Московский комсомолец | Сергей Бычков | 11.04.2002 |
Сегодня в Троице-Сергиевой лавре происходят торжества, посвященные памяти преподобного Сергия Радонежского. Обычно в этот день в Сергиев Посад съезжаются почти все епископы Русской православной церкви. А их на сегодняшний день — 150! Так уж повелось, что часто епископов, прибывших из российской глубинки, огорошивают каким-либо новшеством. Так было летом 1961 года, когда российский епископат заставили принять новый Церковный устав, ущемивший права духовенства. Поэтому самые опытные не спешат приезжать в этот день в лавру.
2000-й, юбилейный год выдался тяжелым для Русской церкви. Да и в течение предшествующих лет Церковь сотрясали скандалы, связанные с коммерцией и сексуальными похождениями епископов. На этот год был назначен Поместный собор, который тайно отменен Священным синодом. Официальная трактовка смехотворна: якобы строители не успели отделать зал в храме Христа Спасителя, предназначенный для работы Соборов. Хотя в течение последнего 100-летия Поместные соборы созывались в Троице-Сергиевой лавре. И ничего трагического не случалось — умещались все епископы. И даже те миряне, которых все же приглашали на Собор. И работали вполне продуктивно.
Поместные соборы не созывались вот уже десятилетие, хотя в Уставе русским по белому записано, что они должны проходить каждые 5 лет… Теперь вспомним: что такое Поместный собор? Это когда в столицу приезжают не только епископы, но и представители духовенства со всех концов России, а также наиболее активные и авторитетные миряне. Приезжают для того, чтобы совместно разрешить накопившиеся проблемы. Ведь меняется жизнь, и Церковь как живой организм призвана отвечать на происходящие изменения. Можно ли православным пользоваться противозачаточными средствами? Можно ли менять богослужение? (Каждый священник сегодня кромсает литургию так, как считает нужным.) Имеет ли право овдовевший священник, обремененный детьми, жениться второй раз? Какими должны быть критерии канонизации? Все это можно разрешить только соборно, сообща.
Как только в Церкви возникает какой-либо скандал, встает вопрос: кто будет его расхлебывать? Еще в 1988 году в новом Церковном уставе было сказано о необходимости создания Церковного суда. Согласно церковным канонам, именно суд призван рассматривать вину епископов или духовенства. В том случае, если вина доказана, как это было в прошлом году с епископом Екатеринбургским Никоном, суд наказывает провинившегося. Вторая важная проблема — причисление к лику святых российских мучеников, пострадавших в годы коммунизма (а их сотни тысяч), а также праведников нашего времени. Комиссия по канонизации, которую вот уже 13-й год возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, руководствуется совершенно непонятными принципами. Из-за того, что нет общецерковной газеты, возникает ощущение, что епископат специально скрывает от своих пасомых возникающие проблемы.
Поместный собор в юбилейном году не будет созван. Сегодня в лавре епископы наверняка станут обсуждать проблемы, которые должен рассматривать Архиерейский собор. Он соберется 19 августа, в праздник Преображения Господня. Митрополит Ювеналий вновь навязывает Собору проблему канонизации императора Николая II и его семьи. Значительная часть епископата еще в 1998 году на Архиерейском соборе выступила против причисления к лику святых императора-отреченца. И все же, потерпев сокрушительное поражение, владыка Поярков вновь стремится навязать Собору любимую тему. Украинский епископат также разделился, только по другой проблеме — в мнениях о даровании Украинской церкви автокефалии, то есть большей самостоятельности. Большая часть — против автокефалии, но молодой епископат Украинской церкви настаивает на даровании большей свободы. Митрополит Кирилл Гундяев одержим идеей редакции нового Устава РПЦ, в котором бы Патриарха избирал не Поместный, а всего-навсего Архиерейский собор. Почему-то наивный владыка считает, что епископат в отличие от мирян ну просто мечтает заполучить нового Патриарха по фамилии Гундяев.
Торжества, посвященные 2000-летию Рождества Христова, начнутся 14 сентября. Именно в этот день Русская церковь, согласно юлианскому календарю, отмечает наступление Нового года. Печально, что наступление новой эпохи православные встречают смутами, скандалами и кучей неразрешенных проблем.