Русская линия
Коммерсант Берл Лазар09.04.2002 

Плоды трудов наших
Главный раввин России, избранный Федерацией еврейских общин России, Берл Лазар

Судьба каждого еврея на весь только что начавшийся 5761 год определена и утверждена Всевышним. Души наши очищены от грехов, и мы, прощенные Б-гом и благодарные Ему, с верой и надеждой, что год будет для всех нас успешным и благоприятным, вступаем в праздник Суккот (Суккес). В Торе, дарованной народу на горе Синай, сказано: «Празднуйте этот праздник Б-гу семь дней в году: это — вечное установление для всех поколений ваших. В Сукко живите… дабы знали поколения ваши, что в Сукко поселил я сынов Израиля, когда вывел их из Земли Египетской…». С тех давних пор в дни Суккот города и районы, где живут евреи, становятся подобными садам и лесам. На улицах и балконах строятся сукко (шалаши) с крышами, украшенными пахучими свежесрезанными зелеными ветками. В шалаши вносятся овощи и фрукты, которыми земля одаряет за кропотливый нелегкий труд, и мы на неделю переселяемся из тех каменных строений, где живем в прочие дни. По вечерам, когда обитатели Суккос зажигают огни, видимые сквозь крыши легких построек, кажется, что горят тысячи сказочных костров. Народ пирует, веселье выплескивается на улицы, все радуются и славят Создателя.
Известна вьетнамская поговорка: «Когда ешь фрукт, вспомни человека, вырастившего его». Конечно, огромна благодарность наша тому, кто и пашет, и сеет, и жнет. Но в эти дни сбора урожая мы особо благодарим Б-га за тот заработок, материальный достаток, что дал Он работающему человеку, независимо от сферы приложения труда. Благодарность возносит труженик в поле и ученый за письменным столом, рабочий у станка и солдат. Во время праздника Суккот, все семь дней, исполняется заповедь о четырех видах растений. Евреи начинают славить Всевышнего, держа в правой руке ветви финиковой пальмы, ивы и мирта, а перед окончанием благословения присоединяют плод цитрусового дерева. Этот символический ритуал полон глубокого смысла. Казалось бы, растения эти такие разные: лимон, например, имеет приятный вкус и запах, а финики при приятном вкусе запаха не имеют, ива не имеет ни запаха, ни вкуса, а мирт, хоть и безвкусен, но весьма ароматен. Так и среди нас можно встретить как тех, кто усердно изучают закон и творят добрые дела, так и тех, кто не может похвастаться ни тем, ни другим достоинством. В этот праздник мы все едины, чувствуем локоть того, кого вчера еще критиковали, с кем завтра, может быть, не всегда будем согласны, но у кого сегодня видим лишь лучшие качества. Как родители радуются за своих детей, когда они живут дружно и любят друг друга, так и Б-г возрадуется за своих чад, когда Его дети веселятся вместе, словно братья, сидя за одним столом, когда между ними чувствуются мир и согласие. Божественное приносится в наш мир во второй половине текущего месяца Тишрей, чтобы все заповеданное Им вызывало радость, пение, желание танцевать, а не воевать, и в этом — смысл праздника Суккот, «времени радости нашей».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru