Коммерсант | Протоиерей Всеволод Чаплин | 09.04.2002 |
Сегодня — Димитриевская родительская суббота, один из главных дней поминовения усопших в Православной церкви. Этот день установил святой благоверный князь Димитрий Донской в память воинов, погибших в Куликовской битве, и в честь другого святого — великомученика Димитрия Солунского, пострадавшего за веру в IV веке при римском императоре Диоклетиане. Князь особо почитал древнего мученика, связывая с его именем небесную помощь в победах русского оружия. Не случайно в преддверии решающего сражения Димитрий Донской повелел торжественно принести в Москву из Владимира икону святого Димитрия, написанную на его гробовой доске.
Церковь продолжает молиться о ратниках, павших в XIV столетии за освобождение Руси. Но, естественно, в этот день православные христиане поминают всех воинов, павших на полях брани — будь то Великая Отечественная война, сражения в Афганистане, Чечне или прочие войны, коими, к сожалению, так изобиловал ХХ век. Молимся мы и о других усопших, прежде всего о наших родителях, родственниках, близких, друзьях, о дорогих нашему сердцу писателях, композиторах, мыслителях, исторических деятелях. Я, например, вместе со своими родными всегда поминаю Патриарха Никона, Федора Достоевского, Николая Гоголя, Владимира Высоцкого, Георгия Свиридова…
Для Бога нет мертвых, как нет прошлого, настоящего и будущего. По слову Самого Господа Иисуса, у Него живы все: и те, кто давно ушел из материального мира, и мы, находящиеся на земле. Знает Он и людей, которым только предстоит родиться. Христианин должен помнить: лучшее, что можно сделать для почивших, — это помолиться об их душах. По учению святых тайновидцев, Господь слышит эту молитву точно так же, как слышит Он молитвы друг о друге живущих на земле. Православные христиане верят, что молитва об усопших способна повлиять на их посмертную участь. Даже самый тяжкий грешник, погруженный во мрак ада, может быть помилован Богом, к Которому обращается наше ходатайство о тех, кого мы любим и помним. Если же почивший праведен и находится в Небесных обителях, он в ответ на нашу молитву сам ходатайствует о нас перед Престолом Божиим.
Церковь преодолевает не только национальные, культурные и прочие человеческие различия. Ее единство простирается поверх границы, разделяющей земной мир и мир духовный, где пребывают души усопших. В Церкви живут и общаются древние святые, наши почившие предки и люди, остающиеся на земле. Смерти нет, и это одно из главных откровений христианства. Вот почему за православной панихидой надгробное рыдание превращается в ликующую песнь: аллилуиа — слава Богу!