Известия | Георгий Зотов | 09.04.2002 |
Резиденция далай-ламы расположена на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря, близ индийского городка Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш). Местность вроде Тамбова из песни: туда не летят самолеты, не идут поезда, а на джипе из Дели ехать 15 часов — очень опасные горные дороги, на которые то и дело осыпаются камни. В гостиницах напоминание: «Закрывайте окна, когда выходите из номера. Иначе ваши вещи растащат обезьяны». Обезьян и вправду полно, и людей они ничуть не боятся. У офиса далай-ламы стоят несколько вооруженных индийских солдат. Меня провели в скромную комнатку, где на стенах под стеклом висели грамоты, выданные тибетскому лидеру многими университетами мира. Ровно в час шторы на входе раздвинулись, и передо мной предстал пожилой человек в оранжевой одежде монаха. Склонившись в традиционном буддийском поклоне, он приветствовал меня. «Добрый день, Ваше Святейшество», — ответствовал я ему с официозной улыбкой. Рассмеявшись, далай-лама неожиданно хлопнул меня по плечу: «О'кей, как дела?» Пока я медленно приходил в себя, «живой Будда» сел в кресло, жестом предложив мне сесть напротив.
— Ваше Святейшество, разрешите для начала нестандартный вопрос…
— Да, пожалуйста. Вы вообще можете задавать мне любые вопросы.
— Спасибо. Жалели ли вы когда-нибудь, что стали далай-ламой?
— Нет, никогда не жалел.
— Даже в раннем детстве?
— (Задумывается.) Четырехлетнему ребенку, оказавшемуся в огромном дворце из тысячи комнат, трудно сразу понять, как важно быть далай-ламой. Многие вещи его пугают.
— Интересно узнать, какие именно:
— О-о… Знаете, в том самом дворце в Лхасе, когда я после посвящения в монахи проходил курс духовного обучения, на стене висела плетка из желтого шелка. Она предназначалась для того, чтобы наказывать маленького далай-ламу, если тот плохо постигает науки… И я дрожал от ужаса, глядя на нее. (Смеется.) К счастью, меня ни разу не били.
— А что еще не нравилось?
— То, что пища монахов довольно скудная. Помнится, я как-то раз, уже года два будучи далай-ламой, приехал домой. Отец сидел за столом и ел жареную свинину с вкуснейшей хрустящей корочкой. Я присел рядом и смотрел на него, как щенок, жалобными глазами. Он не выдержал и разрешил мне тайком тоже поесть свинины. Это было бесподобно!
— И таким образом вы совершили страшный грех?
— Не совсем. (Смеется.) Есть свинину нежелательно, но в принципе можно. Буддистам нельзя специально заказывать свежее мясо, чтобы животное убили именно для тебя. Как-то раз в 1966 году на моих глазах убили цыпленка, который был предназначен мне на обед. Бедное создание подали на стол в жареном виде, и хотя запах он издавал восхитительный, я не смог его есть. После этого я полностью отказался от мяса и рыбы. Потом вспомнил свой давний спор с китайским премьером Чжоу Эньлаем по поводу того, разрешается ли буддисту есть яйца (ведь цыплята вылупляются из яиц), — и на всякий случай перестал употреблять их тоже. Пил только молоко и ел орехи. В результате через полтора года заработал сильнейший гепатит. Врачи буквально заставили меня снова есть мясо, поэтому я ем его и сейчас… Разумеется, когда это не противоречит моей духовной практике.
— Говорят, что ребенок, которому предстоит быть далай-ламой, должен из многих схожих предметов указать вещи, когда-то принадлежавшие его умершему предшественнику. Тем самым он докажет, что является его перерождением, очередной инкарнацией… Вы помните, каким образом определили их? И как нашли именно вас?
— Это долгая история… Сначала забальзамированное тело моего умершего предшественника посадили на трон во дворце Потала. Спустя какое-то время его голова повернулась с юга, куда она смотрела изначально, на северо-восток. Позже регент-правитель Тибета увидел в священном озере буквы и монастырь с сине-золотой крышей, а также дом с необычными водостоками из можжевельника. Буквы обозначили название провинции — Амдо, где жили мои родители, а монастырь находился как раз неподалеку. Когда поисковая группа прибыла в мою деревню, они попросились (не раскрывая себя) на ночлег в наш дом… тот самый дом с можжевеловыми водостоками. Глава этой группы играл со мной весь вечер. Потом я понял, что он просто присматривался к моему поведению. Они уехали, но потом официально вернулись с вещами, принадлежавшими далай-ламе XIII. Я посмотрел на них и сказал: «Это мое. Вот это мое. А все остальное — нет». Почему? Я даже не знаю. Просто интуитивно.
— В этом году исполняется 50 лет с тех пор, как Китай проглотил Тибет. Вы известны тем, что не признаете насилия, какой бы вид оно ни принимало. Однако часть людей считает, что тактика мирных демонстраций и гражданского неповиновения не принесла успеха. Значит ли это, что тибетская оппозиция возьмет в руки оружие?
— Разумеется, нет. Мы никогда не последуем примеру чеченцев. Никогда! Я верю, что метод мирной борьбы, без пролития крови, — единственно правильный. Конечно, китайское правительство в Пекине может легко игнорировать все наши демонстрации. Но что касается китайского народа, особенно интеллигенции, то за последние годы его настроение по отношению к Тибету очень изменилось. Мы наблюдаем симпатию и даже сочувствие. Такой поддержки никогда бы не было, если бы тибетцы убивали людей.
— Однако я слышал, что некоторые лидеры тибетской молодежи уже не хотят ждать еще 50 лет — они открыто призывают к партизанской войне…
— Призывают, но я категорически с ними не согласен. Убийства китайских солдат никогда не принесут нам столько сторонников нашей независимости, сколько приносит тактика мирного сопротивления. Везде в мире, даже в России, которая еще недавно, как и Китай, была коммунистической, созданы группы поддержки независимости Тибета, и их влияние растет. Вот даже вы автоматически сказали: «Китай проглотил Тибет». А когда я раньше приезжал в СССР — никогда ни один журналист мне такого не говорил! (Смеется.) Менталитет меняется, вы понимаете? Это означает, что наша тактика бескровной борьбы принесла самые совершенные плоды…
— Вы упомянули чеченцев. Как вы относитесь к войне в Чечне?
— Конечно, отрицательно, как и к любому насилию. Дело в том, что у малых народов внутри заложен сильный инстинкт самосохранения, обороны. А когда к нему примешивается еще и религиозный фактор… Крупные нации должны всегда это учитывать. Крошечный народ и рядом огромная Россия — проблема была создана изначально. Разумеется, дело также и в плохой экономической ситуации. Я думаю, что если бы в Чечне люди жили богато, безопасно и свободно, то они и не мыслили бы себя вне России. Кто же захочет сбежать из рая?
— Ну, а что вы думаете насчет исламского фундаментализма?
— Я думаю, что теократическое правление — исламская республика или что-то другое — в современных условиях уже не столь эффективно. К тому же фундаментализм бывает не только в исламе. Подумайте, где его только нет? Христиане — пожалуйста, евреи — пожалуйста… даже среди спокойных буддистов тоже есть фундаменталисты, которые критикуют меня! (Смеется.) Представляете? Фундаментализм не появляется из ничего, его создают особые обстоятельства. Человек считает, что он любит Бога больше, чем другие. А как мне кажется, это просто разновидность религиозного саморазрушения…
— Буддизм сейчас весьма популярен во всем мире. Например, в московскую буддийскую общину вступает все больше людей. Как вы думаете, есть ли у буддизма шансы обогнать христианство и ислам, сделавшись новой мировой религией? Ведь говорят, что человечество подсознательно ищет эту религию очень давно…
— Мое мнение: каждая нация должна верить в того Бога, в которого она верила всегда. И пусть русские хранят свою веру, а буддисты — свою. Это будет весьма правильным решением. А станет ли буддизм основной религией мира? Я так не думаю. Ведь все главные мировые религии проповедуют в общем-то одно и то же: покаяние в грехах, всепрощение, терпение, любовь к ближнему. А буддизм — он, понимаете ли, как религия, так и философия.
— А чего в нем все-таки больше: религии или философии?
— Подождите… Так вот, если смотреть с точки зрения религии, то у буддизма, ислама, христианства, индуизма совершенно одинаковый потенциал. Даже больше чем одинаковый. А если поглядеть с философской стороны, то что получается? Мусульмане веруют в единого Аллаха. Христиане — в Святую Троицу. Буддизм же отрицает и Бога, и Творца — он основывается на принципах… как бы это по-английски сказать… самосозидания. Мы верим в разум. Будда для нас не Бог, а учитель… совсем как в марксизме! (Смеется.) Он учит нас самосовершенствоваться — и только. Если хотите, буддизм — это вообще разновидность атеизма! Нет, а что вы смеетесь? Вот посмотрите сами: Бога не существует, нет рая, нет ада — на что это похоже? На что угодно, только не на религию! Поэтому, может быть, какие-то шансы для популярности буддизма как философии имеются.
— В США сейчас буддизм в большой моде. Но согласно учению Будды, его приверженцы должны жить в аскетических условиях. А тут буддизм становится прибежищем богатых людей, артистической богемы, которым деньги девать некуда. Например, в числе новообращенных буддистов числится голливудский актер Ричард Гир — точно, человек не бедный…
— Да что там говорить про Америку! Даже среди самых доверенных учеников Будды были такие, кто обожал роскошь. На мой взгляд — это большая ошибка. Лично я весьма критически отношусь к такому поведению. Богатство еще не гарантирует счастья.
— Я бы так не сказал…
— И были бы не правы! Когда я впервые приехал в США, то посетил дом одного очень богатого человека. Это был такой роскошный дом, что трудно себе представить что-то более совершенное. Но я вошел в ванную — и что же я увидел? Там стояли две огромные бутылки. Одна была доверху заполнена таблетками от депрессии, а другая — снотворным. И вы хотите сказать, что это и есть счастье? Я так не думаю. На мой взгляд, это прямое доказательство того, что материальное благополучие, каким бы оно ни было, не может обеспечить вечного счастья. Мне вообще очень странно, что много богатых людей в состоянии заботиться только о кошках и собаках… Думаю, это указывает на существенный недостаток духовных ценностей. Однако, с другой стороны, если люди до обращения в буддизм имели существенное богатство, не нажитое эксплуатацией чьего-либо труда, тогда Будда говорит на это: «О'кей! Живите спокойно».
— У христиан сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное. Основной принцип буддийского учения — конечное познание истины. Могут ли богачи познать истину?
— Это зависит от очень многих случаев. Если человек живет богато — да пожалуйста: никто и не говорит, что он должен раздать имущество и уйти в монастырь. Конечно, у него есть шанс познать истину. Но, разумеется, аскетизм для познания истины подходит лучше.
— Что касается материального богатства… Вы имеете дело непосредственно с деньгами или вообще не прикасаетесь к ним?
— За меня, если я хочу что-то купить, расплачиваются мои сопровождающие. И это хорошо, потому что, насколько я помню, в раннем детстве у меня было к деньгам странное отношение. Конечно, и тогда деньги попадали в мои руки крайне редко, но большие суммы я тратил легко, а над маленькими трясся. В самом начале своей деятельности на посту далай-ламы я часто выкупал и отпускал на волю яков, которых кочевники гнали на бойню. Теперь я очень жалею, что не покупал этих животных сотнями, — ведь чем больше я спас живых существ, тем было бы лучше. Что еще? А что может купить себе ребенок? Помню, как-то купил игрушечное ружье, а когда стал постарше, то тайно послал на рынок Лхасы слугу приобрести себе дорогие, престижные швейцарские часы «Ролекс» и «Омега». Первым делом я эти часы разобрал, посмотрел, как там и что, а после этого научился их ремонтировать. С тех пор ремонт часов стал моим хобби.
— Отлично. Мои не посмотрите?
— Вы лучше не рискуйте, потому что несмотря на то, что знакомым я починил много часов, один раз я потерпел крупную неудачу с часами моего министра: разобрать-то я их разобрал, а вот собрать не смог. Так и пришлось отдавать их в виде кучи деталей.
— Вы очень часто говорите о счастье… Вот и недавно, на концерте Паваротти в Италии, обращаясь к публике, вы сказали: «Вы должны проводить свою жизнь в постоянном счастье». А что означает счастье персонально для вас?
— Способность мыслить.
— И только?!
— Да. Способность исключить из головы такие вещи, как ревность, гордость, гнев, и заменить их всепрощением, терпением и самосозиданием. Для меня это и есть счастье… Понимаете, человечество разделено на несколько групп. Одна часть мыслит духовно и ищет счастье в религии. Однако большинство людей находит счастье в поиске денег. Еще одна группа обнаруживает счастье во власти над себе подобными — как китайские коммунисты, например. Для них-то точно счастье не в религии, поскольку марксизм трактует любую религию как опиум. Таким образом получается, что для всех счастье имеет очень разное значение. Для обычных людей основной принцип один: если хотите, зарабатывайте деньги, но не эксплуатируйте никого при этом — и будете счастливы. Но вот для духовной персоны уровень счастья другой… Для некоторых этим уровнем может быть даже смерть. Верующие христиане и мусульмане считают, что смерть приведет их в рай. А для буддиста смерть представляет собой обретение спасения.
— Может ли женщина когда-нибудь стать далай-ламой?
— О да. Вполне возможно, что в будущем трон далай-ламы займет представительница женского пола. То, что женщин среди далай-лам не было прежде, — это лишь потому, что в старотибетском обществе традиционно доминировали мужчины. Но даже столетия назад в Тибете имелись высокопоставленные женщины-ламы. Например, единственной в мире главой отдаленного мужского (!) монастыря Самдинг всегда была женщина! С этим монастырем связана интересная легенда. Настоятельницу монастыря никому не показывали, потому что считалось, что у нее лицо свиньи. В XVIII веке отряд монголов штурмом взял этот монастырь… И когда командир их отряда прошел в главный холл, то буквально онемел: на троне, возвышаясь над монахами, действительно сидела дикая свинья… Женских монастырей в Тибете всегда было много, поэтому я совершенно не исключаю того, что в будущем далай-ламой станет женщина. Это было бы вполне логично.
— Извините, но… Рано или поздно встанет вопрос о поисках нового далай-ламы, в которого переселилась душа старого. Поиски обычно ведутся исключительно на территории Тибета, а китайские власти вряд ли допустят туда официальную делегацию от тибетского правительства в изгнании…
— А кто сказал, что далай-ламу нужно обязательно искать в Тибете? Посмотрите историю — один далай-лама родился в Индии, другой — в Монголии. Так что, учитывая, что я живу вне своей родины, неудивительно, если мое новое воплощение родится в тибетской общине не то что даже в Индии, а, возможно, даже в Швейцарии или Непале.
— Кем вы лично хотели бы стать в вашей следующей инкарнации, если по какой-то причине не родитесь пятнадцатым далай-ламой?
— Тем, кто принесет пользу людям. Хоть животным, хоть насекомым — кем угодно, кто будет полезен живущим на Земле. Но вообще это же не мой выбор, это зависит от моей кармы. Поэтому мне трудно сказать.
— Попросите предсказать вашего астролога. Говорят, что вы часто используете астрологию, если вам требуется что-то узнать.
— Нет, я вообще не верю в астрологию. У меня даже с ней связаны не совсем приятные воспоминания. Перед моим официальным посвящением в далай-ламы придворные астрологи настояли на том, чтобы я съел с утра яблоко — это, мол, хороший знак. Но я ужасно не хотел его есть и проглотил с большим трудом. Разумеется, у меня есть специальный государственный оракул, который предсказывает будущее. Но есть предсказания, а есть реальность.
— Когда-то давно вы признавались, что хотели бы уйти в полное затворничество, чтобы провести в медитации три года. С чего бы это?
— Дело в том, что для буддиста одиночная медитация — это совершенно обычное дело. Вот тут, в Дхарамсале, высоко в горах, в пещерах живут монахи… Я знаю, что один из них медитирует так уже двадцать лет, а другой — двенадцать. Они не видят других людей, им приносят еду и оставляют в условленном месте. Я ежегодно ухожу в затворничество на пару месяцев, но зачастую это не похоже на полное уединение — мне приходится иногда принимать посетителей или решать какие-то вопросы. Кстати, в смысле отшельничества буддизм близок к христианству… Я очень уважаю христианскую религию и восхищаюсь папой римским Иоанном Павлом Вторым — насколько велик духовный уровень этого человека, который обратился к террористу, тяжело ранившему его, со словом: «Брат…» Так вот, однажды в Испании я встретил отшельника, который длительное время живет в келье, питаясь исключительно хлебом и водой. Когда я спросил, чему посвящены его многолетние медитации, он тихо ответил: «Любви».
— Но неужели вы готовы забраться в холодную пещеру?!
— Что вы! (Смеется.) Такое желание у меня было раньше, а теперь я уже немолодой человек. Даже не знаю, смог бы я это сделать чисто физически — взобраться на гору и существовать там в таких жестких условиях! Лучше уж уединенно жить как отшельник в комнате с небольшим количеством роскоши. Чтобы была кровать и все остальное. Вот это единственное, что сейчас подходит для меня. А кто сказал, что отшельнику обязательно жить в пещере? (Смеется.) Нигде такого нет!
— Из чего состоит ваш день?
— О, это не очень интересное повествование. Вы все равно готовы слушать?
— Да.
— Хорошо. Я просыпаюсь в четыре утра. Первым делом читаю молитвы, потом пью горячую воду (это очень полезно, у меня такая привычка уже лет сорок), далее приветствую всех Будд. Потом я умываюсь и выхожу на прогулку — все это время я тоже молюсь. В 5.15 у меня завтрак — за едой я стараюсь читать священные тексты. С 5.45 до 8 утра я медитирую, потом до 12.00 изучаю буддийскую философию. Второй завтрак обычно в 12.30 плюс-минус 10 минут.
— Я не удивлюсь, если и в это время вы тоже читаете молитвы.
— Конечно, а вы как думали? Далее, в час дня я иду на, так сказать, рабочее место, где занимаюсь делами как глава правительства до пяти часов. После дома до 6 вечера смотрю телевизор, если программа того стоит…
— Что именно смотрите?
— Новости, разумеется, а также очень люблю передачи о природе и животных. Иногда хорошо просто посмотреть телевизор, не думая ни о чем. Потом я пью чай и снова изучаю священные тексты. В 9 вечера ложусь спать. А утром все начинается сначала.
— А свободное время вы как проводите?
— Да его и нет почти. Если вдруг появляется, я использую его как возможность для дополнительной медитации. Например, буквально на днях я провел ночь высоко в горах, где спокойно медитировал вдали от всех.
— Тогда что бы вы делали, если бы оно было?
— Больше читал бы книг по буддийской философии или смотрел телевизор. (Смеется.) Все те же программы о природе.
— Официально вы — Его Святейшество далай-лама XIV, духовный лидер буддистов. А кем вы являетесь в обычной жизни?
— Просто человеком, который думает. Честно говоря, я считаю себя простым буддийским монахом. И если кто-то из людей полагает, что я Бог, — это они совершенно зря так думают.
— Однако тем не менее они именно так и думают.
— Да. (Вздыхает.) Многие вообще называют меня «живым Буддой»! А это совершенно неправильно! Тибетское слово «лама» означает то же самое, что в языке хинди значит «гуру» — то есть учитель. «Живой Будда» — это выражение пришло из Китая, и использовать его ошибочно. Разумеется, я чувствую духовную связь как с Буддой, так и с прошлыми далай-ламами, особенно с моим предшественником… Но это еще не значит, что я «живой Будда»! На Западе меня называют «бог-царь» — ну это же нонсенс! Люди ожидают от меня невесть чего — что я могу исцелить смертельно больного человека одним прикосновением, предсказать будущее… Но я обычный буддийский монах.
— Собираетесь ли вы в ближайшее время посетить Россию?
— Скорее всего в следующем году. Я имею очень много приглашений из Калмыкии, Бурятии и Тувы. В этом же году возможна лишь короткая остановка в Москве на пути в Монголию.
(Личный секретарь далай-ламы усиленными жестами показывает мне, что время истекло.)
— Последний вопрос. Ваше Святейшество, что бы вы хотели пожелать читателям «Известий»?
— Я хотел бы через вас передать им мои приветствия. Когда я приезжал в Россию, то всегда делил хлеб с русскими братьями и сестрами. Вы тоже страдали от тоталитаризма, как страдаем и мы. Теперь вы получили свободу, но вам очень трудно, потому что плохи дела с экономикой. Несмотря на это, вы не должны терять уважение друг к другу. Я слышал, что ваша свобода сопровождается небывалым размахом коррупции. Но если страна испытывает такие трудности, то воровать — большой грех. Поэтому я хочу попросить ваших чиновников: пожалуйста, подумайте о своей нации, вы великая держава с великим потенциалом. Вот когда у вас будет все в порядке с экономикой, образованием, когда ваша страна станет преуспевающей и богатой… Тогда пожалуйста — воруйте, сколько захотите! (Смеется.) Но сейчас этого делать не надо! Я надеюсь, меня услышат.
Дхарамсала-Дели-Москва Автор благодарит представителя далай-ламы XIV в СНГ и Монголии Нгаванга Гелека за помощь в подготовке интервью.
+ + +
Биографическая справка
Далай-лама Четырнадцатый Тенцзин Гьятцо (при рождении получил имя Лхамо Тхондуп, что означает «Богиня, исполняющая желания») родился 6 июля 1935 года в семье скотоводов тибетской провинции Амдо, в деревне Такцер. Ребенок появился на свет через два года после смерти предыдущего правителя, далай-ламы XIII. Так как буддийское учение проповедует переселение душ (инкарнацию), все это время усиленно велись поиски мальчика, в тело которого переселился покойный далай-лама. Обнаруженный в 1937 году специальной поисковой группой маленький Лхамо на особой церемонии опознал вещи своего предшественника. Вскоре он был провозглашен светским и духовным главой Тибета — буддийского теократического государства, получившего свою независимость в 1911 году после крушения Цинской империи. Фактически же ламы правили высокогорной страной с XV века — после смерти одного ламы на Львиный трон в тибетской столице Лхасе садился другой, считавшийся инкарнацией своего предшественника (а еще точнее, самого первого далай-ламы). За малолетнего далай-ламу правили регенты, но в 1950 году он был досрочно возведен на трон и объявлен самостоятельным. Через два месяца войска коммунистического Китая легко оккупировали 6-миллионную страну, присоединив Тибет к КНР. Далай-лама был назначен на символический пост «вице-президента Постоянного комитета», однако всем в Тибете распоряжался китайский генерал-губернатор. В 1959 году жители Лхасы подняли восстание против китайского правления. Восставших расстреляли танки и артиллерия, а далай-лама вынужден был просить убежища в Индии. В течение сорока лет за ним последовали 130 000 тибетцев, бежавшие из Китая труднодоступными горными тропами. Поток беженцев не иссякает до сих пор. Основав в небольшом североиндийском городке Дхарамсала правительство в изгнании, духовный лидер буддистов провозгласил тактику «ненасильственного сопротивления». Эта тактика принесла ему широкую известность и популярность на Западе, а также способствовала распространению буддизма в США, где он стал модной религией. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы далай-ламы фильм «Маленький Будда», получивший «Оскара», а в 1990 году далай-лама Тибета был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен государственным преступником. Только за хранение его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.