Известия | Д. Коптев | 09.04.2002 |
Сообщение о том, что папа римский Иоанн Павел II потерпел неудачу в изгнании бесов из одержимой итальянской девушки (подробнее об этом см. «Известия» за 12 сентября), побудило нас провести небольшое расследование. Его целью было выяснить, как обстоят дела в этой области в традициях присутствующих в России религиозных конфессий.
В Московской патриархии на вопрос, как православная церковь относится к процедуре изгнания бесов, отреагировали спокойно: «А что, нормально относится». Далее корреспонденту «Известий» пояснили, что для этих целей разработан специальный молитвенный чин об оставлении злыми духами, включающий в себя чтение особых заклинательных молитв, кропление святой водой, окуривание ладаном и прочее.
Однако право совершения этого чина имеет далеко не каждый желающий. Окончательное решение — разрешать или не разрешать конкретному священнику совершение чина — принимает его духовный отец. В Москве и Московской области в настоящее время правом совершения чина об оставлении злыми духами обладает лишь один человек — архимандрит Герман в Троице-Сергиевой лавре, на счету которого не одно успешное исцеление. Сколько таких священников в целом по России, в патриархии не знают.
В Московской хоральной синагоге раввин Зиновий Коган весело ответил, что «в нашей религии нет ни бесов, ни дьяволов, следовательно, никаких подобных процедур не предусмотрено. В Библии — а еврейская Библия канонизирована всеми авраамическими религиями — вообще нет упоминаний ни о чем подобном за исключением змия». Однако, как считают в синагоге, слишком серьезно относиться к этому сюжету нельзя. Согласно современным комментариям, в Библии «много метафор и юмора». «Бог весел, — считает раввин Коган. — Если человек улыбается, то и Бог улыбается».
Ислам, как заверили корреспондента «Известий» в Московской соборной мечети, теоретически признает возможность одержимости бесами. Однако в настоящее время подобные процедуры не проводятся.
Что же касается буддизма и прочих религий, построенных на многобожии, то для них существование злых и добрых духов и общение с ними является обыденным делом.