НГ-Религии | Б. Филиппов | 09.04.2002 |
Юбилейный 2000 год начался в Ватикане беспрецедентным экуменическим действом. Папа Иоанн Павел II вместе с архиепископом Кентерберийским Джорджем Кери и православным митрополитом Афанасием отворил Святые врата собора святых апостолов Петра и Павла в Ватикане. Вслед за этим Папа посетил в Каире главу коптской Церкви Папу Шенуду III в феврале, главную синагогу Чеха Шломо в Израиле в марте и публично исповедал грехи Католической Церкви (среди которых был назван антисемитизм) в канун Пасхи. Казалось, что Католическая Церковь действительно вступила на путь достижения единства христианских Церквей и искреннего диалога с исламом и иудаизмом.
Однако в августе в секретном послании глава Конгрегации вероучения кардинал Йозеф Ратцингер «запретил именовать другие христианские Церкви «братскими». Беатификация 3 сентября пап Пия IX и Иоанна XXIII отражала колебания на высотах Апостольского престола. Пия IX обвиняли в принудительном обращении итальянских евреев в католицизм. В свою очередь Папа Иоанн XXIII принимал активное участие в спасении евреев в годы Второй мировой войны. Оба папы пригласили Православные Церкви на Первый и Второй Ватиканские соборы, а Иоанн XXIII пригласил также и протестантские Церкви.
Уже 4 сентября была обнародована подготовленная Конгрегацией вероучения декларация «Dominus Iesus» («О единстве и всеискупительной жертве Иисуса Христа и Церкви»). Документ был утвержден Папой, использовавшим для этого выражающую согласие с содержанием документа формулу: «certa scientia et apostolica auctoritate» («точным знанием и апостольской властью»). В нем 36 страниц. Его цель — «еще раз изложить католическое учение о вере… и указать на некоторые основные проблемы…, а также дать отпор определенным точкам зрения как ошибочным и двусмысленным» (см. § 3). Его суть сводится к тезису, что «вне Римско-Католической Церкви нет спасения».
На столь жесткое подтверждение известного тезиса немедленно отреагировали представители других христианских Церквей и вероисповеданий — вчерашние участники экуменического и межрелигиозного диалога. Следует отметить сдержанный тон несогласия с Декларацией архиепископа Джорджа Кери и Тома Беста из Всемирного Совета Церквей. Судя по всему, они не хотят перечеркивать «достижений 30-летнего терпеливого диалога». Гораздо жестче была реакция новых участников диалога. Председатель Совета еврейских общин Италии Амос Луцато увидел в Декларации подтверждение старого подхода к иудеям как объекту прозелитизма. А верховный муфтий Италии Хамца Пикардо подтвердил догматическую верность содержащемуся в Коране тезису о том, что «спасение ожидает лишь тех, кто верит в Аллаха и в пророков, одним из которых является Иисус. Весь же Божественный замысел завершается на Мухаммеде».
Для специалистов по Ватикану Декларация свидетельствует о переходе борьбы за наследство Иоанна Павла II в новую стадию: начался «долгий конклав». При помощи Декларации из состава претендентов автоматически исключались кардиналы — сторонники экуменической политики нынешнего Папы.
Есть и еще одна версия. Тот энтузиазм, с которым верующая молодежь в Западной Европе восприняла именно экуменическую направленность папского служения, обеспокоил Ратцингера, увидевшего опасность размывания в сознании верующей молодежи четких границ католического самосознания.