Русская линия
Русская мысль12.04.2002 

Религия и искусство
?Где встречаются культуры и цивилизации? Григорьева Анастасия

В Эрмитаже открылась большая выставка? Синай. Византия. Русь. Православное искусство с VI до начала XX века?, организованная совместно с Синайским монастырем и Международным фондом святой Екатерины,
а чуть позже посетители музея смогли ознакомиться с сокровищами Армянской Церкви.
Экспозиция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, развернута не в обычном музейном зале, а в Большом соборе Зимнего дворца, где по замыслу устроителей, уместнее всего показывать ценнейшие иконы X—XIII вв. из Синайского монастыря Святой Екатерины. На церемонии открытия директор музея Михаил Пиотровский напомнил, что Эрмитаж возник в Петербурге благодаря Екатерине Великой, крещеной в честь александрийской святой. И ежегодные торжества в честь «дня рождения» музея проходят в день памяти святой великомученицы Екатерины.
Синайский монастырь, основанный в 537 г. в юго-восточной части Средиземноморья, между Египтом и Израилем, за всю свою историю ни разу не подвергся нападению или разграблению, поэтому тут в прекрасном состоянии сохранились уникальные иконы, рукописи, документы, книги, шитье и старинная церковная утварь. Девять из десяти икон, прибывших в Зимний дворец, ранее ни разу не покидали стен обители. Причем большая их часть — не из хранилища, а из действующей монастырской базилики. Некоторые синайские образа даже никогда не воспроизводились.
Синай исторически тесно связан с Россией. Первые русские паломники стали приезжать сюда еще в IX веке, а с 1368 г. русские правители оказывали обители посильную помощь, монахи же в знак признательности дарили им святые реликвии.
На выставке можно увидеть пергаментную царскую грамоту 1630 г., которая до сих пор хранится в монастыре св. Екатерины. Согласно этому документу, синайским монахам каждые четыре года разрешалось приезжать в Россию за сбором пожертвований, а россиянам велено было оказывать им всяческое содействие.
В экспозиции — впервые в едином контексте — представлено около 500 произведений, выполненных мастерами Византии, России и Грузии. Древнерусские рукописи, грузинское серебро и эмаль на золоте, изделия из слоновой кости, резной перламутр, драгоценные ювелирные изделия, которыми украшались оклады прославленных икон, церковные диптихи. Впервые демонстрируется эрмитажное собрание древнерусского лицевого шитья, полотна с изображением святых князей Ярославских и князя Михаила Черниговского. Особый раздел составляют произведения русских и западноевропейских мастеров, работавших при русском дворе.
Значительная часть выставки посвящена, конечно, иконам. Лучшая икона византийского собрания Эрмитажа — «Григорий Чудотворец» — датирована XII веком. К этому же времени относится происходящая из праздничного алтарного цикла редкая краснофонная икона «Преображение». Интересен созданный в 1363 г. для монастыря на Афоне византийский образ «Христос Пантократор». В середине XIX века экспедиция П. Севастьянова нашла эту икону расколотой надвое в кладовой монастыря Пантократора на Афоне. Несмотря на утраты, она поражает глубиной и высочайшей техникой иконописца. [Иллюстр. Христос Пантократор. (В нижних углах иконы помещены изображения заказчиков и жертвователей)].
Вслед за выставкой «Синай. Византия. Русь» в Эрмитаже открылась экспозиция «Сокровища Армянской Церкви из собрания Эчмиадзина», посвященная 1700-летию христианства в Армении. Уникальная коллекция монастыря Эчмиадзин собиралась буквально по всем концам земли, где есть армянские общины и храмы. В ней представлено 70 памятников: старинные рукописи, изделия из металла, шитье, каменная резьба, подарки Екатерины II Армянской Церкви (например, патриарший орел, покрытый рубинами, изумрудами и хризолитами, на длинной цепи из золотых колец). Но самое ценное в этой коллекции — армянские и общехристианские святыни: крест царя Ашота Ерката, длани святых Фаддея, Григория Просветителя (Нарекаци), Иакова Мцбинского, который, по преданию, спустил со священной горы Арарат частицу Ноева ковчега. В складне 1300 года хранится одна из главных святынь Армянской церкви — частица Святого Креста Спасителя.
«Исторические и культурные связи двух христианских народов, армянского и русского, обусловили их вековую дружбу и взаимную благорасположенность, примечательным свидетельством которой является выставка ценнейших памятников армянской духовной культуры в Эрмитаже, (*) где, преодолевая время и пространство, встречаются прошлое и настоящее, культуры и цивилизации», — сказано в послании Католикоса всех армян Гарегина II.
Выставка «Сокровища Армянской церкви» открыта до конца августа, а «Синай. Византия. Русь» — до середины сентября.
Санкт-Петербург


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика