Известия | Д. Коптев | 10.04.2002 |
С призывом ускорить возвращение церковного имущества обратился к президенту Путину завершившийся в среду вечером Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ). «Общественное служение Церкви не может развиваться без должной материальной основы, которой мы сегодня лишены вследствие многолетних гонений», — говорится в направленном в адрес главы государства послании святых отцов. «В России этот процесс не только не завершен, но по-настоящему и не начат», — говорится далее в документе. Не следует заблуждаться, думая, что речь идет только о собственности, непосредственно связанной с отправлением религиозных служб. В послании Собора выражается благодарность первому президенту России Борису Ельцину за его помощь в возвращении Церкви храмов, икон и священных предметов. В то же время авторы послания выражают озабоченность тем, что «наиболее значительная часть возвращенных зданий и предметов не передана в церковную собственность». Иными словами, продолжает находиться в собственности государства, в то время как церковники лишь имеют право пользования ими. Также внимание президента обращается на то, что «государство не предпринимает почти никаких усилий хотя бы для частичной компенсации утраченных строений, земель и ценных предметов искусства».
В утвержденной днем ранее социальной концепции РПЦ говорится, что собственность религиозных организаций приобретается «многими путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей». С другой стороны, в послании президенту говорится: «При нынешнем оскудении пожертвований, вызванном экономическими трудностями, только возврат многообразного церковного имущества восполнит бюджет Московского Патриархата, который Церковь употребляет на благо людям, на благо нашему Отечеству».
Похоже, здесь и зарыта собака. Осознав невозможность построения земного благосостояния за счет пожертвований, Церковь возжелала вернуть себе статус государственного института. Обещая взамен всемерную поддержку государственной власти по большинству вопросов. Кстати, не следует всерьез воспринимать утверждение, что «оскудение пожертвований» вызвано экономическими трудностями. По данным соцопросов, лишь 5% населения России по-настоящему привержены православной вере. Вряд ли их пожертвования можно считать серьезной материальной базой.
Правда, «заботясь о благе народа, Церковь не желает претендовать на весь объем собственности, бывшей в ее распоряжении, однако храмы, иконы и святыни не могут более оставаться изъятыми из богослужебной жизни. Мало того, каждый приход нуждается в помещении для воскресной школы, библиотеки, приюта, места собраний, каждый монастырь — в земле для приусадебного хозяйства». Взамен земель и зданий святые отцы согласны на «полную или частичную компенсацию утраченного» и готовы вести об этом переговоры с государственной властью. Что же касается прав нынешних собственников, законным образом вступивших во владение некогда принадлежащими Церкви ценностями, то их проблемы «не могут становиться непреодолимым препятствием к возврату церковной собственности». В социальной концепции при этом заявлено, что Церковь не приветствует передела собственности. Видимо, только в той части, которая касается собственности светской.