральных властей. Практически на ровном месте им создаются и поощряются агрессивные националистические организации. Более чем подозрительные фонды, финансируемые странами Персидского залива, обучают молодых татар «чистому исламу», а заодно навыкам подрывного дела и прочим «духовными» науками…
— Он что, сумасшедший — собственными руками подкатывать под республику бочонок с порохом?..
— Дело в том, что в такой ситуации Шаймиев при малейшей угрозе со стороны федерального центра получает возможность пустить в дело свой главный козырь — якобы, только он один? титаническими усилиями? может удержать республику. Мол, тронете меня — получите «вторую Чечню"…
Отдельного разговора заслуживает его религиозная политика. В Татарстане, кроме законного представительства ЦДУМ, действовало раскольничье? Духовное управление мусульман Республики Татарстан?. Его лидер Габдулла Галиулла, полностью подконтрольный Шаймиеву, выступил как главный проводник ваххабизма в Татарии и в то же время как националист-радикал. Такое вот парадоксальное сочетание. Ведь ваххабиты — сектанты, отрицающие национальные традиции… Представьте, что в России формально православный епископ возглавляет баркашовцев и одновременно пропагандирует учение? квакеров? или, скажем, ?Свидетелей Иеговы?. Зрелище не для слабонервных, не правда ли?.. Так вот, Г. Галлиуле удалось привлечь солидные суммы из-за рубежа, отправить сотни молодых татар на «учебу» к ваххабитам. Одного он не смог сделать — поколебать позиции ЦДУМ в Татарии… Независимая политика Талгата Таджудина и то, что Казань не является «духовной столицей» Поволжья (исторически сложилось, что ЦДУМ базируется в Уфе, а не в Казани) не могло не раздражать амбициозного президента. И вот в 1998 году по его инициативе был созван так называемый Объединительный съезд, призванный якобы примирить ЦДУМ и ДУМРТ. На деле же для нейтрализации ЦДУМ была создана «новая» структура (почему-то со старым названием — ДУМРТ), которой Шаймиев и делегировал все полномочия. Возглавил ее заместитель Г. Галиуллина Гусман Исхаков — сын Рашиды Исхаковой, духовной наставницы супруги Шаймиева, автора проваххабитских брошюр. «Съезд духовенства» вопреки традиции и здравому смыслу открывал Шаймиев (светское лицо), подавляющее большинство «делегатов» прежде никто в качестве мулл не знал (явно подставные лица)…
Шаймиевым и подконтрольным ему Госсоветом был подписан специальный закон позволяющий Гусману Исхакову преследовать все не подчиняющиеся ему структуры, в частности, нас, чем он и не преминул заняться.
По всем средствам массовой информации в Татарии ведется разнузданная кампания клеветы и запугивания против нас. Любопытно, что вся это, мягко говоря, неконструктивная критика меня, Центрального Духовного Управления и лично Талгата Таджудина ведется исключительно на татарском языке. Мы — и «агенты Москвы», и «продались русским», и? планируем объединиться с Православной Церковью?. Мне постоянно угрожают, требуют, чтобы я «убирался» в Уфу или в Москву — там нам якобы удобнее будет вести свою «гнусную антитатарскую политику». На страницах столичной газеты «Шахри Казан», финансируемой мэром Казани (любящим при случае? козырнуть? личным знакомством с президентом Путиным), кроме обязательной теперь в Татарии клеветы и угроз в наш адрес, печатаются «письма граждан» с призывами уничтожать христиан и иудеев, ?оскверняющих собою мусульманскую землю? (еще одно свидетельство незнания фундаментальных основ ислама — Коран предписывает мусульманам совсем другое отношение к «людям Писания» — христианам и иудеям).
Участились попытки захвата наших мечетей представителями Исхакова. Например, на днях подобная попытка предпринималась в отношении мечети Булгар, которую возглавляю я. Случилось это в святой для мусульман день — пятницу. На этот раз мы нашу мечеть отстояли, но ведь это далеко не единственный случай. Так при попустительстве властей в этом году только в Казани уже были захвачены три мечети…
Одним словом, потратившие почти десятилетие на постепенное завоевание господствующих позиций в российском исламе (так ничего толком и не добившись) ваххабиты благодаря Шаймиеву получили на территории Татарии колоссальный «карт-бланш».
— Внешне ваххабиты выглядят довольно привлекательно — с бородами, набожные, строгих правил (вроде старообрядцев)…
— Это опасное заблуждение. Ваххабизм — это возникшая в XVIII веке секта, как две капли воды похожая на радикальный протестантизм (вроде пуритан, в свое время безжалостно уничтожавших индейцев Северной Америки). Такое сходство — не случайность. Создание деструктивных сект в исламе — излюбленное оружие Британских спецслужб. Чтобы дестабилизировать ситуацию в Индии, например, англичане создали секту «ахмадия». Ваххабизм был придуман, чтобы разрушить Османскую империю. Сейчас этот старый испытанный? инструмент? вновь пущен в дело приемником геополитической стратегии Англии — США. Недаром центр ваххабизма — Саудовская Аравия (там ваххабизм — официальная государственная идеология) — одновременно является проводником политики Америки в регионе. Сейчас ваххабизм и аналогичное ваххабизму движение «Талибан» используются Западом для разрушения ислама на постсоветском пространстве и особенно в России.
Ислам появился на территории России практически одновременно с христианством. Мы прошли долгий исторический путь. Та традиция, которая нами за эти века сохранена и выпестована, — это уникальный комплекс обрядов, традиций, богословских школ. Такого нигде больше в мире нет. Вы как православный человек наверное, ясно себе представляете сколь уникальна, непохожа на другие, русская церковная традиция (особенно старый обряд). То же самое можно сказать и про ислам в Поволжье. И вот, как Русская Церковь была в 90-е годы атакована агрессивными, формально христианскими, сектами протестантского происхождения, так и исламу в России был привит страшный? вирус? ваххабизма. Государства, в которых сильны позиции этого страшного лжеучения — Катар, Кувейт, ОАЭ и, главным образом, Саудовская Аравия — получили возможность бесконтрольной экспансии на территорию России. «Образовательные», «гуманитарные», «культурные» фонды с колоссальными средствами открыли на территории России целую сеть представительств, многотысячными тиражами печатается подрывная ваххабитская литература.
При попустительстве российских властей ваххабиты в России успешно решают поставленные перед ними задачи: молодежь, в большой степени зараженная идеями «чистого ислама», пренебрежительно относится к национальной традиции, на территории России спровоцирован кровавый конфликт, и созданы условия для повторения «чеченского опыта» в других регионах…
— Кстати, о войне в Чечне. Существует пропагандистский штамп — это мол межконфессиональный конфликт — христиане воюют с мусульманами…
— Это абсолютно не соответствует действительности!..
-…Еще говорят о необходимости переговоров с вооруженными ваххабитами…
— Не надо преуменьшать степень секуляризированности тех же чеченцев. Для воюющих там бандитов ислам не более чем ширма. Кто-то из них сознательно обслуживает интересы Запада (выступающего здесь под маской Востока), кто-то просто зарабатывает деньги. Люди, которые вяжут на головы зеленые повязки с надписью «Нет Бога кроме Господа Всевышнего», как правило, представление об исламе почерпнули из одной-двух ваххабитских брошюр. Арабский язык никто из них (за исключением арабов-наемников) не знает, они не молятся (когда поблизости нет телекамер), не платят закят, не соблюдают пост во время Рамазана. Если кто-то из них посетил Мекку, то это был бесплатный хадж (за счет ваххабитских центров), а бесплатный хадж недопустим с точки зрения мусульманской теологии — на хадж обязательно должны быть потрачены личные средства, заработанные честным трудом. Да и вообще, их вооруженная борьба, с точки зрения ислама, лишена смысла. В Коране сказано: если «люди Писания» пришли на вашу землю с тем, чтобы уничтожить вашу веру или насмехаться над ней — воюйте против них также, как они воюют против вас. Но в Чечне ничего подобного никогда не было. Более того в 90-е годы ислам в Чечне переживал небывалый подъем, было построено тысячи мечетей… Поэтому, когда мы слышим о «священной войне», нужно ясно себе представлять, кому это кликушество выгодно и зачем.
— Раз уж мы заговорили о Чечне, хотелось бы услышать вашу оценку политики, которую проводила ельцинская администрация на Северном Кавказе…
— Отсутствие квалифицированных экспер
тов в верхних эшелонах российской власти иногда меня поражает. Простой пример, до 1999 года ваххабизм никого особенно не пугал — иностранные эмиссары его совершенно свободно пропогандировали, некоторые продажные муллы охотно выступали в СМИ с проваххабитскими заявлениями (после событий в Дагестане они об этом не любят вспоминать), премьер Степешин позировал перед телекамерами рядом с вооруженными сектантами в ваххабитском анклаве Карамахи-Чабанмахи. И это в стране в которой проживают более 20 миллионов мусульман, для которых ваххабиты всегда были, есть и будут опасными сектантами, действующими в интересах наших врагов!..
Лимит на ошибки у российского руководства уже исчерпан. Если политика невежественного безразличия, с одной стороны, и готовности сотрудничать с любым проходимцем, имеющим наглость заявлять, что он представляет интересы? всех российских мусульман?, с другой, не будет пересмотрена, нас ожидает боснийский или косовский вариант.
Сейчас много говорят об «агрессивном, опасном» исламе. Ответственно, как мусульманский священнослужитель, вам заявляю — это не так! Российские мусульмане — татары, башкиры, другие народы Поволжья и Северного Кавказа — бок о бок с русским и другими народами нашей общей Родины создали на территории Евразии сильное процветающее государство, отстояли его независимость. И никакие доморощенные «националисты» или борцы за «чистоту ислама» нас не лишат права считать себя гражданами многонациональной и многоконфессиональной Великой России. Мусульманская традиция в том виде, в каком она сложилась в Поволжье и на Северном Кавказе, — один из базовых элементов полноценной Российской государственности. Необходимо беречь его и защищать. От произвола местного начальства, от экспансии арабских сателлитов США, от авантюристов, раскалывающих и дискредитирующих российский ислам. Это государственная задача. Хочется верить, что новому российскому президенту она по плечу…
Беседу вел Владимир Голышев
В день когда Фарид Салман беседовал с корреспондентом «Завтра» из Казани пришло известие о том, что на его помощника было совершено покушение. Редакция «Завтра» желает муфтию Фариду Салману мужества и терпения и обращает внимание правительства России на необходимость восстановления на территории Татарстана конституционного порядка. Пока не поздно…