Известия | Д. Коптев, А. Степанов | 11.04.2002 |
Учредительный съезд «Всегражданского христианского союза», на котором должны были присутствовать высокие представители власти и патриарх всея Руси, вчера не состоялся. Напрасно ждали делегаты и гости возле Кутафьей башни Кремля: в Государственный Кремлевский дворец их не пустили. Организаторы союза и иерархи церкви на мероприятие не явились. Опоздавший на 2,5 часа замруководителя оргкомитета съезда оповестил общественность через мегафон патрульной машины о том, что съезд отменяется «по техническим причинам», о новом месте и времени проведения будет сообщено дополнительно. После чего зачем-то включил сирену.
Предпринята пока неудавшаяся попытка создать либо подконтрольную, либо ассоциированную с церковью партию. Стремление иерархов воздействовать на дела мирские вполне объяснимо, оно существует столько же, сколько сама церковь. У Русской православной церкви (РПЦ) сейчас возможностей для этого немного: верующих, которые воспринимают проповеди так же, как миряне призывы политических вождей, пока меньше, чем хотелось бы. Защищать свои интересы сугубо политическим путем РПЦ не может — она сама себе запретила участие в политических организациях (на Архиерейском соборе 1994 г). Но при этом у нее есть масса экономических и политических проблем, требующих решения: то правительство пытается отнять основной источник дохода — налоговые льготы, то Дума не хочет принимать законы, делающие РПЦ духовным монополистом всея Руси. Их бы и должна решать в порядке здорового лоббизма «светская», но христианская партия.
При создании новой партии как бы слились официально разделенные государство и церковь. В оргкомитет съезда были включены бывшие и нынешние чиновники довольно высокого ранга. Кремль не оставил идею создать подконтрольную партийную систему, которая покрывала бы в том числе и неохваченные прежде «политикой» части населения. Верующие здесь не исключение. Церковь же, кажется, не должна бы противиться именно такому «вмешательству» в свои дела, поскольку не имеет нынче возможности решать все свои дела келейно, в форме встреч патриарха с президентом.
Будущую партию уже готовы наделить серьезными ресурсами: в оргкомитет вошли председатель правления РАО «Роснефтегазстрой» Иван Мазур (прежде создававший московскую организацию «Всей России») и экс-руководитель Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Юрий Пимошенко (в прошлом сотрудник 9-го управления КГБ). Последний, кстати, был выслан организаторами для общения с возмущенными делегатами к Кутафьей башне.
Что же касается собственно отмены съезда, то тому есть две версии. Первая — инициатива якобы исходила из самой Московской патриархии. «Интерфакс» сообщил со ссылкой на анонимный источник в патриархии, что 4 июля патриарх обратился к руководству КДС и попросил перенести дату съезда. Он якобы мотивировал это тем, что к подготовке мероприятия не были привлечены авторитетные представители РПЦ, то есть съезд не будет представительным. «Если бы к организации христианской партии привлекли действительно заметных церковно-общественных деятелей, то в Кремле мог бы пройти смотр, который продемонстрировал бы мощь и влияние Русской православной церкви», — говорится в сообщении.
В то же время секретарь по взаимоотношениям общества и Церкви отдела внешних церковных сношений Всеволод Чаплин заявил «Известиям», что ему ничего не известно ни о подобном обращении патриарха, ни о других возможных источниках этой информации. Далее отец Всеволод сообщил, что церковь не принимала участия в организации съезда, но намеревалась сотрудничать с формирующимся движением. Впрочем, он оговорился, что в организации съезда принимал активное участие отец Иоанн Экономцев — председатель отдела по катехизации и религиозному образованию Московского Патриархата. Однако в каком качестве выступал о. Иоанн, ему неизвестно. Всеволод Чаплин сказал также, что неизвестно и то, какой будет реакция патриарха в случае повторного приглашения, если съезд все же состоится. «Однако позиция церкви по отношению к любым общественным объединениям остается неизменной. Мы готовы к взаимодействию, однако не может идти речи об исключительной поддержке того или иного движения, особенно в политической деятельности», — продолжил он.
Источником второй версии является управделами президента: организаторы якобы не оформили соответствующее разрешение на проведение мероприятия в Кремле. Но тут обращает на себя внимание следующее: в оргкомитет съезда был введен помощник управделами президента Константин Голощапов. Он, видимо, должен был знать, какие требуются бумаги. Как удалось выяснить «Известиям» в администрации КДС, организаторы съезда до последней минуты медлили с процедурой заключения договора на аренду зала, по которому надо было бы выплатить несколько сот тысяч долларов. Хотя, не исключено, что проведение мероприятия на деле зависело лишь от нескольких телефонных звонков, а не от какого-то договора. По имеющейся у «Известий» информации, «большой перезвон» действительно состоялся накануне вечером. И стало ясно, что съезда не будет. Наутро было обнародовано послание патриарха, в котором он «приветствовал инициативу», но напоминал, что паства церкви — «весь народ Божий», поэтому она «не избирает одной политической силы, дабы не противопоставить себя другим». С этой истиной невозможно не согласиться.
+ + +
После того, как при Петре I был принят Духовный регламент и Православная церковь фактически стала частью государственной машины, неким сакральным министерством, ее взаимоотношения с властью стали двусмысленными. В том числе и экономические отношения. Хотя эпоха монастырского землевладения давно завершилась, одним из основных источников церковных доходов была обработка церковных земель. Денег тем не менее не хватало — к бюджету Священного синода, составлявшему 7 млн рублей, государство ежегодно добавляло 18 млн. Одновременно и завися от светской власти, и отождествляя себя с ней, церковь не могла и не хотела становиться самостоятельной политической силой; когда же, поняв, что над Россией нависла смертельная угроза, она попыталась самостоятельно воздействовать на реальную политику, не нашлось ни одной партии, ни одной социальной силы, кроме печально известного «Союза русского народа» (известного как «черная сотня»), которая согласилась бы действовать под церковным покровительством.
+ + +
Христианские политические партии действуют во многих странах Европы. Например, в Германии существуют две такие партии: всегерманский Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) в Баварии. В отличие от старой католической Партии центра времен Веймарской республики эти новые партии, созданные в Западной Германии после Второй мировой войны, старались завоевать избирателей обоих главных христианских вероисповеданий — католиков и протестантов. После объединения Германии в 1990 году ХДС распространил свое влияние и на восточные земли. В частности, в настоящее время ХДС правит в Саксонии и Тюрингии, а также совместно с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) в Берлине. Сами германские католическая и евангелическая (лютеранская) церкви в деятельности ХДС и ХСС и вообще в политической жизни страны участия не принимают.