Русская линия
НГ-Религии Т. Титова11.04.2002 

Перерегистрация продолжается
Открытая деятельность ИПЦ закончилась с закрытием в середине 30-х годов всех храмов, где отказывались поминать митрополита Сергия (Страгородского) епископ Мануил (Платов)

Напомним, что к 31 декабря 1999 г. прошла перерегистрацию только половина местных религиозных организаций и 60% централизованных. Точные данные о том, сколько организаций было перерегистрировано за прошедшие полгода, будут известны, когда Министерство юстиции представит полугодовой отчет, покуда же можно сделать только общие выводы.
Почти закончили перерегистрацию централизованные религиозные организации, что же касается местных, то если к концу 1999 г. наиболее серьезные проблемы были у российских мусульман и у приходов Русской Православной Церкви, то сейчас ситуация с приходами РПЦ намного улучшилась. Можно также сказать, что наиболее серьезные проблемы связаны с разногласиями внутри религиозных организаций, а также со сложностью процесса составления документов. По свидетельству юристов, религиозные организации наконец осознали, что надо активизировать процесс перерегистрации, и сейчас идет настоящий поток документов от местных организаций. Централизованные организации уже почти закончили перерегистрацию. Как сказал «Кестону» Александр Кудрявцев, глава отдела регистрации религиозных организаций Министерства юстиции РФ, «по Министерству юстиции могу сказать, что поток схлынул — перерегистрированы почти все централизованные организации.
Осталось только Центральное духовное управление мусульман под руководством Талгата Таджуддина». По мнению Александра Кудрявцева, на сегодняшний день самая сложная ситуация с перерегистрацией сложилась у мусульман — «процесс тормозит борьба разных мусульманских групп». Наилучшее положение с перерегистрацией у протестантских деноминаций. Центральное духовное управление мусульман еще в декабре 1999 г. подало документы на перерегистрацию. По сведениям полномочного представителя ЦДУМ в Москве Растама Валеева, Министерство юстиции РФ выдвинуло требование представить списки общин, которые входят в ЦДУМ. «Списки эти есть, и в ближайшее время мы надеемся получить перерегистрацию ЦДУМ», — сказал г-н Валеев корреспонденту «Кестона» 10 июля. Главной проблемой в перерегистрации местных общин, по мнению Валеева, является медлительность самих мусульман. По сведениям Али Вячеслава Полосина, советника комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, в своем уставе ЦДУМ зафиксировало свои «максималистские требования»: «Они обозначили себя как управление по странам СНГ, что противоречит международному праву». Так, по сведениям Полосина, в уставе ЦДУМ было зафиксировано владение всеми мечетями на территории Российской Федерации. Секретарь ЦДУМ в Уфе сообщил «Кестону» 26 июня, что в их духовном управлении перерегистрация идет с трудом — перерегистрировано не более 25% местных организаций. Основной причиной, по его мнению, является сложность процесса подачи документов. В альтернативной мусульманской организации — Духовном управлении мусульман Европейской части России (под руководством муфтия Равиля Гайнутдина) Кестону назвали приблизительное число прошедших перерегистрацию местных организаций — 40−50%.
У Русской Православной Церкви, по сведениям Александра Кудрявцева, «в разных регионах дела обстоят по разному». Например, по данным Министерства юстиции, во Владимирской области уже все приходы РПЦ прошли перерегистрацию. Виктор Калинин, главный юрист Московской Патриархии, 27 июня подтвердил «Кестону», что «почти все приходы РПЦ прошли перерегистрацию и что есть надежда, что к концу срока все успеют». В конце прошлого года по приходам был распространен типовой устав, выработанный юристами РПЦ, в котором нужно было проставить только название прихода и соответствующей епархии.
Что касается других православных российских Церквей, то лучше всего дела обстоят у Российской Православной Церкви (прежнее название Российская Православная Свободная Церковь). По сообщению епископа Федора Суздальской епархии, с перерегистрацией проблем практически нет. Как рассказал корреспонденту «Кестона» о. Михаил Ардов, настоятель прихода св. Царя Мученика Николая и всех Новомучеников и исповедников российских в Москве, их церковь прошла перерегистрацию, перерегистрировав епархии, затем приходы. Был распространен типовой устав, в который местные управления юстиции просили внести незначительные изменения. Что касается Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), то не зарегистрирована ни Ишимско-Сибирская, ни Московская епархия, и, соответственно, не прошли перерегистрацию ее приходы. По мнению о. Алексия Благова, клирика Московской епархии РПЦЗ, «просто к этой проблеме серьезно никто не подходил, поскольку наш епископ не живет в России». По словам секретаря епископа Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ Евтихия (Курочкина), епископ активно пытается решить проблему перерегистрации 40 своих приходов, но «проблема состоит в том, что несколько приходов до сих пор не зарегистрированы, поэтому не регистрируют епархию, а зарегистрированные приходы не перерегистрируют, поскольку не зарегистрирована епархия». Непростая ситуация и у российских старообрядцев.
По сведениям Михаила Шахова, директора старообрядческого исследовательского центра, не все приходы поморцев (беспоповцы) прошли перерегистрацию. Связано это с тем, что по внутренним причинам до сих пор не перерегистрирована централизованная организация — «Российский совет поморцев». Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия) еще в прошлом году прошла перерегистрацию митрополии и выработала типовые уставы, по которым были перерегистрированы местные организации. У новозыбковцев (Церковь древлеправославных христиан-старообрядцев, центр в Новозыбкове) внутренние разногласия мешают перерегистрации: никак не согласуют устав Архиепископии и приходов.
Генеральный викарий Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Европейской части России о. Богдан Северыник 29 июня рассказал корреспонденту «Кестона», что все приходы католической Церкви, подававшие на перерегистрацию, ее прошли. Например, в его епархии имеют регистрацию 48 приходов и еще 9 находятся в процессе регистрации.
У иудейских религиозных организаций, по словам председателя исполнительного комитета Конгресса еврейских религиозных общин и организаций (КЕРООР) раввина Зиновия Когана, проблем с перерегистрацией нет. Осталось не перерегистрированными 5−10% общин как в КЕРООРе, так и в альтернативной организации ортодоксального иудаизма — Федерации еврейских общин России.
По мнению юриста Владимира Ряховского, главы Славянского правового центра (интервью 26 июня), процесс перерегистрации идет нормально. Однако он считает, что, несмотря на продление срока, все равно останутся организации, которые не успеют перерегистрироваться. Однако, по его сведениям, в провинции возникают проблемы по применению закона. «У нашего юридического центра несколько дел, когда религиозным организациям отказывали в перерегистрации. Например, в Иркутске харизматической Церкви отказали на том основании, что пастор является иностранным гражданином и не была предоставлена подробная информация о структуре организации. Если дело будет отложено еще раз, уже окончится срок перерегистрации», — сообщил Ряховский.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru