Русская линия
КоммерсантПротоиерей Николай Балашов09.04.2002 

Воздвижение Креста Господня

Праздник Воздвижения Креста, отмечаемый сегодня Православной Церковью, раскрывает самую суть ее веры. «Мы проповедуем Христа распятого» — так кратко сформулировал апостольское благовестие святой Павел, один из первых великих проповедников Слова о Кресте.
У истоков праздника, как обычно, стоит конкретное историческое событие. В 326 году святая Елена, мать первого императора-христианина Константина Великого, отправилась в Иерусалим на поиски подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Задача была нелегкой. За два с половиной века до этого древний город был разрушен римскими войсками при подавлении иудейского восстания. Однако, как гласит предание, раскопки оказались успешными. Под языческим храмом Венеры, построенном на Голгофе при императоре Адриане, были обнаружены места распятия и погребения Иисуса, которые и поныне привлекают множество паломников со всего христианского мира. Наконец из земли извлекли деревянный Крест, бывший орудием казни Христа.
Над пещерой Гроба Господня впоследствии была построена церковь. На ее освящение собрались многочисленные богомольцы. Конечно, все хотели поклониться обретенной святыне. И ради тех, кто не мог протиснуться сквозь толпу, епископ Макарий высоко поднимал («воздвигал») крест над головами молящихся. Отсюда и название праздника, а также обычай накануне вечером выносить изображение Креста Господня на середину храма, а в соборных церквах еще и торжественно воздвигать его на все четыре стороны света, после чего верующие преклоняют колени и целуют крест при пении древнего гимна, величественного в своей суровой простоте: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Крест стал главным символом христианства. Им украшаются купола храмов и одежды священнослужителей, он изображается на всех священных предметах. И каждый православный христианин носит крест на груди, а обращаясь в молитве к Богу, осеняет себя крестным знамением. Это означает: мы — последователи Распятого. Именно Его, и никого иного, мы признаем нашим Господом и Владыкой. Мы хотим, чтобы Ему принадлежала вся наша жизнь.
Крест — символ жертвенной любви Христовой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. XV, 13). Он полюбил нас до конца, до смерти. Полюбил так, как мы, к сожалению, слишком редко любим друг друга. Мы даже называем любовью что-то совсем другое — жажду обладания или признания, а вовсе не жертвы ради того, кого любишь. «Любовь не ищет своего», — писал апостол Павел. А нам порою и представить себе трудно, что можно жить как-то иначе, чем по пошлой поговорке: «Ты — мне, я — тебе».
Перед казнью на Голгофе Христос дал нам Свою новую заповедь: «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Вот к чему обязывает нас тот крестик, который мы носим на сердце. Непобедимой победой назван крест в одном из церковных песнопений. Потому что нет на свете ничего сильнее, чем настоящая любовь. Даже когда она совсем беззащитна и одинока. Как Христос на Кресте.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика