Русская линия
Коммерсант Берл Лазар09.04.2002 

Сын Царя

30 сентября евреи отмечают 5761 год со дня рождения первого человека. У нас есть обычай обмакивать в этот день во время трапезы яблоко и хлеб в мед, чтобы год был хорошим и сладким.
Какая разница между хорошим и сладким? Мы верим, что все исходящее от Всевышнего хорошо. Но вот только нам от этого иногда бывает горько. Вот мы и желаем друг другу, чтобы Новый год был не только хорош, но и сладок. Чтобы все были здоровы и благополучны. Чтобы мир был между людьми, между странами, чтобы он был в каждом человеческом сердце, чтобы у каждого была радость и каждый был благословлен свыше.
Что означает еврейский Новый год? Что мы празднуем? Что произошло 5761 год назад? Согласно нашей традиции, именно столько лет прошло от сотворения мира. В Библии говорится, что мир был создан за шесть дней, на шестой день сотворен человек. Именно этот шестой день и берется за точку отсчета. Получается, что в этом году мы отмечаем 5761 год со дня рождения человека! Мы знаем, что сначала жизнь его была прекрасна и безоблачна, но потом все резко изменилось. Человек потерял рай, и это тоже произошло на шестой день.
Баал Шем Тов — основатель хасидизма — рассказывал такую историю. У одного царя был сын. Этот сын был прекрасный мальчик. Царь любил его и был очень доволен им. Однако советники царя сомневались в нравственных качествах ребенка. Они говорили царю: «Он кажется таким хорошим просто в силу обстоятельств, которые исключают нравственный выбор. Он живет во дворце, он постоянно видит Ваше Величество, он окружен всеобщей любовью и ни в чем не нуждается. Поставьте его в иную ситуацию, и, возможно, он будет вести себя совершенно по-иному». Царь задумался и решил, что советники правы. Мальчика отослали в далекую страну. Вскоре он перенял местные обычаи. Он не научил людей, которые окружали его, ничему хорошему, но воспринял от них много такого, что никак не пристало царскому сыну. Он стал говорить, как они, одеваться, как они, и даже думать, как они. Постепенно он стал забывать свою прежнюю жизнь и стал почти неотличим от тех людей. И вот однажды, когда ему стало грустно, он стал смутно припоминать свое детство, дворец и сад. Он отправился в далекое путешествие и вернулся в свою страну. И он все вспомнил. Но вот беда: он забыл свой родной язык, и никто не понимал его. Кроме того, за прошедшие годы он так изменился, что никто его не узнал. Он подошел к окну дворца и стал плакать и призывать своего отца. Отец открыл окно, взглянул на него и узнал.
В сущности эта история о каждом из нас. У каждого человека есть царственное достоинство: ведь наш отец — Всевышний. Он поместил нас в этот мир, чтобы мы сделали здесь что-то хорошее, чтобы мы научили добру других людей. Но, к сожалению, зачастую все происходит совсем наоборот.
И вот в еврейский Новый год, в Рош Ашона, в очередную годовщину создания человека и потери им близости со Всевышним, каждый должен поразмыслить о своем месте в мире. И должен совершить то самое путешествие, которое совершил герой притчи Баал Шем Това: встать у окна и воззвать к Отцу. Мы должны открыться Ему со всей возможной искренностью и дать отчет о своей жизни, как бы тяжело это ни было. Проще, конечно, было бы продолжать жить, как живется, и ничего не менять, но мы хотим перемен, мы горько сожалеем о том плохом, что было в прошлом и что отдаляло нас от Всевышнего, мы вновь хотим быть близки к Нему.
Мы хотим начать все с чистого листа, мы просим о прощении и поддержке и надеемся, что получим их, мы просим, чтобы наступивший год был сладким для нашей семьи, наших близких, наших друзей, чтобы мы были здоровы и получили благословение от Всевышнего в Новом году. Этого я всем вам желаю!


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика