Русская линия
Время MN Александр Адамский08.04.2002 

Школа становится яблоком политического раздора
Пономарев Игорь

Прошедшие вчера парламентские слушания, посвященные стратегии модернизации образования, из рядового думского мероприятия, каким было такое обсуждение еще год-два назад, стали одним из самых заметных политических событий недели.
Вот только часть списка выступивших на слушаниях: Б. Грызлов, лидер фракции «Единство», Б. Немцов, лидер фракции СПС, Г. Явлинский, лидер фракции «Яблоко», депутаты А. Кокошин из ОВР, министр образования Чувашии Г. Чернова…
Единодушного отношения к стратегии модернизации на слушаниях не было. При этом политический спектр разделился четко: «Единство», СПС, «Яблоко» и ОВР — за предложенную правительством стратегию модернизации, коммунисты и их попутчики — против. Основные точки споров: система финансирования школы и система поступления в вуз. Самым ярким выступлением была речь депутата Мосгордумы, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича.
— Зачем подвергать наших же детей ужасной, унизительной и очень стрессогенной процедуре вступительного экзамена? Даже преступники два раза не отвечают за одно и то же.
Видимо, медленно, но верно вопросы школы становятся больше политическими, чем образовательными. Левые увидели реальную угрозу своей многолетней монополии в образовании, почувствовали, что их системная работа по формированию протестного потенциала из учительства начинает давать сбой. Но обсуждение реальных механизмов модернизации им невыгодно — для этого надо называть источники финансирования. Не просто требовать от правительства: «Деньги давай!», а указывать источники и механизмы, в том числе экономические, налоговые и др.
Правительство предлагает изменить статус школы — вместо госучреждения сделать ее образовательной организацией. Такая простая, казалось бы, замена предполагает иной уклад. Директор школы «Универс» из Красноярска, выступая на слушаниях, сказал, что «учреждение» для развития не приспособлено, у учреждения нет такой задачи — развиваться. И нет возможности тратить деньги эффективно — в учреждении все расписано по статьям.
Действительно, некоммерческая образовательная организация более свободна в расходовании средств, а значит, деньги будут тратиться более эффективно и будут собираться не только из бюджета, но и из благотворительных и других источников.
Удивительное дело: правительство предлагает обществу быть наряду с государством хозяином школы, но левые ортодоксальные государственники этому активно воспротивились. «Нам не нужно идти по линии либерализации», — заявила одна из заместителей думского комитета, представитель КПРФ.
— 49 проц. первокурсников сегодня являются платными студентами. Российские семьи уже сейчас платят непомерную плату за образование. Правительство хочет уменьшить родительские затраты и увеличить приток денег в школы, давайте примем решение о направлении 10 проц. дополнительных доходов в образование, — это из выступления лидера стратегии модернизации ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.
— А что-то реальное предлагается сделать? — спросил участников слушаний министр образования Владимир Филиппов. — Многие депутаты просто не читали документов. Вы говорите, что мы собираемся создавать элитарное образование. Наоборот — мы предлагаем вводить социальную стипендию, которая не нужна детям Березовского. А в продвинутых лицеях и гимназиях учатся дети более богатых, это же известно. Мы и хотим там ввести софинансирование, чтобы в элитных школах родители вкладывали свои средства, а больше государственных средств шло в массовые школы.
… Рекомендации слушаний были подготовлены заранее и в конце были приняты «в основном». Левые остались при своих интересах, правительство — при своих. А школа осталась нищим островом социализма. Что будет дальше — скоро узнаем.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru