Русская линия
НГ-Религии Олег Недумов,
Михаил Тульский
09.04.2002 

Сербская церковь против Милошевича
Cинод СПЦ признал Коштунцу избранным президентом

Ситуация в Югославии после «бархатной революции» и провозглашения Воислава Коштуницы президентом постепенно стабилизировалась. Напомним, что решение о проведении 24 сентября досрочных выборов президента, за год до истечения мандата нынешнего главы Югославии, было принято 27 июля этого года. Выборы были назначены сразу после того, как Милошевич по решению парламента получил право выставить свою кандидатуру на выборы президента еще один раз. Такое решение привело оппозицию сначала в замешательство, но потом 15 партий объединились в поддержке единого демократического кандидата Воислава Коштуницы.
По официальным данным, ни один из кандидатов на пост президента Югославии не набрал на состоявшихся выборах абсолютного большинства голосов. Во второй тур вышли представитель оппозиции Сербии Воислав Коштуница (48,96%) и действующий глава СРЮ Слободан Милошевич (38,62%), на третьем месте оказался Томислав Николич (кандидат националиста Шешеля) — 5,79%, на четвертом — Воислав Михайлович (кандидат Драшковича) с 2,9% голосов. По данным оппозиции, Коштуница набрал 52,54% голосов, а Милошевич 35,02%. Официальные результаты, с ее точки зрения, были фальсифицированы правящим режимом (правда, разница между первыми официальными и первыми «оппозиционными» результатами выборов была 16%, а по окончательным данным — только 3,5%). Сторонники Милошевича, со своей стороны, обвиняют Коштуницу в том, что он провел свою избирательную кампанию на американские деньги («На это было выделено из бюджета США еще 1999 г. 200 млн долл.», — заявляют активисты Слобо).
Священный Синод Сербской Православной Церкви еще 28 сентября направил приветственное послание кандидату от оппозиции Воиславу Коштунице, в котором он был назван «избранным президентом Югославии».
«В знак радости о том, что президентские, парламентские и местные выборы в нашем Отечестве 24 сентября 2000 года прошли мирно и достойно, Священный Синод архиереев Сербской Православной Церкви (СПЦ) призывает г-на Воислава Коштуницу и других избранных на свои посты управлять государством, парламентом и областями столь же мирно и достойно», — говорится в нем. Священный Синод считает, что полученные результаты выборов «показывают, кому принадлежит народное доверие». Сербские архиереи во главе с Патриархом Павлом напоминают, что их «многострадальный народ всегда думал о своей свободе».
Свои личные поздравления Воиславу Коштунице, как сообщает Информационное агентство СПЦ, уже направили некоторые сербские иерархи. Так, епископ Шумадийский Савва в своем письме подчеркнул: «Нас особенно радует то, что в Вашем лице наша страна обрела первого верующего президента после Второй мировой войны».
Но вся предыдущая история взаимоотношений СПЦ с югославской демократической оппозицией показывает, что суть отнюдь не в том, что формально Коштуница является верующим. СПЦ все последние годы в конфликтах между Милошевичем и демократическими силами занимала сторону последних. Руководство СПЦ уже давно симпатизирует Демократической партии Сербии: и тогда, когда ее возглавлял Джинджич, и сейчас, когда ее лидером стал Коштуница.
Еще 26 сентября, Патриарх Павел принимал Воислава Коштуницу на Патриаршем подворье в Белграде. Именно тогда лидер оппозиции ознакомил Святейшего Патриарха с итогами альтернативного подсчета результатов выборов. Патриарх Павел выразил поддержку Воиславу Коштунице, поблагодарив его за достойное поведение на выборах, а оппозицию — за стремление закончить избирательный процесс мирным путем. Пользуясь случаем, Предстоятель Сербской Церкви призвал всех, включая армию и полицию, защищать интересы народа и государства, а не отдельных политических деятелей.
Коштуница, родившийся в Белграде в 1944 г. (на 3 года моложе Милошевича), стал известен в научных и политических кругах в 80-е годы, в последнее десятилетие СФРЮ. Будучи профессором Белградского университета, он занимался научной работой в области общественных наук, преимущественно социологии. Направленность исследований совпадала с его умеренно оппозиционным, «либеральным», как тогда говорили, отношением к политике Союза коммунистов Югославии, хотя диссидентом он не был.
Коштуница считался и считается сербским националистом мягкого, «цивилизованного» типа. Он вполне разделял сербские националистические идеи об «ущемленном положении сербов» в СФРЮ (эти же идеи тогда высказывали Шешель, Чосич, Драшкович, Джинжич, их же взял на вооружение Милошевич), выраженные в известном меморандуме Сербской академии наук и искусств (1986). Однако, поддерживая взгляды авторов манифеста, ставшего впоследствии своего рода идеологической программой официального Белграда, он выступал и выступает за их осуществление ненасильственным путем.
С точки зрения рядового избирателя, он последователен в своих взглядах, честен, не замешан в коррупционных скандалах и сотрудничестве с нынешним режимом, чего не скажешь о многих других оппозиционных политиках. А присущий его взглядам традиционный, зачастую довольно жесткий национализм — это в глазах большинства сербов до сих пор скорее плюс, чем минус.
Что же касается уже появившихся слухов о том, что Коштуница — православный верующий, то утверждать что-либо определенное на этот счет невозможно до тех пор, пока он сам их не подтвердит.
Все это очень напоминает ситуацию в России, где тоже ходило много толков о православности президента Путина, пока он полностью не развеял их в интервью, данном известному американскому политическому шоумену Ларри Кингу.
Скорее всего поддержка Коштуницы СПЦ объясняется тем, что у нее просто нет другой альтернативы. Очевидно, что Слободан Милошевич, известный своим весьма прохладным отношением к Церкви, устраивает священноначалие СПЦ гораздо меньше, чем лидеры демократических партий, к числу которых относится и Коштуница. В условиях жесткого разделения общественной поддержки между ним и Милошевичем выбор СПЦ был фактически предрешен.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru