Москва, журнал | Игумен Сергий (Рыбко) | 10.04.2002 |
В августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви состоится прославление более полутысячи новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы большевистского террора.
Предлагаем читателям посвященную этому событию проповедь иеромонаха Сергия (Рыбко), настоятеля храма Сошествия Святого Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище.
Подвиг новомучеников российских по своему масштабу беспрецедентен. Значение его неизмеримо. Если бы ХХ век не был украшен подвигом новомучеников, русская церковная история лишилась бы ярчайших страниц. Для нас это еще, возможно, и самые важные страницы. Мученики ХХ века фактически спасли Православие не только в России, но и мире.
Церковь во все века почитала мучеников. Потому что подвиг это особый. Человек оказывался перед выбором: либо он со Христом, даже до смерти, либо он отпадает от Христа. В его воле было этот выбор сделать.
Почему совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия отпала от Бога. В начале ХХ века она была уже в общем-то безбожной страной. Да, было много храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым была сильна Россия, было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то культурное явление. И Господь отвернулся от нас и попустил гонения.
Во время гонений те единицы, которые хранили евангельские заповеди, воссияли ярким светом. Подвигом своих страданий — исповедничества, мученичества — они и спасли Церковь. Настолько сильным было свидетельство их веры, что сами мучители нередко становились верующими людьми.
Мы читаем сейчас воспоминания о мучениках, как они оказывались в лагерях. Даже отпетые уголовники склонялись с уважением перед священником, перед монахом, потому что эти люди действительно вели себя по-христиански. Силой их веры прежде всего была сила их любви.
Было время, когда в стране почти все церкви были закрыты. Храмов пятьдесят всего действовало. Вся верующая Россия либо сидела в лагерях, либо была в катакомбах, пряталась. Казалось, что безбожие торжествует, еще немножко — и Церковь будет уничтожена. Но этого не случилось. Потому что люди выходили из лагерей и выносили с собой веру.
Большевики хотели физически уничтожить верующих. Пытались это сделать. Но не смогли. Потому что веру уничтожить невозможно. Несмотря на то что большевики были совершенно бессовестными людьми (Троцкий заявил, например: если надо будет 90 процентов людей в России уничтожить, чтобы 10 процентов жили при коммунизме, мы и перед этим не остановимся), они окончательно не смогли уничтожить Церковь. Войной Господь опять-таки наказал Россию, отпавшую от Бога. не иначе как за гонения на Церковь попустил Господь той страшной войне быть.
Но не только для тех лет новомученики важны, но и для нашего времени. Массовый возврат в лоно Церкви начался в 60−70−80-х годах. Я принадлежу к этому поколению. Я видел его. Мы были воспитаны в совершенно безрелигиозной среде. У меня родители были коммунисты. У большинства священников, монахов и просто мирян из тех, которых я знаю, в семьях не было верующих. А если и были, то очень редко они были людьми церковными. Бабушки верили во что-то и боялись даже внукам рассказывать о своей вере. Советская жизнь конца 70-х — начала 80-х годов — это был очень мрачный период, действительно период застоя. Все гнило: и культура, и наука. Вся жизнь была гнилая. В большинстве своем люди пили, чтоб не думать. Это низы. А верхи бессовестно лгали. Конечно, пытались люди думать о том, для чего мы живем. Душа Бога искала. И Господь как-то открылся. Я помню, что одними из первых книг, которые я прочитал, обратившись к вере, были жизнеописания новомучеников российских. Я был потрясен этим подвигом веры. До этого нам в школе рассказывали, что Патриарх Тихон был враг номер один, правда, я особо внимания на это не обращал. Тогда все были враги. А тут я прочитал, кто такой был на самом деле Патриарх Тихон!
Свет страданий новомучеников дошел до наших дней, согрел сердца. Мы увидели, за что люди страдали и какие это были замечательные люди. В этом веке развития цивилизации, науки, культуры, где все разложено по полочкам и, казалось бы, нет места для Бога, оказывается, есть люди, которые умирают за свою веру. Конечно, начинаешь задумываться, что это за люди и в чем их вера. После этого Евангелие по-другому читается. Поэтому я считаю, что у любого православного христианина не будет полного представления о христианстве, если он не будет знать подвига новомучеников. Потому что христианство есть собственно мученичество, любой христианин — это мученик. Господь сказал: как Меня гнали, так будут гнать и вас. Каждый, кто хочет благочестиво жить во Христе, — гоним будет, говорит Священное Писание. Эти гонения бывают то меньше, то больше. Раньше были одни гонители, сейчас другие. А за ними, собственно говоря, один гонитель — диавол. Поэтому нужно знать, как люди жили и умирали, как исповедовали свою веру.