В Крыму разворачивается межконфессиональный конфликт Никита Касьяненко
Во вторник религиозный конфликт в Морском (см. ?Крест разброда?, ?День? N198 от 31 октября 2000 г.) достиг наивысшего напряжения. Пока согласительная комиссия от обеих сторон заседала в закрытом режиме, возле Дома культуры в селе Морском собрались более 2,5 тыс. сельчан. Среди людей велись разные разговоры, каждый приводил свои аргументы. Мусульмане утверждали, что установка огромного креста размером 8,5×4,5 метра и весом 3 тонны на горе Каматра, самая высокая в поселке, в то время, когда в самом поселке уже стоит один поклонный крест чуть меньших размеров, является вызовом мусульманам. Христиане высказывали обиду по поводу того, что на горе за поселком демонтирован их символ веры. Мусульмане, в свою очередь, утверждали, что их пытались обмануть: сначала говорили, что на горе сооружается то ветряная мельница, то телевизионная антенна, и весь поселок сможет после этого смотреть все программы. Крымские татары утверждают также, что крест является святыней и магометан, поскольку Иса, то есть Иисус, согласно их вероучению, был вторым пророком после Магомета, а потому если бы не было веской причины, то никто бы из них на крест рук не поднял. К тому же такой большой крест на самой высокой точке местности над мусульманским кладбищем за несколько километров от дороги нельзя назвать поклонным. Крымские татары утверждают, что решение исполкома в декабре об установке креста было принято впопыхах, с искажением информации, никто не понял, об установке какого именно креста идет речь. Обе стороны остаются непреклонны в своем мнении. В целом в Крыму по этому поводу развернута широкая? пропагандистская? работа: в Евпатории, как сообщает газета? Крымское время?, под государственными флагами России и Крыма прошел митинг, организованный активистами Прогрессивной социалистической партии Украины, Всеукраинской общественной организации? Дар жизни?, Русской общиной Крыма. На митинге около 3 тыс. человек требовали привлечь к уголовной ответственности вандалов, ?надругавшихся над православной святыней — поклонным крестом в поселке Морском?. ?Крымская правда? замечает, что митинг потребовал отставки Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Совета министров Крыма. В? публицистических заметках? авторы припоминают все случаи противостояния крымских татар и местного населения Крыма, начиная с 1992 года. Газеты напоминают, что это уже не первый случай — поклонный крест был разрушен также возле Севастополя, недалеко от Инкерманского монастыря. Со специальным заявлением выступила крымская организация партии? Союз?, которая? потребовала от властей Крыма и Украины принять меры по прекращению деятельности меджлиса — организации, провоцирующей противостояние по религиозному и этническому признаку, направляющей свои усилия на уничтожение культурного наследия Крыма?. Весь день во вторник в Морском пыталась заседать согласительная комиссия. На ее рассмотрение выносилось множество вариантов решения. Один из них предлагал двум сторонам пойти на? мировую?: православным верующим прекратить установку крестов на крымской земле, а мусульманской стороне принести извинения за демонтаж креста. Во второй половине дня в клубе поселка началось открытое заседание исполкома сельского совета. После долгих дебатов на нем принято решение из четырех пунктов, которым прошлое решение исполкома? Об установке памятного знака на горе Каматра? приостанавливается до 20 ноября. Исполком предложил мусульманской и православным общинам поселка в срок до 20 ноября представить свои варианты решения конфликтной ситуации. Исполком попросил также правоохранительные органы до 5 октября предоставить информацию о факте демонтажа, и обратился к главам конфессий Крыма? вмешаться в разрешение конфликта?. Между тем в Симферополе при посредничестве заместителя председателя Совета министров Виктора Антипенко состоялась встреча архиепископа Крымского и Симферопольского Лазаря и Муфтия мусульман Крыма Эмирали-эфенди. Поскольку ее результаты не оглашены, местные наблюдатели предполагают, что встреча не увенчалась пока конкретным результатом. Вместе с тем, принятое решение исполкома только консервирует конфликтное состояние сторон и не указывает путей к его разрешению. Это наводит на мысль, что организаторы конфликта не отказались от мысли довести начатое дело до конца и таки столкнуть лбами две общины. Именно к этому ведут призывы крымских газет — не к согласию, а к тому, чтобы русские и православные, которых? распяли на нашем кресте, и мы мирно идем на Голгофу??, не уступали. Откровенный призыв не мириться, не ждать, не соглашаться… Морское — Симферополь