Коммерсант | Протоиерей Всеволод Чаплин | 09.04.2002 |
18 октября Русская православная церковь празднует день памяти святителей Московских — Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена. Эти иерархи, возглавлявшие нашу Церковь в период становления Российского государства, заложили основы ее отношений со светской властью — отношений, которые Святейший Патриарх Алексий II недавно назвал «критической солидарностью».
Митрополит Петр в начале XIV века способствовал усилению Московского княжества, становившегося тогда центром Руси. Увидев в быстро растущем городе силу, способную собрать русские земли, он перенес туда митрополичью кафедру и побудил князя Ивана Калиту построить в Кремле величественный Успенский собор. Во второй половине этого века Предстоятелем Русской Церкви стал митрополит Алексий — богослов, дипломат, государственный деятель. Поддерживая достойные отношения с Ордой, святитель одновременно делал все для духовного укрепления русского общества. Он открывал монастыри и храмы, издавал учительные послания, сделал новый перевод Нового Завета на славянский язык. Не случайно именно ему была доверена опека над малолетним Димитрием Донским. Митрополит Иона в 1448 году стал первым Предстоятелем нашей Церкви, избранным независимо от Константинопольского Патриархата.
Святители Филипп и Гермоген жили в непростые времена. Первый не побоялся прилюдно обличить Ивана Грозного, требуя остановить кровавые бесчинства опричников. Царь низложил митрополита и заточил его в монастырь, где святитель в 1569 году был задушен Малютой Скуратовым. Но народное почитание продолжало оставаться на стороне убиенного иерарха, и уже через сто с небольшим лет Церковь причислила его к лику святых. Патриарх Гермоген в начале XVI века отказался подписать боярскую грамоту, призывавшую сдаться польским интервентам. Более того, он многократно побуждал народ к освободительной борьбе. В 1612 году, незадолго до победы Минина и Пожарского, сидевшие в Кремле ставленники интервентов уморили Патриарха голодом.
Церковь всегда поддерживает созидательную и нравственную власть, зная, что она несет народу пользу и ценя заботу о его процветании и крепости. Но жестокость, беззаконие, моральная нечистота и тем более предательство неизменно осуждались голосом народной совести, а значит, и Церковью — когда в лице иерархов, а когда и юродивых. История показывает: неправда не живет долго и никогда не торжествует. И кто знает, осталась бы Россия самою собой, если бы не совершились труды митрополитов Петра, Алексия, Ионы, если бы не прозвучал обличительный голос святителя Филиппа, если бы не ходили по рукам патриотические грамоты Патриарха Гермогена.