Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик05.04.2002 

Современный пастырь — это психолог, педагог и проповедник

Недавно был назначен первый наместник восстановленного Свято-Михайловского Златоверхого монастыря — им стал архимандрит Димитрий (Рудюк), перед тем возведенный в сан епископа. По этому случаю журналист газеты? День? взял интервью у епископа Переяслав-Хмельницкого Димитрия, викария Киевской епархии, наместника Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии Украинской православной церкви Киевского патриархата.
— Преосвященный владыко, расскажите немного о себе — нашим читателям важно знать, кем является первый наместник только что отстроенного, но такого древнего и славного Свято-Михайловского монастыря.
— Родился на Хмельнитчине, в крестьянской семье. В семье не было духовных лиц, но меня воспитала теперь уже покойная бабушка, которая сызмала пела в церковном хоре, а когда в селе церковь разрушили, вместе со своими читала псалтырь, пела на похоронах. Когда мне исполнилось шесть лет, нас со старшим братом завезли в отдаленное село Хрестовку и окрестили. Склонность к церковной жизни у меня проявилась рано — сызмальства? играл? в церковь на чердаке, где были спрятаны иконы из старого дома, и? служил? перед ними.
В нашем селе церковь разрушили еще в 1934 году, а ее последний священник протоиерей Владимир Рогальский был арестован после войны и выслан. Когда я приехал на учебу в Киев, то разыскал — через архивы и адресные столы — детей и внуков отца Владимира, которые все проживали в столице. В архивах мне посчастливилось найти также документы про его реабилитацию, о чем с радостью сообщил родным священника. Хорошо помню как после встречи Михаила Горбачева с членами Синода РПЦ (1987 год) изменилось отношение правительства СССР к церкви. С тех пор перестали глушить заграничные голоса и я регулярно слушал религиозные передачи и трансляции богослужений Би-Би-Си, Голоса Америки и радио Ватикана.
Учился в сельской школе, много читал, с детства интересовался историей. Поэтому по окончании школы поступил на исторический факультет Киевского Государственного университета имени Тараса Шевченко. Все мои курсовые работы как и диплом были написаны на церковно-историческую тему, в частности об истории Выдубицкого Свято-Михайловского монастыря в домонгольский период.
Так вышло, что все свое студенческое время делил между библиотекой и церковью. С самого начала пребывания в Киеве посещал Киево-Печерскую Лавру, а потом Владимирский собор, где происходили основные события церковной жизни начала 90-х годов. Вскоре стал иподияконом митрополита Киевского Филарета (теперь патриарха). Сознательно поддержал его отход от Русской православной церкви. Был участником объединения церквей в УПЦ КП. 1994 год стал знаменательным в моей жизни — я закончил университет и был рукоположен в сан дьякона. В следующем году стал монахом. Родители не возражали, хотя и переживали этот важный шаг в моей жизни.
— Как выходит, что молодые люди становятся монахами?
— Для многих светских людей, не осведомленных глубоко в религии, это загадка. Главной причиной часто бывает надежда на высокую церковную карьеру (ведь только монахи, люди, которые отреклись от семьи, детей, могут занять высшие церковные должности). Для меня важным было служение Церкви. Ради этого я много работал над собой, наблюдал за тем, как это делали священники с опытом. Для меня первым наставником, образцом и примером был и остается Святейший патриарх Филарет, с которым я нахожусь постоянно в служении, в работе. Должность секретаря патриарха многому меня научила; затем назначение на очень важный участок работы в Патриархии — Издательский отдел, который я не оставил и сегодня, работая вместе с Патриархом над изданием богослужебных книг на украинском языке. И вот в этом 2000 году такой неожиданный для меня взлет — я стал епископом и одновременно ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии.
— Как Преосвященный владыка оценивает сегодняшнее состояние образованности православного духовенства?
— Не является секретом то печальное обстоятельство, что уровень образования украинского (кстати, как и русского) духовенства вообще низкий. Это образование не отвечает требованиям настоящего, не дает ответов на острые современные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Именно поэтому в последнее время так много говорится о реформе духовного образования. Работая с прихожанами, в особенности молодежью, современный пастырь должен быть и психологом, и педагогом, и умелым красноречивым проповедником. Мы же унаследовали? советскую? духовную школу, рассчитанную на почти полную изоляцию духовенства от общества. У меня, как у ректора, сейчас одна цель — достичь того уровня образованности духовенства, который оно имело хотя бы в прошлом столетии, — со знанием древних и современных языков, глубинами богословия и т. д.
В нашей духовной школе, расположенной на территории Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, учится 285 студентов и воспитанников. Как в семинарии, так и в академии учатся по четыре года. Чтобы стать воспитанником Семинарии, надо иметь законченное среднее образование, в Академию принимаются только выпускники Семинарии. Несмотря на то, что я имел законченное высшее образование, вынужден был учиться сначала в Семинарии, а потом в Академии, и только потом защитился и стал кандидатом богословия. Многие учатся в стенах Киевской Духовной Академии и Семинарии 8 лет; за это время каждый желающий может получить серьезное духовное образование и защитить кандидатскую богословскую диссертацию. Защита происходит на заседании Ученого Совета Академии. Через ВАК наши диссертации пока что не проходят, но мы эту проблему постояннo обсуждаем с Министерством образования Украины. УПЦ КП принимает участие в работе и поддержке первого в стране теологического факультета при Черновицком государственном университете. Выпускники факультета получают два диплома — один религиове-да (государственный), второй — по теологии. Много предме-тов — древние и современные языки, церковную археологию, церковное искусство — в нашей Киевской духовной школе читают светские преподаватели, приглашенные из вузов и других научно-исследовательских учреждений, институтов НАН Украины. С другой стороны, наших преподавателей приглашают в вузы преподавать богословские предметы. И это хорошее начало сотрудничества.
Одной из важных и до сих пор не решенных проблем духовного образования является место и значение церковнославянского языка. Общеизвестно, что Киевский патриархат решительно ввел в большинстве храмов богослужение на украинском языке. Это, однако, не означает (как считают некоторые), что церковнославянский окончательно отжил, как непонятный для многих наших верующих. Считаю такой подход поспешным и непродуманным. Ведь перед нами стоит огромная фундаментальная проблема полного перевода богослужебных книг на молитвенный украинский язык. До сих пор далеко не все книги переведены. Для примера возьмем хотя бы повседневную Минею. А для перевода нужны настоящие знатоки церковнославянского и других древних языков, а также богословы и церковные композиторы, знатоки церковной музыки. Напомню также, что мы не имеем права отказаться от нашего церковно-исторического наследства, от церковных традиций Киевского государства, не можем отдать церковнославянский язык кому-то на откуп. Ведь именно на этом языке были написаны святителем Петром Могилой знаменитые? Требник? и? Служебник?. На этом языке было написано и много других богословских, церковно-исторических произведений. Наша обязанность — свято беречь и использовать этот язык для изучения и перевода. Другое дело, когда языковой вопрос богослужения становится объектом политических спекуляций, непродуманных шагов, откровенного религиозного фанатизма, противопоставление одного, якобы? более чистого?, ?канонического? языка другому, ?базарному и простому?. Этого следует избегать всем пастырям, чтобы не делить врученное нам стадо на святых и грешных, на праведников и неправедников.
Среди других актуальных задач считаю повышение внимания к искусству проповеди. Пастырь Украинской православной церкви должен проповедовать понятно, ясно, несхоластично. Проповедь должна быть осовременена, подведена к реалиям настоящего. Есть другие замыслы и проблемы. В частности необходимо пополнять библиотеку Академии. Когда в 1918 году закрыли Киевскую Духовную Академию, ее славную когда-то библиотеку разделили между несколькими фондами. Теперь эти книги находятся в библиотеке Вернадского, Исторической. Наша библиотека насчитывает всего 8 тысяч книг, приобретенных главным образом стараниями нашего Патриарха. Это, конечно, мало. Так как книги имеют огромное значение для каждого вуза, тем более духовного. Об этом говорил еще сам великий князь Ярослав Мудрый, всю жизнь занимаясь собиранием библиотеки святой Софьи.
Киевская духовная Академия и Семинария в скором времени восстановит выпуск? Трудов Киевской Духовной Академии?, появится новый? Украинский церковно-исторический журнал?. Вот-вот выйдет второй номер ежегодника? Украинский Богослов?, издающегося совместно с историческим клубом? Планета? и историческим обществом Нестора Летописца. В наших планах создание при Киевской Духовной Академии Института истории Украинской церкви, вокруг которого объединятся все историки церкви и создадут новую исторически-церковную школу, а также направления исследований и переосмысления истории Украинской православной церкви.
— Ваше Преосвященство, общеизвестно, что вы активно участвуете в тех объединительных процессах, которые в последнее время оживились в украинском православии и которыми весьма интересуются верующие не только в Украине. Газета? День?, в частности, получает немало писем от наших земляков в диаспоре, которые хотят знать подробности и результаты. Не равнодушны к нашим делам также СМИ Русской православной церкви. Расскажите о последних событиях объединительного процесса.
— Прежде всего надо напомнить, что разработанный в Цюрихе влиятельными представителями Вселенского (ВП) и Московского (МП) патриархатов план переговоров между всеми заинтересованными сторонами (УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, ВП, МП и представителями правительства Украины) был сорван Московской патриархией. Кроме того, ?Архиерейский Собор? УПЦ МП отказался от любых переговоров с представителями УПЦ КП и даже осмелился делать замечания Вселенскому патриарху Варфоломею I за вмешательство во внутренние дела украинского православия.
На этом Московский патриархат не успокоился и повел в своих СМИ неистовую агитацию против Вселенского патриарха. В последних публикациях по поводу визита Константинопольского патриарха в Эстонию его уже даже не называют патриархом, а пишут просто одно имя. Это поясняется тем, что несмотря на свой внешний апломб и уверенность, РПЦ ощутила угрозу потери если не всех, то части своих украинских? владений?. Некоторые наблюдатели считают, что в стратегических глубинах этой церкви, в ее мозговом центре разработан хитроумный контрплан — срочно подготовить создание Русского экзархата в Украине, который охватывал бы юг и восток страны. Будущим экзархом должен будто бы стать митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, который постоянно подчеркивает, что он верный сын России. Такая вот история. Скажу даже больше — сегодня в обществе, в религиозной и политической жизни можно заметить признаки особой нестабильности: постоянно ходят какие-то слухи, страшные выдумки. Уверен, что все это генерируется за пределами нашего государства и с той самой целью.
Контрдействия РПЦ не остановили, однако, благородных намерений Вселенского патриарха Варфоломея I (кстати Вселенский патриарх — это одна из выдающихся личностей нашего времени) улучшить ту ненормальную ситуацию, которая сложилась в украинском православии. Поэтому он и в дальнейшем собирается оказывать содействие единству украинского православия путем признания Поместной Украинской православной церкви, а на обращение со стороны Архиерейского Собора УПЦ МП с просьбой не вмешиваться в украинские церковные дела, Константинопольская патриархия ответила, что не считает этот Архиерейский Собор собственно собором, а просто? собранием?. По той причине, что УПЦ МП не имеет статуса автономии, есть просто частью РПЦ, а потому не имеет права на созыв собственных соборов.
Еще один важный для объединения сюжет развернулся на Поместном Соборе УАПЦ, состоявшемся в середине сентября в Киеве. Там были внесены изменения в Устав УАПЦ, в соответствии с которыми упразднена должность патриарха. Это означает открытость УАПЦ к объединительному диалогу с УПЦ КП, который и начался. Сенсацией стало то, что после Поместного Собора УАПЦ ее епископат вместе с епископатом УПЦ КП подписали общее обращение к Вселенскому патриарху, высказывая благую волю обоих юрисдикций слушаться советов Константинопольской церкви-матери. Результатом этих наших действий стало подписание в Константинополе 8 ноября этого года общей Договоренности (?Симфонитикон?) об объединительных намерениях. После чего нас принял Вселенский патриарх Варфоломей. Уверен, что это начало нашего объединения. Некоторые силы будут сопротивляться такому развитию событий, но нам нужно помнить, что документ подписан в самом сердце нашей исторической матери-церкви Константинопольской и за него на нас возложена большая ответственность перед Богом и людьми. Хочу еще напомнить, что в 1991 году Святейший Вселенский патриарх Варфоломей I (тогда митрополит Халкидонский) посетил Киев и сказал в соборе святой Софьи пророческие слова: ?Приходит Вселенский патриархат, чтобы принести весть единства и мира?.
— Почему, по вашему мнению, Вселенский патриарх именно сейчас решил оказывать содействие единству разделенного украинского православия?
— Безусловно, важную роль сыграл здесь Юбилейный год, 2000-летие Рождества Христова. Очень благоприятное время для решения сложных болевых проблем Вселенского православия, в котором не все так мирно, как кое-кто утверждает. Так как уже длительное время существует невидимый раздел между Московским и Константинопольским патриархатами, а также их союзниками в мире православия. Дело в том, что Московский патриархат, опираясь на остатки имперского могущества России и на численное преимущество своей церкви (за счет, главным образом, Украины, а также Беларуси, Молдовы и других церквей за пределами России) в последнее время открыто, в СМИ, выступает против традиционного первенства Константинопольского патриарха — ?Первого по чести? с давних времен. Москва претендует на то, чтобы представлять, вместе с Римским папой, два всемирных центра христианской церкви — в Ватикане и Москве. Полнота православия, конечно, не может и не должна этого допустить. Православные церкви всегда отмечались своим уважением к традиции.
— Спасибо за очень информативный разговор.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика