Русская линия
Русская мысль09.04.2002 

Какие перспективы у диалога богословия и естествознания?
Языкова Ирина

Этот вопрос был поставлен на международной конференции? Наука и богословие?, которая проходила в Москве 28−30 сентября. Конференция была организована Библейско-богословским институтом Св. Апостола Андрея (ББИ) при поддержке фонда Джона Темплтона.
Диалог между богословием и естествознанием — тема, бурно обсуждаемая в современном мире, но в России она затруднена тем, что у нас в значительной степени утрачена культура широкого богословского исследования. Богословы, как правило ограничиваются узкими рамками церковно-академических исследований, тогда как во всем мире активно развиваются такие дисциплины, как? богословие науки?, ?богословие культуры?, ?богословие диалога? и т. д. В лучшем случае богословие рассматривается как одна из гуманитарных дисциплин со своим понятийным аппаратом, далеким от естествознания. Поэтому в России богословы не всегда готовы к диалогу с учеными, которые зачастую жаждут этого диалога, но, будучи богословски мало осведомленными (здесь сказывается закваска старой советской школы), не могут отличить богословие от псевдомистических и оккультных учений, и тогда вместо диалога мы получаем эклектические утопии в духе ненаучной фантастики.
Но мир не стоит на месте, и здесь нам большую помощь могут оказать западные коллеги, несколько дальше продвинувшиеся по пути этого диалога. Фонд Джона Темплтона и занимается тем, что способствует развитию контактов ученых и богословов, поощряя совместные разработки, исследования, поддерживая конференции и коллоквиумы по подобным проблемам. На конференции в Москве одним из важных событий стало ознакомление ее участников с книгой Иена Барбура (одного из лауреатов Темплтоновской премии) ?Религия и наука?. Вскоре в издательстве ББИ выйдет еще одна книга И. Барбура — ?Этика в век науки?, а в прошлом году увидела свет работа известного английского математика и богослова Дж. Полкинхорна? Вера глазами физика?. К сожалению, отечественных авторов, работающих над подобными проблемами и достойных издания, институт пока не нашел.
Впрочем, действительно пока. Одним из активных организаторов конференции стал удостоенный премии Центра теологии и естествознания в Беркли Александр Филоненко (Харьков), который в этом году будет читать в ББИ курс лекций? Наука и религия?. В своем докладе? Богословие и наука: российские контуры диалога? Филоненко представил обзор состояния научно-богословского диалога на сегодняшний день. По его мнению, очаги интереса к проблеме научно-богословского диалога разбросаны по всей карте постсоветского пространства, но из них пока не рождается единого поля этого диалога. Конференция в Москве позволила собрать ученых, которые в силу удаленности друг от друга редко имеют возможность обсудить волнующие проблемы вместе. В работе конференции приняли участие представители различных богословских школ и учебных заведений России, Украины, Белоруссии.
Об общественной значимости такого диалога говорил профессор Е.И.Пронин (МГУ) в докладе? Теодицея-2000?. В некоторых местах этот диалог идет очень успешно: так, в Московском государственном университете уже много лет проходит семинар по проблемам взаимодействия философско-богословских дисциплин и естественных наук, в частности физики, который ведет проф. Ю.С.Владимиров (представивший на конференции доклад? Фундаментальная физика, философия и религия?).
О содержании дискуссии дают представление темы других докладов: ?Теология в эпоху постмодернизма? (Т.А.Ладыкин), ?Диалог религии и науки в свете глобального кризиса цивилизации? (А.В.Панкратова). Астроном А.А.Гриб из Санкт-Петербурга коснулся, в частности, антропного принципа творения вселенной, о котором ученые сегодня дискутируют во всем мире (?Космология в научно-богословском диалоге?), а крупнейший физик-теоретик из Новосибирска профессор Ю.И.Кулаков остановился на мировоззренческих проблемам в докладе? План творения изумительно прост?.
Неизбежность диалога науки и религии очевидна, без него не будет развития богословской науки, потому что мы живем в век, когда научные знания в значительной степени изменили традиционную картину мира, на которой основывается классическое богословие. С другой стороны, меняющаяся картина мира требует все новых и новых языков ее описания, и здесь богословие может подсказать ученым какие-то ответы, вывести их на новый уровень решения сложных проблем.
Москва


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru