Русская линия
Завтра Владимир Голышев10.04.2002 

Медовый спас

Приходящиеся на август Господские праздники — Происхождение Честных Древ Креста Господня, Преображение и празднование в честь Нерукотворного Образа — издревле именуют Спасами. Август — время жатвы и сбора плодов, потому и празднование августовских «Спасов» имеет ярко выраженную аграрную окраску.
В первый день августа (14 августа по новому стилю) обычно ломали первый мед, оттого и древний константинопольский праздник, посвященный Кресту Господню (в этот же день, по преданию, принял Святое Крещение Киевский князь Владимир), на Руси стали звать Медовым Спасом.
«На Первый Спас и нищий медку пробует», — гласит пословица. Принесенный набожным пчеловодом в свежевыструганной липовой бадье на церковную паперть первый мед после молитвы-благословения и кропления Святой водой перекочевывал: частью в специальное, контролируемое дьячком, корытце («поповская доля»), частью — в предусмотрительно заготовленные туески нищей братии. А дома благодушно настроенного пчеловода уже ждала орава ребятишек с блюдцами, плошками, а то и просто с лопухами в руках — и каждый получал свою долю налившихся тягучим медом сот.
Жадность в этот день могла «поставить крест» на карьере пчельника. Пчела, согласно народным представлениям, — особая Богом отмеченная тварь («Божья труженица»). Характер ее деятельности (собирание с цветов нектара и пыльцы — наиболее тонких и чистых из земных даров), совершенные результаты (целебный благоуханный мед, восковые соты — безупречная, с точки зрения инженерии, конструкция), а также отсутствие какой-либо нечистоты (неизбежного спутника жизнедеятельности других домашних животных) — все это стяжало пчеле право считаться особо почтенной от Создателя тварью. Говорят, что если какой-нибудь злодей утаит частицу Святого Причастия за щекой и положит ее в улей, пчелы из воска построят для нее маленькую церковку с алтарем., а «экспериментатора» постигнет немедленная Божья кара.
Немногословный, совершающий всякое дело с молитвой пчеловод, таким образом, всегда считался образцовым христианином. Люди верили, что «производственные успехи» пчельника — следствие его богоугодной жизни. И наоборот. Хотя существовала и противоположная традиция «черных пчеловодов». Они считали пчел — порождениями болотных испарений, «подданными Водяного дедушки» (об их недобром происхождении якобы свидетельствовала способность жалить). Для успеха своего промысла они, наоборот, всячески старались ублажить нечистую силу…
Отдельного разговора заслуживает пчелиный воск. Наравне с ладаном и елеем (растительным маслом) он испокон веков используется в ритуальных целях. Лампадный огонек, благоухание курящегося ладана или горящая свеча — жертва Богу. Церковная традиция при выборе вещества для жертвы предписывает руководствоваться исключительно соображениями чистоты (а не технологичности или удобства).
Автор своего рода «энциклопедии», обобщившей Церковное Предание, епископ Симеон Солунский (XV век) писал: «Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно легко отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в Крещении и Миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святаго Духа; воск, составленный из множества цветов, свидетельствует о единстве всех христиан; воск, как вещество сжигаемое, — символ нашего обожения…»
А что символизируют жесткие, негнущиеся, ломающиеся и крошащиеся свечи из неведомого вещества синтетического происхождения, «щедро» окуривающие иконы зловонными продуктами горения? И не является ли их повсеместное употребление неложным свидетельством нашей духовной деградации?..


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика