Время MN | Александр Адамский | 08.04.2002 |
Прошедшие вчера парламентские слушания, посвященные стратегии модернизации образования, из рядового думского мероприятия, каким было такое обсуждение еще год-два назад, стали одним из самых заметных политических событий недели.
Вот только часть списка выступивших на слушаниях: Б. Грызлов, лидер фракции «Единство», Б. Немцов, лидер фракции СПС, Г. Явлинский, лидер фракции «Яблоко», депутаты А. Кокошин из ОВР, министр образования Чувашии Г. Чернова…
Единодушного отношения к стратегии модернизации на слушаниях не было. При этом политический спектр разделился четко: «Единство», СПС, «Яблоко» и ОВР — за предложенную правительством стратегию модернизации, коммунисты и их попутчики — против. Основные точки споров: система финансирования школы и система поступления в вуз. Самым ярким выступлением была речь депутата Мосгордумы, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича.
— Зачем подвергать наших же детей ужасной, унизительной и очень стрессогенной процедуре вступительного экзамена? Даже преступники два раза не отвечают за одно и то же.
Видимо, медленно, но верно вопросы школы становятся больше политическими, чем образовательными. Левые увидели реальную угрозу своей многолетней монополии в образовании, почувствовали, что их системная работа по формированию протестного потенциала из учительства начинает давать сбой. Но обсуждение реальных механизмов модернизации им невыгодно — для этого надо называть источники финансирования. Не просто требовать от правительства: «Деньги давай!», а указывать источники и механизмы, в том числе экономические, налоговые и др.
Правительство предлагает изменить статус школы — вместо госучреждения сделать ее образовательной организацией. Такая простая, казалось бы, замена предполагает иной уклад. Директор школы «Универс» из Красноярска, выступая на слушаниях, сказал, что «учреждение» для развития не приспособлено, у учреждения нет такой задачи — развиваться. И нет возможности тратить деньги эффективно — в учреждении все расписано по статьям.
Действительно, некоммерческая образовательная организация более свободна в расходовании средств, а значит, деньги будут тратиться более эффективно и будут собираться не только из бюджета, но и из благотворительных и других источников.
Удивительное дело: правительство предлагает обществу быть наряду с государством хозяином школы, но левые ортодоксальные государственники этому активно воспротивились. «Нам не нужно идти по линии либерализации», — заявила одна из заместителей думского комитета, представитель КПРФ.
— 49 проц. первокурсников сегодня являются платными студентами. Российские семьи уже сейчас платят непомерную плату за образование. Правительство хочет уменьшить родительские затраты и увеличить приток денег в школы, давайте примем решение о направлении 10 проц. дополнительных доходов в образование, — это из выступления лидера стратегии модернизации ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.
— А что-то реальное предлагается сделать? — спросил участников слушаний министр образования Владимир Филиппов. — Многие депутаты просто не читали документов. Вы говорите, что мы собираемся создавать элитарное образование. Наоборот — мы предлагаем вводить социальную стипендию, которая не нужна детям Березовского. А в продвинутых лицеях и гимназиях учатся дети более богатых, это же известно. Мы и хотим там ввести софинансирование, чтобы в элитных школах родители вкладывали свои средства, а больше государственных средств шло в массовые школы.
… Рекомендации слушаний были подготовлены заранее и в конце были приняты «в основном». Левые остались при своих интересах, правительство — при своих. А школа осталась нищим островом социализма. Что будет дальше — скоро узнаем.