Русская линия
НГ-Религии Михаил Тульский09.04.2002 

Реакция населения РФ на канонизацию Николая II
Россияне не хотят восстановления монархии и памятников последнему царю

Вопреки предположениям активных лоббистов политической канонизации «царя-мученика» Николая II, граждане нашей страны не готовы выказывать свой восторг от прославления последнего императора в лике святых.
Как показал опрос ФОМ (Фонд «Общественное мнение») от 1−3 сентября 2000 г. (опрошено 1,5 тыс. респондентов в 29 субъектах РФ), 55% россиян вообще не слышали слово «канонизация», еще 10% затрудняются ответить, знают ли они или нет, что означает слово «канонизация». Лишь 10% россиян знают, что означает слово «канонизация», еще 25% что-то слышали о значении этого слова. При такой слабой осведомленности о значении понятия «канонизация» лишь 30% россиян не слышали о канонизации (причислению к лику святых) Николая II и его семьи и еще 7% затрудняются ответить, слышали или нет. Знают о канонизации 23,5% и что-то слышали 39,5%, т. е. в той или иной мере осведомлены о том, что Николай II «стал святым» 63%.
В опросе ФОМ далее вопрос об отношении к канонизации задан только этим 63%, осведомленным о факте канонизации. 21,3% россиян одобрили канонизацию, столько же отнеслись к ней безразлично, 16,5% не одобрили канонизацию Николая II.
В экспресс-опросе ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) от 18−21 августа 2000 г. (1574 респондентов в 31 субъекте РФ) был задан вопрос (всем, в том числе и не знающим о канонизации) о том, какие чувства вызвало у них известие о канонизации: 3% ответили — радость, 17% - удовлетворение, 13% - недоумение, 10% - возмущение, у 46% опрошенных это известие не вызвало особых чувств, 11% затруднились ответить или не знают об этом.
У ФОМ соотношение положительных и отрицательных оценок 21% к 17%, у ВЦИОМ — 20% к 23%, но в опросе ФОМ вопрос об отношении к канонизации Николая II не был задан тем, кто не знал на момент опроса о том, что она состоялась. Опрос ВЦИОМ показывает, что при включении не знавших о канонизации на момент опроса доля отрицательных оценок возрастает на 6%, а доля положительных остается прежней. Таким образом, не знавшие о факте причисления к лику святых последнего императора (вернее, не обратившие внимания на этот факт) по своим умонастроениям ближе к тем, кто отрицательно оценивает канонизацию. Судя по всему, ближе к группе отрицательно оценивающих канонизацию и большинство безразличных — ведь они выражают безразличие не по поводу отказа РПЦ канонизировать Николая II (как это было на Соборе 1997 г.), а по поводу того, что канонизация состоялась.
Респондентам, знавшим о канонизации (63% выборки ФОМ), был также задан вопрос о том, как повлияло известие о канонизации Николая II на их отношение к нему как историческому деятелю и на их отношение к РПЦ. Около половины от числа опрошенных не изменили своего отношения ни Николаю II, ни к РПЦ, 4−5% затруднились ответить. Отношение к Николаю II улучшилось у 6,7%, ухудшилось — у 1,2%. Отношение к РПЦ улучшилось у 6,7% (практически это те же респонденты, у которых улучшилось отношение к Николаю II), ухудшилось — у 4,8%. Как видим, на одного респондента, который стал хуже относиться к Николаю II после решения РПЦ, приходится четыре респондента, которые стали хуже относиться к РПЦ после того, как Церковь олицетворила себя с монархом.
Поэтому в опросе ФОМ от 1−3 сентября был задан вопрос об отношении россиян к восстановлению монархии в России. Желательным ее считают 15,8% опрошенных, нежелательным — 59,4%. Считают восстановление монархии возможным — 21,7, невозможным — 53,5%. Большая разница между количеством сторонников крайних точек зрения: считают восстановление монархии невозможным и нежелательным — 43,5%, возможным и желательным — 5,8% (т.е. в 7−8 раз меньше).
Не хотят россияне и установления памятников Николаю II: по данным экспресс-опроса ВЦИОМ в апреле 2000 г., 44,6% россиян отрицательно бы отнеслись к установлению памятников последнему императору, 33,8% отнеслись бы к этому положительно. По данным того же опроса, лишь 23,6% считают Николая II безвинной жертвой, 26,5% считают, что своей смертью он искупил ошибки своего правления, 11,9% считают, что он довел страну до катастрофы и был свергнут восставшим народом, 12,9% считают, что своим отречением он бросил на произвол судьбы страну. Кстати, и по данным опроса ФОМ от 1−3 сентября 2000 г., почти 40% россиян считают, что отречение отрицательно повлияло на дальнейшую судьбу России (почти 18% считают, что положительно).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru