День (Киев) | Клара Гудзик | 05.04.2002 |
В понедельник стало известно (в очередной раз), что в июне 2001 года Папа Римский Иоанн Павел II приедет в Украину, где его нетерпеливо ожидают почти 6 миллионов верующих Католической церкви. Подавляющее большинство украинцев других конфессий относятся к визиту папы Иоанна Павла II также доброжелательно. А наши политики считают, что визит такой личности, как Иоанн Павел II, еще раз засвидетельствует принадлежность молодого государства к мировому сообществу, открытость страны, ее конфессионную толерантность.
Подробности, места, которые посетит Папа, протокол визита до сих пор неизвестны. Здесь могут быть сложности, особенно учитывая раскол украинского православия. Многих тревожат вопросы — согласится ли, несмотря на дипломатические каноны, Римский понтифик встретиться с представителями непризнанных мировым православием церквей — УПЦ КП и УАПЦ? Очень надеемся, что его визит будет содействовать единению. Сегодня своими мыслями, видением современных церковных проблем делится с читателями газеты? День? новый Апостольский нунций в Украине архиепископ Николай Этерович.
— Недавно прозвучали голоса относительно решения папы Иоанна Павла II уйти в отставку. Что об этом думает Ваше Преосвященство?
— Католическая церковь с большой и искренней благодарностью Господу отметила 22 октября 22-ю годовщину избрания Святейшего Отца. По случаю этой выдающейся даты был устроен прием, на котором присутствовали представители общественных, культурных, политических, церковных и религиозных кругов страны. Папа Иоанн Павел II занимает шестое место по абсолютному сроку своего апостолата. Дольше него Церковь возглавлял, в частности, Святой Петр, первый Папа, — около 37 лет. Слухи об отставке Святейшего Отца не имеют оснований. Его Святость уже не один раз повторит, что его миссия закончится тогда, когда это решит Господь.
— Уже давно говорят о визите Святейшего Отца в Украину. Каковы сейчас перспективы этого визита?
— Украинские католики и, думаю, все люди доброй воли, с нетерпением ожидают визита Святейшего Отца. Это вполне понятно. Действительно, Его Святость посетил уже 123 страны, среди них много таких, где католиков намного меньше, чем в Украине. Католические епископы как греко-католического, так и римо-католического обрядов многократно приглашали Святейшего Отца. Поэтому католики надеются, что смогут приветствовать в своей родной Украине видимого Главу Католической церкви. Люди доброй воли стремятся услышать от знаменитого Гостя слова надежды, уважения, понимания, сотрудничества и любви.
Представители Церкви и компетентных государственных структур сотрудничают, чтобы конкретизировать приглашение Святейшему Отцу от Президента Леонида Кучмы посетить Украину. Еще не определена точная дата, однако наилучшим периодом, по-видимому, было бы лето 2001 года.
— Как Вы расцениваете развитие Католической церкви в Украине? Какие существуют здесь проблемы, на что следует обратить больше всего внимания и что нужно изменить?
— Католическая церковь в Украине имеет глубокие корни, она присутствует в жизни страны. Украина и для католиков является родиной. Католическая культура — это часть культуры Украины. Оставаясь, в основном, православной, Украина не должна отказываться от того важного измерения национального наследия, составной частью которого являются, например, католические церкви, часовни, памятники, музеи, библиотеки, архивы, а также, искусство, музыка и тому подобное. Но Католическая церковь в Украине имеет не только большую традицию.
Церковь живет, она охватывает верующих трех обрядов. Большинство — это греко-католики, затем — римо-католики и, наконец, небольшое сообщество армянского обряда. Всего католики составляют приблизительно 6.000.000 верующих, среди них греко-католиков — 5.000.000, римо-католиков — 1.000.000. Перспективы у Католической церкви хорошие. Слава Богу, после трудных лет гонений во времена советского режима, которые ударили с неслыханной силой в первую очередь по Украинской греко-католической церкви, в свободной и демократической Украине уважается религиозная свобода всех граждан, следовательно, и католиков всех обрядов. Это сделало возможной структурную перестройку Католической церкви. После недавней реструктуризации епархий Украинской греко-католической церкви, нынче в Украине насчитывается 10 греко-католических епархий и 5 диецезий, объединяющих верующих латинского обряда. Епископы латинского обряда объединены в Конференцию Епископов Украины, а греко-католические епископы образовывают Синод епископов Украинской греко- католической церкви.
Что касается проблем, то я хотел бы указать на две. Первая — организационного порядка. Мне кажется, необходимо завершить процесс реорганизации Католической церкви в стране. Имею в виду, помимо прочего, реставрацию зданий, которые уже возвращены Католической церкви, и тех, которые в ближайшее время государственная власть вернет, возведение новых, там, где наши приходы их лишены. Это касается не только церквей, но и других сооружений, связанных с культовыми местами, и необходимых для нормальной душепасторской деятельности.
Она включает также и благотворительную работу, например, диецезийные, епархиальные, приходские Каритасы. Следует также укреплять католические школы, и особенно высшие учебные центры, чтобы со временем иметь несколько богословских факультетов и, по крайней мере, один католический университет.
Вторая проблема — более богословская, духовная. Следует усилить катехизацию наших верующих на всех уровнях, уделяя приоритетное внимание самым младшим, будущему нашей Церкви и украинской нации. Сейчас в Украине, как и в других странах, уже недостаточно традиционных путей передачи веры, таких, скажем, как воспитание в семье и участие в религиозных обрядах. Это имеет, как и раньше, основополагающее значение, но необходимо, чтобы при помощи соответствующей катехизисной деятельности все сообщество верующих было евангелизировано.
Евангелие всегда остается тем же самым, но должно быть донесено до человека в каждую эпоху тем языком и способом, который обращается к современному человеку в соответствии с его требованиями и ожиданиями, его ментальностью и культурой. Думаю, в этой сфере душепастырская деятельность нашей Церкви должна быть обновлена, согласно учениям Вселенской Церкви, начиная с установлений Второго Ватиканского Собора. Святой Год благоприятствовал важным шагам в этом направлении.
— Уже подходит к завершению Святой Год. Как его прожили в Украине?
— Считаю, уже можно утверждать, что Святой Год был благодатным временем, которое дало многим верующим возможность обрести Иисуса Христа. Торжества предусматривали различные мероприятия. Некоторые из них, в частности паломничества, состоялись в Риме или в Святой Земле, другие же — проходили в Украине. В некоторых участвовал и я, имея возможность почувствовать величие дара Господа и благодарность, с которой верующие его принимали. Все эти мероприятия, молитвенные встречи, учебные группы, конференции сыграли большую роль в духовном обновлении католиков.
— Считаете ли Вы нормальным тот факт, что значительная часть римо-католического духовенства в Украине происходит из-за рубежа? Не может ли такая ситуация привести к негативному отношению ко всей Церкви, учитывая историю украинско-польских отношений?
— Наша Церковь является католической, т. е. вселенской. Существуют отношения единения между ее центром в Риме и поместными Церквями, рассеянными по всему миру. Что касается Украины, то уже сегодня есть много украинских священников, монахов, монахинь и мирян, которые осуществляют свою пастырскую деятельность в различных странах Европы и Америки. Безусловно, и священники из других стран работают в Украине. А в Церкви латинского обряда, хотя большинство душепастырей являются поляками, есть словаки, венгры, итальянцы, французы, ирландцы, хорваты, испанцы и т. п.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с общепринятыми на международном уровне нормами каждое национальное сообщество в демократическом государстве имеет свои обязанности и свои права. Одним из прав является использование собственного языка также и в литургических службах. Следовательно, католикам, разговаривающим на польском, мадьярском, словацком или русском языках, необходимо обеспечить литургические богослужения на их родном языке. Во время коммунистических гонений Католическая церковь в Украине не могла иметь своих семинарий и готовить в них священников. Сегодня, слава Богу, уже не так: существуют 5 греко-католических семинарий и Львовская Богословская Академия, есть также три семинарии Римско-католической церкви. Но для надлежащей подготовки одного священника необходимо около 10 лет. Поэтому еще пройдет время, пока Католическая церковь в Украине сможет иметь достаточное количество душепастырей. А пока что Католическая церковь Польши проявила большую щедрость. И мы за это очень благодарны. Священники польского происхождения служат Святую Литургию не только на польском языке, но и на языке, понятном для всех. Зачастую это украинский язык. Общепринятая норма — быть толерантными и давать каждому то, что ему надлежит. Поэтому в Католической церкви в Украине богослужения проводятся на украинском, польском, русском, мадьярском, словацком или на других языках, в зависимости от потребностей населения — каждый волен выбирать. Я, в большинстве случаев, служу Литургию на украинском языке, но без проблем могу перейти и на другой, чтобы только быть понятным для верующих.
— Вы упомянулили, что большинство украинского населения принадлежит к православию. Какое отношение Католической церкви к Православным церквям?
— Католическая церковь имеет большое уважение к Православным церквям. До 1054 года существовало полное единство между церквями, которые сегодня называем Католической и Православной. То есть, католики и православные имеют много общего — что сформировалось на протяжении первого тысячелетия христианства в полном единении. На втором Ватиканском Соборе (1962−1965) Католическая церковь размышляла также и о своих взаимоотношениях с Православными церквями. Плодом этих размышлений является Декрет об экуменизме? Обретение единства?. А в 1965 году папа Павел VI и Константинопольский патриарх Атенагор I сняли взаимные отлучения от Церкви, положив начало диалогу, который, несмотря на многочисленные препятствия, продолжается и остается в силе и сегодня. Позитивное отношение Католической церкви к миру православия проявляется, например, в ее многочисленных изданиях. Недавно Католическая церковь высказала еще раз свое большое уважение к Православным церквям в Декларации Конгрегации по вопросам Вероучения? Dominus Jesus? (?Господь Иисус?). Там подчеркивается особая близость между Католической и Православными церквями, которые сохранили апостольское послание и Святые Таинства, прежде всего Таинство Причастия. Было уточнено, что между этими церквями может употребляться определение? Церкви — сестры?.
— Каковы перспективы и свидетельства, касающиеся подъема экуменической идеи в отношениях между католическим и православным духовенством в украинской среде?
— Установления Вселенской церкви, касающиеся отношений с Православными церквями, являются ключевыми идеями также и в диалоге между католическим и православным духовенством Украины. Диалог между Католической и Православными церквями — это требование христианской веры. Иисус Христос перед смертью, отдавая свою жизнь, как выкуп, за всех, просил Бога Отца, ?чтобы все были одно, как ты. Отче, во мне, а я в тебе, чтобы и они были в нас объединены; чтобы мир уверовал, что ты меня послал? (Ио 17,21). Этот диалог, несмотря на трудности, старые и новые, не имеет альтернативы и становится все более необходимым.
Часто говорят о проблемах, о непонимании и даже о враждебности между нашими церквями. Думаю, нужно обратить внимание и на то позитивное, что уже существует. Диалог уже дал прекрасные результаты во взаимном познании и в осознании доктринальных концепций друг друга, которые составляют живую часть церковной традиции. Диалог позволяет, например, почувствовать в собеседнике практикующего христианина, человека веры, который живет тем, про что говорит. Есть и другие позитивные моменты диалога: дружеские встречи, также и на личном уровне, священников различных конфессий, сотрудничество в благотворительных делах в пользу нуждающихся, без оглядки на их религиозную принадлежность.
Осуществляется важный проект экуменического перевода Библии на украинский язык, результат многочисленных серьезных встреч между специалистами по этому вопросу, которые принадлежат к различным Церквям. Кроме того, достигнуты взаимные договоренности относительно обучения христианской этике в школах. Наша церковь всегда за то, чтобы содействовать процессам единения, а не разъединения.
— Как Ваше Преосвященство относится к созыву следующего Вселенского Собора Католической церкви? Какие проблемы планируется рассмотреть?
— Созыв Вселенского Собора является чрезвычайным событием в жизни Церкви, как тому учит нас история. Собор созывают тогда, когда это становится необходимым для блага всей Церкви. Сегодня существует много способов общения между католическими епископами, которых возглавляет Святейший Отец, в лоне епископской коллегии. Способом церковного единения является также Синод Епископов. Его созывают регулярно, раз в три года. Он дает возможность рассматривать и решать много вопросов, важных для жизни Церкви.
По моему мнению, прежде, чем созывать новый Вселенский Собор, было бы хорошо использовать уже существующие церковные структуры для изучения актуальных для Церкви вопросов. Кроме того, было бы уместно как следует усвоить материалы Второго Ватиканского Собора и претворить в жизнь весь их потенциал. Вопросами религиозного характера большой актуальности, которые следует решать на мировом уровне, являются проблемы секуляризации мира, глобализации во всех сферах жизни, религиозного безразличия верующих, сектанства, отношений с другими религиями, в частности, нехристианскими и тому подобное.
— Бывал ли Его Преосвященство раньше в Украине, или Вы впервые в нашей стране? Какие впечатления от людей, страны, общей ситуации? Хотелось бы получить недипломатичный ответ.
— Я приехал в Украину 25 августа прошлого года как Апостольский Нунций или, как часто говорят, Посол Ватикана. Но еще много лет назад, особенно во время обучения в Риме, я уже немало знал о Украине. В частности, работая в Государственном Секретариате, который можно назвать Министерством иностранных дел Святейшего Отца.
Мои украинские впечатления чрезвычайно позитивные. Я встречался со многими людьми, посетил различные диецезии и епархии, главным образом в западной части страны, где сконцентрированы наши католики. Был приятно поражен глубокой религиозностью людей, которая чувствуется во время встреч и, особенно, на Богослужениях, в церквях, обычно переполненных верующими. Иногда возникает необходимость собраний в общественных местах и на площадях — такое количество верующих собирается. Я знал об этом и раньше, в частности, о больших свидетельствах веры во время преследований. Теперь у меня есть возможность встречаться с? живыми мучениками?, людьми, которые выдержали много страданий ради веры. Это поучительный опыт, который обогащает с точки зрения как человеческой, так и христианской. Я благодарен за это Господу.
Происхождением я из славянских краев, из Хорватии. И поэтому довольно хорошо понимаю ментальность украинцев, у которых много общего с моими соотечественниками. Знание украинского языка также помогает мне относительно легко устанавливать контакты не только со властными структурами, но и с представителями различных слоев населения, с простыми людьми. Украинцы — великий народ, и Украина — великое государство. Для меня это честь иметь возможность осуществлять свою церковную миссию в Украине.
Среди менее позитивных аспектов я хотел бы отметить замедленность процессов развития в стране. Есть прогресс, я могу констатировать это лично, но нам бы всем хотелось, чтобы он был более быстрым и более гармоничным, чтобы постоянно росло благосостояние, а количество бедных людей существенно уменьшалось. Мне кажется, что люди довольно пассивны, иногда покорны судьбе, хотя уже заметны многообещающие примеры, в первую очередь, молодежи, динамичной, предприимчивой, — надежда на хорошее будущее страны. Точно так же, как и в других странах, вышедших из коммунистической системы, в Украине существуют проблемы, связанные с тяжелым переходом от системы государственной централизованной экономики к рыночным отношениям и частной собственности. К тому же, существуют еще и проблемы коррупции, бюрократии, необходимости упрочения структур и норм, свойственных демократическому государству, и тому подобное. Однако, всматриваясь в пройденный Украиной за эти десять лет путь, я остаюсь оптимистом относительно гармоничного развития страны.
Со своей стороны, Католическая церковь будет и далее вносить свой вклад, также и в сотрудничестве с государственными структурами. Это, в первую очередь, касается воспитания католиков Украины, которые являются и гражданами Украины. Хорошо воспитанный христианин — это носитель ценностей, которые являются, одновременно, христианскими и по-настоящему общечеловеческими. Христианин должен, например, стараться жить согласно Десяти Заповедям. Поэтому он призван быть добрым христианином и добрым гражданином, делая для других то, что сам желал бы себе от них. Кроме того, Католическая церковь будет продолжать, насколько это в ее возможностях, свою социальную и благотворительную деятельность в пользу, в первую очередь, наибеднейших.
— Расскажите нашим читателям немного о себе.
— Я всегда несколько стесняюсь говорить о самом себе. Свободное время посвящаю музыке, чтению, художественным выставкам, прогулкам. Мне нравится музыка, прежде всего классическая. Еще в семинарии я учился игре на различных музыкальных инструментах. У нас был даже маленький оркестр, в котором я играл также и на типично хорватском инструменте, который зовется? тамбурица?. Позже стал уделять больше времени органу, особенно для сопровождения литургического пения. Часто слушаю музыку, в частности григорианскую (характерную для Католической церкви латинского обряда), которая очень помогает создавать соответствующее настроение для молитвы и медитации. Сейчас я открываю для себя красоту литургической музыки Восточных церквей. Среди классических авторов не отдаю особого предпочтения кому- то одному. Конечно, первенство принадлежит таким великим композиторам, как Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Палестрина и т. д.
К сожалению, не всегда хватает времени, чтобы прочитать все, что хотелось бы. Больше времени посвящаю теологическим и духовным произведениям. Сейчас читаю? Дневник души? Папы Иоанна ХХШ, который в сентябре этого года провозглашен блаженным. Интересует меня также и другая серьезная литература. Недавно, например, я охотно прочитал? Кобзаря? Тараса Шевченко. Это же почти что обязанность для каждого, кто живет в Украине. Посещения могилы поэта в Каневе, как и музея в Киеве, стали для меня дополнительным стимулом, чтобы приблизиться к этому важному произведению.
Я посетил уже немало музеев в Киеве и в других городах, где побывал. Я был очарован, например, иконами Львовского Национального музея. Меня очень интересует украинская икона. В ней отражена душа украинского народа, который на протяжении веков отображает религиозные темы, часто связанные с его повседневной жизнью, с его страхами и надеждами. Когда у меня есть свободное время, люблю знакомиться со страной, ее городами и селами. Украина так богата памятниками, рассказывающими об ее истории, — к сожалению, часто трагической! Люблю спорт. Время от времени играю в пинг-понг. Когда есть возможность, с удовольствием смотрю хороший футбольный матч.
— Последний вопрос, с Вашего позволения. Высокий церковный сан полностью отделяет Архиепископа от обычных людей? Есть ли в вашем окружении лица, которые могут позволить себе обращаться к Вам на? ты?
— Я родом из обычной и большой семьи. У моих родителей было шестеро детей (три мальчика и три девочки). Так что, у меня есть братья и сестры, с которыми я сохраняю взаимоотношения не только семейные, но и дружеские. Эта семейная атмосфера содействовала открытости к другому и пониманию важности дружбы в жизни каждого человека. Позже, число моих друзей увеличилось во время моей учебы в различных учебных заведениях. Со всеми ими (а их немало) поддерживаю дружеские отношения. Многие из них меня спрашивали, как им следует обращаться ко мне после моего епископского посвящения. Было бы смешно, если бы они изменили свою обычную манеру разговора со мной. Конечно, существуют официальные ситуации, когда необходимо следовать официальным нормам и употреблять, например, соответствующие титулы. Но в других обстоятельствах хорошо хранить дружеские взаимоотношения, которые существуют уже столько лет.
Мне кажется, очень важно верное сотрудничество. Оно требует правды и любви в отношении к сотрудникам и к каждому, с кем приходится общаться. В нашей работе следует знать правду, даже если она иногда горькая. И работник, который пытался бы ее скрыть, оказывает плохую услугу своему руководителю. Надеюсь, мне не придется с этим столкнуться. И еще, жизнь научила меня, что можно быть очень близкими друзьями с кем-то, даже не обращаясь к нему на? ты?. Все зависит от личных отношений, которые должны всегда опираться на чувство уважения. Каким именно способом проявляются эти чувства, зависит также от местных обычаев и от личной культуры.
В любом случае, отношения между людьми должны строиться на уважении и любви. Это требование к нам всем — детям Бога, нашего Отца небесного. Ибо Бог — Любовь, как учит нас Иоанн Богослов.
Справка ?Дня?
Николай Этерович, титулярный архиепископ Сисакский, Апостольский нунций в Украине родился в 1951 году в Пучиштя, на острове Брац, в Хорватии, в простой многодетной семье. По окончании школы поступил в Митрополитскую Семинарию в Сплите; затем изучал философию в Высшей Духовной Семинарии. Отслужив двухлетнюю срочную военную службу на флоте, продолжил обучение в Риме. В 1977 году был посвящен в сан, а далее учился в Папской Церковной Академии, которая готовит дипломатов Святого Престола. Там получил степень магистра по Каноническому Праву и 25 марта 1980 года поступил на дипломатическую службу Святого Престола.
Работал секретарем Апостольской Нунциатуры во многих странах на различных континентах. Назначен в Апостольскую Нунциатуру в Украине в 1999 году. С 1996 года — прелат Папы Римского, с 1999 года — архиепископ Сисакский. Кроме дипломатической архиепископ Николай Этерович всегда осуществлял душепастырскую деятельность.
Преосвященный Этерович имеет значительное число публикаций по теологии и праву, в частности, так называемому конкордатному праву, которое рассматривает соглашения Святого Престола с отдельными странами. Кроме родного языка — хорватского, владеет итальянским, французским, испанским, английским, немецким, украинским и понимает польский и русский.