Русская линия
НГ-Религии Олег Недумов10.04.2002 

Срез церковной жизни
Патриарх напомнил православным, что Бог не в бревнах, а в ребрах

В своем докладе «Русская Церковь на рубеже веков», посвященном в основном оценке жизни РПЦ в период после Архиерейского Собора 1917 года, Святейший Патриарх прежде всего отметил, что возрождение церковной жизни продолжает успешно развиваться.
Действительно, по всей стране строятся и восстанавливаются храмы и монастыри, издается множество духовной литературы, которую может приобрести каждый. Однако если мы попытаемся оценить степень церковного возрождения по количеству верующих, то все будет уже не так просто. В начале 90-х гг. в российском обществе произошел резкий всплеск интереса к религии вообще и к православию в особенности. Сейчас, по данным социологических исследований, к Православной Церкви так или иначе себя относит около 80% россиян. Однако верующих, реально принимающих участие в церковной жизни, оказывается на несколько порядков меньше. Поэтому если говорить о внутрицерковном возрождении, то прежде всего нужно иметь в виду не численный рост околоцерковных кругов, склоняющихся к православию, а постепенную кристаллизацию той группы верующих, которая принимает реальное, непосредственное участие в церковной жизни.
Касаясь проблем и задач сегодняшней Церкви, Алексий II подчеркнул необходимость совершенствования церковного управления. Способствовать этому должна новая редакция Устава об управлении Русской Православной Церкви, которая была рассмотрена и одобрена Собором. Необходимость внесения изменений в прежний Устав диктовалась прежде всего тем, что он был принят еще в советскую эпоху, и церковная жизнь согласно ему соотносится с особенностями государственного устройства СССР.
Серьезной проблемой современной церковной жизни, по словам Святейшего Патриарха, является тенденция к обособленности, наблюдаемая во многих епархиях РПЦ, когда приходы, занятые преодолением трудностей экономического характера, совершенно замыкаются в себе, живут в своем мирке, отрываясь от живого общения с соседними приходами и епархиальным архиереем. Такое положение чревато превращением Церкви в конгломерат отдельных образований.
Такая же разобщенность, по словам Его Святейшества, проявляется и в отношениях между центром, т. е. Московской Патриархией, и епархиями. Выражается она в нежелании многих епархиальных архиереев составлять годовые отчеты. Алексий II считает, что если епархиальный отчет не составляется или составляется сугубо формально, значит правящему архиерею нечего сказать своему Предстоятелю и можно сделать неутешительный вывод о положении дел в этой епархии и о соответствии архиерея занимаемой должности.
Столь жесткая позиция Святейшего Патриарха говорит о том, что Московская Патриархия всерьез намерена взяться за укрепление вертикали церковного управления, ее централизацию.
Другим способом преодоления разобщенности, по мнению Его Святейшества, должно стать налаживание обмена информацией и оперативной связи епархий с центром с использованием современных коммуникационных технологий. Такие акценты вряд ли могут быть случайны. Скорее всего Московская Патриархия намерена радикально изменить свою информационную политику. И дело не только в необходимости улучшения внутрицерковных связей. Активное использование современных информационных технологий, в первую очередь Интернета, позволило бы значительно облегчить контакты между Церковью и светским обществом, в частности со средствами массовой информации.
Алексий II подчеркнул недопустимость положения, при котором приходские священники тратят огромные деньги на внешнее обустройство храмов и строительство шикарных домов для себя, при этом не находя средств на полноценную воскресную школу, церковную газету, интернет-страницу, подготовку кадров, работу с молодежью.
Нужно заметить, что такое поведение духовенства имеет и более тяжелые последствия: падение его авторитета в глазах многих людей, мешающее им прийти в Церковь.
Как отметил Святейший Патриарх, по-прежнему остро стоит проблема богословского образования духовенства. При этом он подчеркнул, что в наши дни без соответствующей подготовки пастырям чрезвычайно сложно выполнять миссию душепопечения и проповеди. К сожалению, катастрофическая необразованность провинциального духовенства мешает не только проповеди и душепопечению. Многие сельские батюшки проявляют полное невежество даже в вопросах повседневной богослужебной практики.
Его Святейшество считает, что епархиальным архиереям следует придавать решению этой проблемы первостепенное значение. Сейчас в РПЦ открыто достаточное количество духовных учебных заведений. Именно из среды их выпускников, по мнению Святейшего Патриарха, и должны отбираться кандидаты для рукоположения в священный сан.
Отметив успехи церковного книгоиздания и периодической печати, Алексий II тем не менее подчеркнул, что существуют издания, которые, выдавая себя за православные и в некоторых случаях прикрываясь благословением известных иерархов и церковных деятелей (в том числе почивших), в действительности не имеют никакой связи со священноначалием и выражают лишь частную позицию авторов. Под предлогом борьбы за чистоту православия эти издания вносят нестроения в церковную жизнь, подрывают авторитет священноначалия, распространяют клеветническую и ложную информацию.
Алексий II отметил, что время от времени появляются книги, брошюры и другие издания, якобы выходящие по его благословению, но в действительности не имеющие такового. «Считаю подобный подлог противоречащим не только нормам церковной дисциплины, но и элементарным представлениям о нравственности и честности», — заявил он. Его Святейшество считает, что если благословение высшей церковной власти усвоено такими изданиями самочинно, то издательский совет Московского патриархата должен принять меры к информированию о том церковной общественности. В определенных случаях эти издания могут быть подвержены каноническим прещениям или даже привлечены к светскому суду.
Эти высказывания Святейшего Патриарха по сути являются логическим продолжением идеи об укреплении вертикали церковного управления и усилении информационной кампании. Четкий и определенный обмен информацией между епархиями и центром, а также адекватный диалог со светским обществом практически невозможны при наличии множества псевдоправославных изданий, присвоивших себе право говорить от имени всей Церкви.
Святейший Патриарх отметил, что финансовое положение Московского патриархата существенно осложнилось с 1997 года. Причиной тому не только общая экономическая ситуация в стране и августовский кризис 1998 года, но и значительное сокращение целевых отчислений епархий в Московскую патриархию на общецерковные нужды. Однако, как отметил Алексий II, епархиальным архиереям необходимо помнить, что общецерковные программы являются соборным деянием и все церковные структуры должны принимать в них участие. «Реставрация храмов и монастырей — благое дело, однако, если мы не будем финансировать духовное образование, может оказаться, что в этих храмах некому будет служить», — подчеркнул он.
В этих словах Предстоятеля Русской Церкви видно продолжение все той же линии по усилению централизации церковного управления и контроля над епархиальной и приходской жизнью. Не случайно Его Святейшество сделал особый акцент на том, что архиереи в своих годовых отчетах должны «давать полную информацию об осуществленных епархиальных программах с приведением соответствующих цифровых показателей», по-видимому, в том числе и финансовых.
Касаясь недавно бушевавших в церковной среде споров по поводу вводимого нало говыми органами индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), Святейший Патриарх сообщил, что с органами государственной власти достигнута договоренность о том, что заявление о предоставлении ИНН не будет требоваться от тех, кто считает это неприемлемым по религиозным соображениям. Им будет достаточно лишь заполнить анкету.
Наиболее рьяных противников «печати антихриста» навряд ли это успокоит — даже во время заседания Собора около храма Христа Спасителя ходили люди, собиравшие подписи против введения ИНН.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru