Смена | В. Морозова | 08.04.2002 |
В центре Петербурга после восьмидесяти лет забвения возрожден к жизни уникальный опыт — церковные службы с сурдопереводом.
Здание, где располагается церковь апостолов Петра и Павла, принадлежало раньше училищу для глухонемых, основанному еще императрицей Марией Федоровной. И интерьер домового храма специально устроен так, что из любой его точки виден сурдоперевод. Кстати, именно у нас, в Петербурге, в конце прошлого века были выпущены совершенно уникальные книги по переводу богослужебных текстов на язык жеста. Их автор — прекрасный знаток сурдоперевода священник Александр Братолюбов, бывший настоятелем домовой церкви Петра и Павла в семидесятые годы прошлого века… В середине века нынешнего в здании разместились учебные аудитории Педагогического института. Теперь весь корпус передали церкви.
Отец Артемий Скрипкин не знает языка глухих. Все, что они хотят сказать священнику на исповеди, пишут на бумаге. А понимают священник и прихожане друг друга с помощью недавнего выпускника факультета сурдопедагогики РГПУ Дениса Заварицкого. Он, кстати, защитил диплом на тему «Особенности духовного воспитания глухих детей», а сейчас учится на епархиальных педагогических курсах и ведет занятия воскресной школы для глухих и слабослышащих детишек в Казанском соборе.
Переводить молитвословия, читаемые во время богослужений, на язык жестов — дело тонкое и очень непростое. Можно, конечно, буквально «озвучивать» тексты молитв, «проговаривая» пальцами каждое слово по буквам. Но они не всегда бывают понятны даже слышащим, а уж что говорить о глухих людях. Поэтому службы совершаются в несколько сокращенном виде, и к каждой Денису приходится готовиться специально.
— Без подготовки переводить богослужения очень трудно, — признается он. — Поэтому мы с отцом Артемием вместе работаем над адаптацией текстов, упрощаем их, насколько это возможно, чтобы, не искажая смысла, сделать понятными глухим людям. Например, всякий раз во время службы звучит новый отрывок из Евангелия. Я должен заранее несколько раз прочитать его и подумать, как лучше перевести на язык жеста.
Помогает в работе и профессор Геннадий Николаевич Пенин. Заведующий кафедрой сурдопедагогики РГПУ, именно он познакомил в свое время Дениса с отцом Артемием и был одним из инициаторов возрождения служб для глухих в университетском храме. Вообще, значение такого сотрудничества церкви и ученых трудно переоценить. Ведь в Петербурге и Ленинградской области около 12 тысяч людей, страдающих глухотой. В специальных школах они могут получить образование, у них достаточно широкий выбор профессий. А вот все, что касается церковной жизни, до сих пор для большинства из них оставалось тайной. Община глухих людей церкви Петра и Павла показывает, что из тупика есть выход.
— Это такая радость, что в Петербурге появился православный приход для глухих, — переводит мне Денис слова Максима Бирюкова, прихожанина университетской церкви. — В обычном храме мне было трудно — во время богослужений ничего не понимал… А теперь впервые в жизни могу поговорить о Боге со священником.
Кстати, по традиции после службы все собираются в небольшой комнате-часовне, где отец Артемий разъясняет смысл прочитанного Евангелия, отвечает на вопросы. В день, когда там побывал корреспондент «Смены», обсуждался отрывок, повествующий об исцелении бесноватого. Тщательно подбирая слова и сравнения, отец Артемий говорил о природе бестелесных духов — ангелов, о разделении их на светлых и темных, о способности последних мучить людей и творить через них всякое зло. Слушая батюшку и глядя на Дениса, я вдруг поймала себя на мысли, что лаконичность отца Артемия, вынужденного говорить скупо в силу обстоятельств, совершенно преображается сурдопереводом, придающим рассказу зримую образность. И эмоциональное воздействие от словосочетания «падший ангел», переданного языком жеста, ничуть не меньше, чем от десятка произнесенных вслух эпитетов… Или отец Артемий рассказывает о мытарствах — испытаниях, которые проходит душа после разлучения с телом. Темные силы пытаются остановить душу, стремящуюся к Богу, предъявляют все грехи, совершенные человеком в земной жизни и не очищенные покаянием. «Проговорив» пальцами слово «мытарство», многим присутствующим неведомое, Денис уже жестами «ставит» и «ставит» препятствия, объясняя его значение. И пантомима эта так выразительна, что становится действительно страшновато от того, что предстоит преодолеть душе на том пути…
Прихожане так увлечены новой жизнью, что строят планы. Вот Катя Смирнова мечтает написать икону своего ангела-хранителя. Она ходит на подготовительные курсы в Павловский техникум для глухих — хочет получить профессию художника. Катя — пытливая натура — на беседах со священником задает больше всего вопросов, по ее просьбе с ней дополнительно занимается Денис, объясняет молитвы. В православие она пришла после собственных долгих мытарств в поисках Бога в разных сектантских организациях.
Отец Артемий говорит, что в сектах оказались очень многие глухие. «Свидетели Иеговы», например, в свое время сумели привлечь в свои ряды немалое количество новых членов, организовав весьма масштабную пропагандистскую кампанию. И все же год от года становится все больше людей, которые возвращаются в храм. Тем более что теперь им есть куда возвращаться…