Русская мысль | Священник Георгий Чистяков (1953 — 2007) | 10.04.2002 |
8−14 сентября в Иркутске прошла своего рода «польская неделя»: состоялось освящение только что воздвигнутого католического кафедрального собора, праздновался 10-летний юбилей местного польского культурного общества «Огниво», прошли международная научная конференция «Сибирско-польская история и современность: актуальные вопросы» и презентация города Лодзи.
Почти 170 лет назад на берегах Байкала появились поляки. Это были ссыльные польские повстанцы. Считается, что их было больше десяти тысяч. По мнению иркутского историка Болеслава Шостаковича, сейчас в Иркутской области живет несколько тысяч людей, считающих себя поляками. Существует целое «польское» село Вершина в Зиминском районе, откуда родом нынешний спикер областного законодательного собрания Иван Зигмундович Зелент.
«Польская неделя» в Иркутске началась с церемонии торжественного освящения кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери — пока единственного на территории России от Урала до Дальнего Востока. Иркутской католической общине ранее принадлежало сооруженное на средства верующих в конце прошлого века здание костела в самом центре города. В 1937 г. священнослужители и наиболее активные прихожане были репрессированы, община, как писали позднее местные официальные историки, «самораспустилась», а в здании долгие годы размещались склад, студия кинохроники и, наконец, один из филиалов Иркутской филармонии. Оно так и не было возвращено властями законным владельцам, и несколько лет назад (после того как Иркутск стал резиденцией епископа Ежи Мазура и центром апостольской администрации Азиатской части России и Дальнего Востока) местные католики начали строительство нового храма на противоположном берегу Ангары.
На церемонию освящения собора прибыли около ста католических священников из Италии, Германии, Австрии, Польши, Бразилии и США во главе с папским легатом кардиналом Яном Петером Шотте. Обряд освящения начался в 5 часов пополудни 8 сентября перед вратами храма, в которые направилась процессия, состоявшая из высшего духовенства и детей, несших реликвии. Настоятель монсиньор Петер Фидермак вместе с архитекторами и строителями от имени всех, кто своим трудом и материальными пожертвованиями принял участие в строительстве храма, приветствовал собравшихся и вручил ключи от него епископу Ежи Мазуру.
На следующий день в новом кафедральном соборе открылся первый Всероссийский марийный и мариологический конгресс, а в поселке Листвянка на Байкале открылся Центр духовности имени Иоанна Павла II «Единение». Кардинал Ян Петр Шотте и епископ Ежи Мазур посетили первый и пока единственный в Восточной Сибири хоспис. Иркутский хоспис финансируется городскими департаментами здравоохранения и социальной защиты, но работают здесь в основном католические монахини и послушницы.
— Я очень благодарен нашим помощницам, — сказал главный врач хосписа Александр Бессонов. — Лечение онкологических больных очень дорого. А сестры помогают нам во всем бесплатно и делают самую тяжелую работу…
Кроме онкологических больных, в иркутском хосписе находятся и т.н. социальные больные, то есть люди, которые не могут себе позволить лечиться в обычной больнице из-за отсутствия средств. Сейчас в отделении для социальных больных лежит 10 бомжей, которым просто некуда идти… Две недели назад хоспис получил гуманитарный груз от католической благотворительной организации «Каритас» — специальные кровати для тяжело больных людей, тумбочки и туалетное оборудование.
В эти же дни в Иркутске проходила международная научно-практическая конференция «Сибирско-польская история и современность: актуальные вопросы». Ее организаторами были иркутское польское культурно-просветительское общество «Огниво» (которому в мае этого года исполнилось 10 лет) и Иркутский государственный университет. С польской стороны в организации конференции приняли участие комиссия Сейма Польской Республики по связям с поляками за границей, общественная организация «Польское сообщество», Всепольская федерация обществ сибиряков и Фонд помощи полякам на Востоке. Участником конференции был первый маршал польского Сейма в посткоммунистический период профессор Анджей Стельмаховский, ныне председатель «Вспульноты польской» — организации, объединяющей поляков всего мира. В своем выступлении на первом пленарном заседании конференции он затронул некоторые проблемы, связанные с национальным самосознанием поляков.
К сожалению, открытие международной конференции в Иркутске было омрачено хулиганской выходкой экстремистов. На стенах здания, в котором проходила конференция, были выведены черной краской лозунги: «Польша — вон!», «Дави Польшу!», «Не потерпим Польши в России!», «Россия все, остальное — ничто!» Некоторые надписи невозможно привести из-за их нецензурного содержания. Рядом с лозунгами была начертана аббревиатура НБП.
Неизвестные лица распространяли на конференции листовки, в которых всем полякам, живущим на территории России, угрожали преследованием — в частности за то, что они, по мнению авторов листовок, выступают против войны в Чечне и поддерживали Дудаева.
Сотрудники управления ФСБ по Иркутской области сообщили журналистам, что злоумышленники установлены, но отказались подтвердить или опровергнуть факт их принадлежности к Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова.
Виталий Камышев, Иркутск
+ + +
Католики появились в Сибири при Екатерине II, в тот самый момент, когда сюда начали ссылать поляков. В 1812 г. в Иркутске была построена первая католическая часовня, в 1825 году — первая церковь во имя Успения Божьей Матери. С самого начала они стали играть в жизни Восточной Сибири особую роль. По словам отца Кшиштофа Швермицкого, который служил здесь с 1856 г. (и после ухода на покой остался жить в Иркутске, ставшем для него родным городом), его прихожанами были исключительно ссыльные поселенцы и каторжные.
«Нет ни одной деревни, ни слободы, — писал К. Швермицкий, — чтобы там исключительно одни только лица римско-католического исповедания были поселены, какой ли не были народности — поляки, литовцы, жмудины и немцы. Их начальство поселяет по деревням между русским народонаселением… Мало прибывает католических семейств…все почти холостые лица мужеского пола по большей части». Естественно, эти люди брали в жены девушек из православных семей, а поэтому их дети становились православными, но абсолютно открытыми к вере своих отцов и их предков. А новые ссыльные все прибывали… Вот почему в отличие от центральной России здесь католичество не воспринималось как иностранное исповедание. В этом смысле Сибирь оказалась удивительно похожей на Белоруссию, где католики с православными тоже перемешаны самым естественным образом и семьи довольно часто являются смешанными.
В 1919 г. оказался в Сибири пятилетний мальчик Казимеж Cвентек, будущий кардинал и ныне минский архиепископ. 8 сентября он был среди тех, кто приехал на освящение нового собора. Отвечая на вопросы корреспондента московской католической газеты «Свет Евангелия» Наталии Галеткиной, он сказал, что приехал в Иркутск, чтобы «поблагодарить Бога, что я был в Воркуте и все-таки выжил. Я могу сегодня поцеловать этот камень с благодарностью за то, что я жив».
Кардинал рассказал о том как позднее сидел в советском лагере, откуда его освободили в 1954 г.:
— Сказали: «Вы свободны». Первый раз за многие годы кто-то сказал мне «Вы"… А до этого я в лагере был «фашист» и «польская сволочь». Но не будем вспоминать об этом.
Зато он вспомнил о том, как попал в Сибирь в первый раз:
— Куда-то под Омск, сразу после Октябрьской революции, в 1919 году. Мне тогда было 5 лет, я не понимал, что происходило. Цветочки здесь в лесу искал, зайцев гонял, — и, несмотря ни на что полюбил эту землю. А дальше… - В 44-м меня осудили. В сентябре 45-го я был уже здесь, в Сибири, на лесоповале, в лагере на западе Красноярского края. Тайга. Сосны. Кедры. Два человека не могли обнять ствол — такие деревья были. А валить их приходилось вручную. Потом меня отправили на север, в Воркуту, где надо было ломом и киркой разбивать вечную мерзлоту.
В ГУЛАГе сидели все вместе, католики и православные, верующие и безбожники, а поэтому освященная 10 сентября у стены нового собора часовня Примирения и Мира стала памятником всем.
И это, наверное, важнее всего для нас сегодня. Россия, а Сибирь в особенности, стала домом для всех. Сибирь, история которой во многом похожа на американскую. Ведь и в Америку одних высылали, другие приезжали туда сами, но во втором поколении для всех она становилась родиной. Не случайно поэтому на Мариологический конгресс, приуроченный к дням освящения собора, епископ Ежи Мазур пригласил трех докладчиков — католика, лютеранина и православного, попросив трех священников рассказать о почитании Матери Божией в их исповеданиях. Это сделали отец Целестин Напюрковский из Люблина, пастор Сергей Прейман из Петербурга и автор этих строк.
Я говорил о том, что обращенность христиан к Пречистой Деве-Матери оказывается больше любых разделений. На католическом Западе почитается ее Владимирская или Казанская иконы, а на Руси среди прочих и Моденская, привезенная в начале XVIII века из итальянского города Модена, Ченстоховская и Остробрамская. Хотя, конечно, у католиков особо почитаются явления Богородицы святым и праведникам — в Лурде, в Фатиме и так далее, а у нас явления икон и память о связанных с чудотворными иконами исторических событиях (например, избавление Москвы от грозившего ей нашествия Тамерлана).
Счел необходимым я рассказать и о том, что прославленный в лике святых на последнем Архиерейском соборе святитель Серафим (Звездинский) в течение всей своей жизни молился по четкам, читая «Отче наш» и 10 раз «Богородице Дево, радуйся», соединяя каждые 10 молитв с размышлением на тему одного из событий в жизни Пречистой, что напоминает молитву по четкам у католиков. И если порою нас разделяют те или иные нерешенные или вновь возникающие проблемы, то народная вера и истинное благочестие всегда делают христиан разных традиций родными и понятными друг другу.
На сибирской земле, в которой нашли упокоение тысячи и тысячи мучеников и исповедников, убитых и умерших в годы советской власти, это чувствуется особенно остро.
— Мы молимся о тех, кто остался в этой земле, — сказал епископ Ежи Мазур во время освящения часовни в память о христианских мучениках нашего столетия, — чтобы кровь мучеников стала семенем новых христиан, чтобы мы узнали всех свидетелей веры и сохранили память о них.
А среди них были все: и католики, и протестанты, и православные. И чуть ли не все новопрославленные святые, имена которых были внесены в церковный календарь Русской Православной Церкви в августе этого года.
Иркутск — Москва