Русская линия
НГ-Религии Михаил Тульский05.04.2002 

Духовные лидеры о власти и политиках
Религиозные деятели возлагают надежды на президента Путина

Корреспондент «НГ-религий» попросил представителей различных религий высказать свое мнение о прошедшем форуме и наиболее важных проблемах тех конфессий, которые они представляют.
Глава Буддийской традиционной Сангхи Дамба Аюшеев рассказал о положении буддизма: «В РФ сейчас 1 млн. буддистов, даже, наверное, более 1 млн. (по данным социологов РОМИР, в РФ буддисты составляют 0,6% населения, то есть около 850−900 тыс. человек, включая неламаистов. — Прим. „НГР“), в основном они живут в Бурятии, Туве, Калмыкии, частично на Алтае (последнее особенно показательно, так как до недавнего времени среди алтайцев были православные, мусульмане, бурханисты, но практически не было буддистов. — Прим. „НГР“). Мы готовим сейчас кадры для буддистов в Горном Алтае, обучаем студентов, и в этом году будет выпуск — 5 человек после 5-летнего обучения возвратятся на Алтай. Наше направление называется гелуг па (в переводе „путь добродетели“. — Прим. „НГР“). Основной центр, конечно, в Бурятии, потому что бурятов просто больше по численности».
Рассказал Дамба Аюшеев и о своих отношениях с властями: «Действия властей имеют неоднозначный характер, если они начинают помогать, то это только мешает. И наоборот. Смотря каким авторитетом пользуется эта власть в народе. Мы возлагаем на Путина особую надежду, потому что роль личности президента в России огромна. Мы всегда надеемся только на Россию. Из-за границы никакой помощи не получаем. В то же время новые русскоязычные буддисты (неламаисты. — Прим. „НГР“) получают большую помощь из-за рубежа. Приверженцы нашего направления считают своим руководителем Далай-ламу Тибетского, который сейчас в Индии беженец. Есть в мире и другие направления буддизма: таиландского, японского. В Бурятии их исповедуют два человека».
Аюшеев выразил отрицательное отношении к президенту Бурятии Леониду Потапову, который «в 1998 г. приказал избить священнослужителей, студентов-послушников».
Комментируя распространенное мнение о том, что в буддизме нет понятия «Бог», Аюшеев заметил: «Нужно определить, что мы имеем в виду под понятием „Бог“. Христианский мир относится к Богу таким образом, мусульманский — другим. Каждый человек воспринимает по-своему. Буддисты никогда не отрицают Бога. Мы не говорим, что Бога нет, и не говорим, что Бог есть. Мы всегда выбираем срединную позицию. У нас нет крайностей».
Глава Российского союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) Петр Коновальчик поделился с корреспондентом «НГР» своими впечатлениями от форума: «Хорошо услышать от людей то, что они думают. Я думаю, что сегодняшнее время дает некоторую откровенность. И вот мы видим, что проблемы существуют. Потому что раньше считалось, что у нас есть только межнациональные конфликты.
Основная проблема и в Европе, и в России — это атеизм. Европа — бабушка христианская, стала атеистической. Это и Франция, хотя она считалась католической, и Германия с ее христианским либерализмом, который привел ее к неверию, к атеистической концепции».
Рассказал лидер баптистов и о положении его Церкви в России: «В России сейчас 90 тыс. баптистов — они относятся к тем церквям, которые входят в наш Союз. У Совета церквей еще примерно 20−30 тыс. Власти нам нигде не препятствуют. Если и есть где препятствия, то со стороны православных священников, которые идут к властям и требуют каких-то мер.
Есть такие группы баптистов, которые не признали антицерковный закон 1929 г. (так называемые инициативники. — Прим. „НГР“). Они не регистрировались при советской власти и не хотят регистрироваться сейчас, потому что считают, что тогда власть будет иметь возможность их контролировать».
Баптисты, по словам Коновальчика, ходят на выборы, как и все остальные граждане. Отвечая на вопрос корреспондента «НГР» о том, какие политики ближе всего российским баптистам, он сказал: «В прошлой Думе были такие депутаты, в первую очередь Борщев (член фракции „Яблоко“. — Прим. „НГР“). Потому что он был диссидентом и вместе с нашими сидел в тюрьме, хотя он православный.
Мы не делим партии по принципу, что какие-то ближе, какие-то дальше. Те, кто знает нас, относятся к нам положительно.
К Путину я отношусь хорошо и хотел бы с ним встретиться. И я сказал ему об этом после инаугурации на приеме, и он ответил: „Это возможно“. Мы подали в администрацию просьбу о приеме. Это было шесть месяцев назад. Потом нас попросили указать, какие вопросы мы хотим обсуждать, и мы их указали.
Я думаю, Владимир Путин разумный человек и его отношение к религии должно быть конституционное. И совершенно правильно, что на инаугурации рядом с ним не было Патриарха, как при Ельцине. Ведь это все-таки неконституционный момент».
Рассказал Коновальчик и о контактах с зарубежными баптистами, от которых российские и получают основную помощь: «Мы не готовы контактировать с либеральными баптистами. Что касается баптистов США, то нам ближе южные баптисты. Там меньше либеральных, хотя либералы есть и среди северных, и среди южных… Гор и Клинтон — южные баптисты, но мы не рады, что Клинтон называется баптистом. Мы не симпатизировали тому или иному кандидату на выборах, нам все равно, кто станет президентом США.
Сейчас много баптистов на Украине. И отношение украинских властей к ним очень положительное. Они считают их хорошими христианами. Есть тенденции к росту числа баптистов и в Белоруссии. Но эта страна меньше, и там всего 15 тыс. баптистов. В Белоруссии есть трудности с властями, издаются различные положения, циркуляры. Но у Лукашенко был хороший друг — баптист, в свое время работал парторгом у него в колхозе, потом стал баптистом.
Что касается национального состава баптистов, то славянские народы составляют 70−80%. Были и немцы, но большинство религиозных немцев уехало в Германию».
Своими впечатлениями от форума поделились и представители иудаизма.
Раввин Берл Лазар так прокомментировал происходящее на форуме: «Приятно быть здесь, когда все собрались вместе; если сегодня могут найти общий язык разные религии и разные национальности — это знак, что уже пора даже внутри евреев найти общий язык. Приятно, что сегодня происходит возрождение религий и особенно иудаизма».
О своих политических симпатиях Берл Лазар рассказал следующее: «Я сам не голосовал. Но я думаю, что тот выбор, который сделал народ России, наиболее правильный. Я очень уважаю Путина, его политику и надеюсь, что он будет тем человеком, который сможет поднять Россию на тот уровень, на котором она должна быть».
Что касается выборов в США, то раввин Адольф Шаевич продемонстрировал полное равнодушие к их результатам, хотя ему «как иудею приятно, просто приятно, что кандидатом в вице-президенты является человек одной со мной веры, но больше ничего…».
Берл Лазар, называвший ранее Джозефа Либермана своим другом, видимо, пытаясь скрыть свое разочарование итогами выборов, сказал, что «в США мало что зависит от того, кто будет президентом».
Что касается политических симпатий Шаевича, то он совершенно искренне признался: «И на думских, и на президентских выборах я голосовал за Явлинского».
Адольф Шаевич также прокомментировал и ситуацию в Палестине: «Решение ООН о создании двух государств никто не отменял, никто против этого не возражает. По моему личному мнению, Иерусалим не может быть столицей нескольких государств. Иерусалим не должен иметь международный статус, он должен остаться в составе Израиля. Деление основного города на две столицы — это смерть для государства. Иерусалим должен оставаться единым и неделимым и быть столицей для трех мировых религий, как это на сегодняшний день и существует».
Точно так же считает и Берл Лазар: по палестинскому вопросу у двух главных раввинов России нет расхождений.
Присутствовали на форуме и гости из-за рубежа. Глава шиитской общины Лондона Саид Мухаммед Мусави, оказавшийся потомком основателя ислама пророка Мухаммеда (у шиитов потомки Мухаммеда особенно почитаемы), рассказал о жизни мусульман Великобритании: «В Англии полная религиозная свобода, и мусульмане в Лондоне себя чувствуют хорошо. Во всей Великобритании 4−5 млн. мусульман, из них 1/3 — шииты. Шииты и сунниты часто молятся в одних мечетях — это всегда было так, мусульмане всегда были вместе. У шиитов и суннитов есть общая международная организация — комитет Аль-кодс (Иерусалимский комитет, Аль-кодс — арабское название Иерусалима. — Прим. „НГР“). Среди шиитов Лондона почти нет персов, в основном это выходцы из Ливана, Сирии, стран Персидского залива, Пакистана. Кроме того, уже насчитываются сотни тысяч мусульман из числа коренного населения — тех, кто перешел в ислам из христианства. Они находят в исламе гармонию духа и материи, принципы братства между людьми. Среди них много студентов, интеллигенции… Студенты недавно узнали, что в Коране очень точно и правильно описано развитие зародыша — это за полторы тысячи лет до того, как наука установила то же самое. Именно соответствие научных открытий и Корана привлекает английскую интеллигенцию».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru