Завтра | Владимир Голышев | 10.04.2002 |
Громобоем (а также «огненосным Ильей», «небопарным орлом», «тученосным облаком») на Руси называли Илью Фесвитянина. По популярности этот ветхозаветный праведник мало кому уступал (разве что Николе Угоднику). Ильин день всегда ждали с нетерпением, хотя и не без некоторого страха.
Описанные в III и IV Книгах Царств подвиги Ильи Пророка («заключение» небес на три года, схождение по его молитве небесного огня и, наконец, вознесение его на небо в огненной колеснице) стяжали ему в народе славу сурового повелителя грозных атмосферных явлений. Принято считать, что верные старине славяне перепоручили Илье Перуновы полномочия.
Главная функция Ильи-Громобоя, согласно народным представлениям, — уничтожение нечистой силы. Поэтому летние грозы (особенно обязательную «всем грозам грозу», ожидавшуюся на Ильин день) сопровождал целый комплекс особых обычаев и примет.
В молниях, смертельных для нечисти, видели огненные стрелы (другой вариант — искры из-под копыт огненных коней). Илья не знает промаха, а значит, на том месте, куда попадает молния, можно найти «чертову кровь» — незаменимое средство против ведьм (на том же месте, по прошествии семи лет можно обнаружить также кремневый наконечник огненной стрелы).
Однако меткость Ильи Пророка имеет и свои издержки. Духи злобы, спасаясь от ильинских стрел, прячутся куда попало: под шляпки ядовитых грибов, в легкомысленно открытые сосуды и, главное, за спиной человека. В этом случае человек обречен. По народным поверьям, во избежание беды, во время грозы следует почаще креститься, приговаривая: «Свят, свят, свят». Тогда нечистая сила не посмеет подойти и будет убита Ильей на безопасном расстоянии. Любопытно, что сербы считают наоборот, что в грозу накладывать на себя крестное знамение смертельно опасно, так как молния в крест не бьет, чем нечистая сила и пользуется, прячась за спиной крестящегося человека. Из этого может получиться две беды: с одной стороны, бес может привыкнуть стоять за спиной человека и остаться там навсегда, с другой — Илья может воспользоваться паузой и ударить в тот момент, когда человек хотя бы на мгновение креститься перестанет.
Кроме того, во время грозы нечисть в панике пытается принять облик какого-нибудь мелкого животного, птицы или даже ребенка. Поэтому застигнутых грозой бездомных котят благоразумные люди ни за что не пустят в дом, сколько бы те не скреблись…
Пожар (практически неизбежный в Ильин день) считался священным — гасить пламя или пытаться спасти скарб при этом было нельзя («Бог наказал — пусть горит»). Убитого грозой человека не обмывали, не отпевали и спешно хоронили в той одежде, в которой он был застигнут роковою грозой (в Осетии же наоборот — такого человека признавали святым — «Илья взял его к себе!»).
Однако, кроме разрушительного аспекта, в образе Ильи-Громобоя присутствовали и некоторые созидательные черты. Ведь животворные дожди тоже находились в его ведении. В Новгороде, например, даже существовали две Ильинские церкви — «Илья Сухой» и «Илья Мокрый», — в которых служились молебны о даровании дождя или о «затворении небесных хлябей», в зависимости от необходимости.
Относительно же града существует древнее сербское придание о том, что Илья Пророк заставляет умерших цыган катать градины из снега в специальных мастерских на небе.
Вообще, роль Ильи в продуктивности сельского хозяйства колоссальна. Считается, что земля приобретает способность рожать лишь после того, как, брутально отгремев на огненной колеснице, ее тугим ливнем оплодотворит Илья-Громобой. Момент этот считался торжественным и таинственным. К Ильину дню готовились многонедельным постом. Чтобы угодить строгому пустыннику Илье, в темный чулан прятали все предметы роскоши. Зеркала и даже самовары занавешивали темной тканью. Работать в этот день строго запрещалось. Ослушника побивали односельчане, так как он мог своим непочтением накликать беду на всю деревню.
С Ильина дня берут начало холодные «утренники». Вода в реках и озерах становится не по-летнему студеной. На Севере Руси Ильиным днем заканчивается «купальный сезон».
Из Евангелия известно, что Иоанн Предтеча пришел в «силе Илии», хотя прямо себя с ним не отождествлял. Любопытно, что в народных представлениях Иван Купала и Ильин день — праздники во многом схожие: празднуются в средине лета, и тот и другой принято считать концом летнего цикла — началом спуска в зиму. Однако это все-таки два разных праздника — как бы вход и выход в особый, почти месячный период «междуцарствия» (календарный и инициатический смысл фигуры Ильи Фесвитянина, а также о его роли в различных эзотерических традициях подробно изложено в работе Александра Дугина «Орден Илии» из сборника «Абсолютная Родина»). Наметившийся на Ивана Купалу перелом к зиме после Ильина дня становится очевидным…