Русская линия
Русская линия Александр Беляков31.07.2008 

Роль флотского духовенства в воспитании военных моряков дореволюционной России
Взгляд на проблему возрождения института флотского духовенства и предлагаемая организация подготовки корабельных священников на Высших Специальных Офицерских Классах ВМФ

Оглавление

§ 3.4 Взгляд на проблему возрождения института флотского духовенства и предлагаемая организация подготовки корабельных священников на Высших Специальных Офицерских Классах ВМФ

Любому православному человеку ясно, что воинское служение ни в коей мере не противоречит христианскому учению. Как заметил Владимир Соловьев, «Все люди братья, но ведь братья-то бывают различные. И почему же мне не поинтересоваться, кто из моих братьев Каин и кто Авель? И если на моих глазах мой брат Каин дерет шкуру с Авеля и я, именно не по равнодушию к братьям, дам брату такую затрещину, чтоб ему больше не до озорства было … «.[1] Христианин не должен забывать о всеобщем братстве и не должен быть равнодушным к каинским поступкам одних по отношению к другим. Мир должен поддерживаться не в ущерб правде и истине. По мысли И.А. Ильина, «несопротивляющийся злу сам разламывает стены своего духовного кремля».[2] И горе тому народу, который «утратит волю и способность к этой борьбе (со злом — А.Б.): он или возродит в себе эту волю, или погибнет, ибо злодеи истребляют его лучших сынов, а оставшихся превратят в своих покорных рабов…».[3]

Важность воинской службы отмечали апостолы и многие святители. Быть всегда готовым по зову Родины защищать свое Отечество вооруженной рукой и за спасение этого Отечества жертвовать своей жизнью — таково свойство христианской любви. «Любовь познали мы в том, — говорит ученик Господа нашего Иисуса Христа святой Иоанн Богослов, — что он положил за нас душу свою, и мы должны полагать души свои за братиев» (1 Ин. 3.16). «Нет больше той любви, — говорит Сам Господь наш Иисус Христос, — как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15,13). Физическое пресечение зла, по мнению А. И. Ильина, «могут быть прямою религиозную и патриотическою обязанностью человека и тогда он не вправе от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада; и в этом бою ему придется не только обнажать меч, но и взять на себя бремя человекоубийства».[4]

Как сказано в Соборном слове X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора, «В XXI веке для России и народов русского мира важными будут не только вопросы научно-технического, экономического и социального развития, но, прежде всего состояние духовной сферы. Успешное решение практических проблем будет зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры самобытной цивилизации, которую из себя представляет Россия и весь русский мир. Модернизация страны, которая необходимо сегодня для повышения материального и культурного уровня жизни народа, должна быть соединена с обращением к нашему вечному духовному наследию, к истокам той силы, которая сделала наше Отечество великой державой».[5] Немалая роль в преобразовании нашей Родины принадлежит и Вооруженным Силам.

Повышение духовной составляющей в жизни военнослужащих возможно только путем возрождения института военных священников с учетом богатейшего дореволюционного опыта. Как отметил на заседании секции «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства» XV Международных Рождественских образовательных чтений заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ контр-адмирал Юрий Феликсович Нуждин, из числа верующих военнослужащих 83% являются православными христианами, 6% мусульманами, 2% - буддистами, по 1% - баптистами, протестантами, католиками и иудеями, 3% относят себя к другим религиям и верованиям.[6] В связи с этим приоритет в процессе введения должностей военных священников должен конечно же отдаваться Православной Церкви.

Процесс возрождение военного духовенства не простой. Поскольку Вооруженные Силы являются государственным институтом, взаимоотношения Церкви и армии опосредованы государством, его политикой, то государство и должно в первую очередь заинтересовано в участии духовенства в воспитании военнослужащих. Русской Православной Церковью в лице Патриарха, многих иерархов и священников уже давно говорит о необходимости введения в Вооруженных Силах РФ института военного духовенства. Официальная позиция РПЦ по этому вопросу закреплена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где сказано: «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам… для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству»[7]

В процессе возрождения флотского духовенства командирам всех уровней необходимо уяснить, что для любой категории верующих военнослужащих никак не приемлема команда «Шапки долой! На молитву становись!» Вера — очень индивидуальное состояние каждого человека. Молитва — это не набор просьб и пожеланий к Богу, а сокровенная беседа с Богом, для которой нужна внутренняя духовная подготовка, нужен особый настрой души на ее молитвенное состояние. Недаром народная мудрость гласит: «Невольник не богомольник». Поэтому военный священник должен как раз удовлетворять религиозные потребности военнослужащего, разъясняя, но никак не навязывая ему религиозные обязанности. Любое принуждение здесь неприемлемо в принципе. Исторический опыт показывает, что насильственное формирование религиозного мировоззрения приведет, как правило, к отчуждению от религиозных устоев.

В связи с тем, что значительная часть военнослужащих все еще остается неверующей по данным приведенным в докладе контр-адмирала Ю.Ф. Нуждина лишь 64% военнослужащих относит себя к верующим), введение в ВМФ флотского духовенства только законодательным путем будет неэффективным и даже вредным. Так как основная часть атеистов приходится на командный состав, то инициатива возрождения института военных священников будет тормозиться и даже наталкиваться на прямой протест, создавая конфликтные ситуации. Процесс воцерковления Вооруженных Сил займет определенное время.

На первом этапе необходимо шире, в более плановым порядком, а не от к случая к случаю, привлекать священнослужителей Русской Православной Церкви к работе с личным составом ВМФ. Наиболее оптимальным видится налаживание взаимодействия со священниками, которые служат в храмах, расположенных вблизи мест базирования кораблей и частей. К реализации этого этапа наиболее дальновидные командиры и представители Русской Православной Церкви уже преступили.

Среди основных направлений работы священника могли бы быть патриотическое, духовно-нравственное воспитание моряков, формирование морально-психологической устойчивости в экстремальных условиях, профилактика суицидов, неуставных взаимоотношений, психологическая реабилитация военнослужащих, получивших психические травмы, находящихся на лечении в госпиталях после полученных ранений и травм. Это также может быть благотворительная деятельность и многое другое.

В настоящее время священники в войсках и на кораблях должны быть не столько требоисполнителями, сколько миссионерами-апологетами. На первом месте в его деятельности должна стоять не обрядовая внешняя сторона, а внутренняя духовная сущность Православия, а также других религий, представители, которых служат на корабле или в части.
Как писал Г. П. Шавельский, «…подбор священников… должен быть сделан осторожно, внимательно и разумно». В силу исторически сложившейся ситуации, наше общество ныне в основном слабо приобщено к религиозному, духовно-нравственному, историческому наследию своего прошлого. Большинство матросов и солдат просто не задумывались о высших духовных ценностях, которые были существенно попраны и порушены в нашей стране за семьдесят лет «строительства» коммунистического общества. Однако, подспудно, каждый из военнослужащих, особенно в трудные минуты готов направить свои мольбы к единственному защитнику и помощнику — к Богу. Особенно это касается рядового состава из глубинки, которым сейчас в основном пополняются ряды Вооруженных Сил.

Поэтому сегодня главная задача священника, окормляющего воинскую часть или корабль, — проповедовать воинским чинам о том, что Бог есть. Доводы в пользу бытия Божия и его деяний, ценностей заповедей Нагорной проповеди для сегодняшнего дня, так или иначе, должны красной нитью проходить через всю работу священника. При этом в первую очередь, необходимо учитывать то, что разговор на данные актуальные темы является наиболее действенной, а порой и единственной мерой по профилактике большинства негативных явлений, правонарушений и преступлений, в том числе и суицида в среде военнослужащих.

Работу необходимо начать с составления священником вместе с командиром части или корабля плана мероприятий, в который можно включить, например:

1) Освящение военно-морского флага корабля и знамени части.

2) Проведение регулярных бесед с личным составом.

3) Участие священника в торжественных мероприятиях посвященных:

· принятию присяги;

· встрече молодого пополнения и проводы увольняемых в запас;

· началу и окончанию учебного периода;

· Дню корабля или части;

· Дню Военно-Морского Флота;

· Дню Воинской славы и т. д.

4) Посещение больных.

5) Пополнение библиотеки корабля или части литературой духовно-нравственного содержания, видео- и аудиокассетами. Регулярное обеспечение корабля или части православными периодическими изданиями.

6) Организация регулярных паломнических поездок по святым местам и экскурсий по историческим достопримечательностям в районе дислокации корабля или части.

7) Создание Воскресной школы в гарнизоне для членов семей военнослужащих.

8) Организация посещения храма верующими военнослужащими в воскресные и праздничные дни.

9) Совершение панихид по погибшим воинам дни поминовения.

10) Оказание помощи местным приходам РПЦ в проведении работ по реставрации, ремонту или постройке новых храмов и других церковных сооружений, в том числе и на территории войсковых частей и гарнизонов с использованием внебюджетных средств ВМФ.

Занятия, по договоренности с командованием, можно проводить в часы «Общественно-государственной подготовки».

Начинать священнику рекомендуется с рассказа о себе, об истории своей епархии, своего храма, о святых, которым посвящен храм и его приделы. В дальнейшем есть смысл объяснить символику Православной Церкви: восьмиконечного креста, крестного знамения, иконостаса и т. д. Перед проведением бесед необходимо посвятить 5 — 10 минут событиям, произошедшим в жизни Русской Православной Церкви, своей епархии, местных приходах.

Эти темы хорошо известны священнику, не требуют предварительной подготовки, что облегчит первые шаги, позволит войти в новую среду, познакомиться как с военнослужащими, так и с проблемами воинского коллектива, на которые необходимо будет обращать внимание в дальнейших беседах.

В дальнейшем необходимо обязательно затронуть темы взаимоотношения полов, воспитания детей. Раскрыть православный взгляд на проблемы курения, пьянства, наркомании, азартных игр, сквернословия, неуставных взаимоотношений.

Тематику бесед подскажут острые проблемы внутренней жизни флотского коллектива. При выборе тем бесед необходимо советоваться с командованием, учитывать их пожелания.

На начальном этапе просветительской деятельности священника предлагается проводить беседы продолжительностью не более 45 минут, используя наглядные пособия, аудио и видеозаписями, соответствующие затронутой теме. Каждая беседа должна включать в себя апологетический элемент, так или иначе, затрагивать доводы в пользу бытия Божия.

Для того, чтобы священника не обвинили в нарушении российского законодательства, курс занятий духовно-нравственного, историко-патриотического содержания обоснованно можно назвать «Духовные основы российской государственности». Беседуя на эти тему с военнослужащими, батюшка не нарушает их свободы совести.

Параллельно с коллективными мероприятиями необходимо проводить индивидуальную работу.

Для этого командиры всех степеней должны давать священнику сведения о подчиненных, склонных к правонарушениям. Особое внимание должно уделяться лицам, допускавшим суицидальные попытки. Батюшке должен быть обеспечен беспрепятственный доступ на гауптвахту
и в
дисциплинарный батальон.

Священнику рекомендуется обратить внимание на уровень религиозности военных моряков, на их отношение к Православию. При этом необходимо учитывать, что вера, имеющаяся в глубине души человека,
не всегда может быть очевидна для окружающих в силу невоцерковленности военнослужащих.

Неподготовленность моряков к встречам со священнослужителем
не должна останавливать последнего.
В своей работе он должен опираться
на верующих военнослужащих, вовлекать их, а также
наиболее инициативных и подготовленных гражданских прихожан своего храма в активную просветительскую деятельность.

Представляется крайне важным разрешение священнику проведение интруктивно-методических занятий с руководителями групп «Общественно-государственной подготовки».

Командование корабля или части должно предоставить возможность верующим военнослужащим в выходные дни и в Двунадесятые праздники посещать богослужения в случаях их не занятости по службе.

На втором этапе, в целях экономии средств, целесообразно предоставить право командирам кораблей и частей заключать договора со священниками с оплатой их деятельности за счет свободных штатов. Основным условием для заключения такого договора должно быть наличие в воинском коллективе православной общины.

На этом же этапе необходимо преступить к отработке организации подготовки флотских священнослужителей. Подготовка священнослужителей для работы в Вооруженных Силах — это комплексная, сложная и многоуровневая проблема.

Она может быть организована в трех вариантах:

1) дополнение флотской составляющей к учебным программам духовных учебных заведений для обучающихся на старших курсах студентов, изъявивших желание стать флотскими священниками;

2) отдельный курс военно-морской подготовки, рассчитанный на подготовку уже рукоположенных священников;

3) получение богословского образования по сокращенной программе военно-морскими офицерами достойными к рукоположению в священнический сан.

Подготовку по этим направлениям можно будет вести в трех группах при кафедре Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Высших Специальных Офицерских Классов Военно-Морского Флота. Территориальная близость ВСОК ВМФ к Санкт-Петербургской Духовной Академии, а также добрые дружеские отношения между их начальником вице-адмиралом А.А. Римашевским и ректором СПбДА архиепископом Константином вполне способствуют этому.

Образование военного священника должно включать в себя три составляющих:

1. Духовная. Является основной и ей должно быть отдано большее количество часов. Военный священник должен иметь уровень духовного образования не ниже семинарского.

2. Миссионерска-катехизаторская. Как отметил в своем выступлении на XV Международных Рождественских образовательных чтений контр-адмирала Ю.Ф. Нуждин, хотя число неверующих военнослужащих за последнее десятилетие сократилось в двое и верующие сейчас составляют уже 64% от всего личного состава Вооруженных Сил, в армии и на флоте среди считающих себя православными христианами, до 12% не носят нательного крестика, до 40% не имеют четких представлений об основных заповедях Божиих, слабо представляют себе содержание Евангелия до 86%. Поэтому миссионерско-катехизаторская составляющая будет являться немаловажной.

3. Третья составляющая — непосредственно военное образование. Оно слагается из теоретической стороны и практических навыков. Духовенство без базовой военно-профессиональной подготовки не может эффективно решать стоящие перед ним задачи, особенно связанные с выходом и деятельностью кораблей в море.

Военный священник должен иметь хорошую физическую подготовку и здоровье, способность вынести перегрузки и не стать обузой для экипажа. Он должен иметь элементарную тактическую подготовку: знать основы кораблевождения и владеть простейшими способами в определении места корабля в море. Должен пройти стрелковую подготовку. Если священник будет служить в береговой части, то он дожжен уметь водить автомобиль и, возможно владеть основами рукопашного боя, но не для того, чтобы участвовать в бою, а чтобы оценить обстановку на поле боя и использовать эти знания во спасение ближнего своего и самого себя.

Опыт показывает, что священникам для работы в армии и на флоте необходимы глубокие знания: истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, особенно военной истории России; конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т. д. Для того чтобы пастырь, придя на корабль, уверенно чувствовал себя среди экипажа, он должен хорошо знать:

— флотские и воинские традиции;

— основы воинских отношений;

— воинскую Присягу;

— корабельную организацию;

— флотскую терминологию;

— требования Общевоинских и Корабельного уставов, других руководящих документов;

— требования по соблюдении военной и государственной тайны;

— должен уверенно участвовать в тренировках и учениях по спасению экипажа и по борьбе за живучесть;

 — иметь представление о воинской культуре.

Истории флотского духовенства говорит, что эти знания и в былые времена позволяли корабельным священникам иметь на корабле заслуженный авторитет. Так, не отличавшийся религиозностью советский писатель А.С. Новиков-Прибой в своем романе «Цусима», описывая бой в Цусимском проливе, отметил геройский поступок священника крейсера «Светлана» отца Федора, который во время пожара «от начала до конца выстоял на брандспойте».[8] Непририкаемым авторитетом стал пользоваться иеромонах Никодим на броненосце «Победа» после того как он присек панику и отганизовал заводку пластыря на пробоину[9].

В связи с большой разностью в возрасте и жизненного опыта молодых выпускников духовных учебных заведений, желающих стать флотскими священниками, целесообразно готовить отдельно от обучающихся офицеров, привлекая для проведения занятий православных слушателей из групп командиров кораблей и заместителей по воспитательной работе. Срок обучения этой категории кандидатов в корабельные священники может составлять четыре месяца. Исходя из опыта подготовки капелланов в иностранных вооруженных силах, после окончания обучения на Классах и рукоположения данной категории нужно дать возможность послужить в храме, расположенных на территории флотских гарнизонов вблизи дислокации кораблей. При этом такому начинающему пастырю нужно предоставить право регулярно посещать корабли и общаться со всем личным состава. Лишь только после того как молодой священник получит опыт служения в береговом храме, его можно будет рассматривать кандидатом в корабельные батюшки, что возможно лишь через два — три года после рукоположения.

Для подготовки на ВСОК ВМФ по вышеуказанным дисциплинам уже имеющих опыт священников достаточно два — три месяца. Причем, для более быстрого «врастания» во флотскую среду их проживание целесообразно организовать на общих с офицерским составом основаниях. Занятия необходимо по возможности проводить также совместно с обучающимися на Классах офицерами.

При подготовке военно-морских офицеров, достойных к рукоположению необходимо помнить, что «…духовное бытие крепнет расцветает в душе и начинает перерождать всего человека, как только он обращается к духовным предметам, приемля их и предаваясь им… Для этого необходимо взять предмет живым опытом, пережить его не в предложении и гадании, а стать лицом к его лицу и утвердить его в себе онтологически».[10]
В связи с этим офицер-кандидат к рукоположению должен хорошо знать следующие предметы:

— литургику;

— Новый Завет;

— Ветхий Завет;

— догматическое богословие;

— сектоведение;

— сравнительное богословие;

— историю Церкви.

Все эти дисциплины можно изучить экстерном В Санкт-Петербургской Духовной семинарии.

Военный священник должен знать происхождение и понимать значение памятных воинских дат и дней воинской славы России, воинских традиций, символов, гимнов, маршей, знать и уважать историю, подвиги героев соединения, части, где он служит. Очень важно знания истории Вооруженных Сил и истории Русской Православной Церкви уметь применить на практике. Каждый священник должен обладать навыками в организации проведения паломнических поездок, экскурсий, организации творческих мероприятий, связанных с изучением воинских православных традиций. С этой целью во всех группах целесообразно ввести курс «Воинская культура», программа которого приводится ниже.

Программа курса

«ВОИНСКАЯ КУЛЬТУРА»

(46 часов)

Программа «Воинская культура» является образовательной программой для кандидатов в военные священники, обучающихся на ВСОК ВМФ.
Её значение состоит в духовно-патриотическом и эстетическом воспитании будущих клириков и формированию у них чувства ответственности
за сохранение и укрепление воинской православной культуры.

Программа «Военная культура» подготовлена начальником цикла «Культура, искусство, пение, музыка и танцы» Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, старшего преподавателя РГПУ имени А.И. Герцена, кандидата искусствоведения, В.О. Гусаковой.

Программа представляет собой целостный и логически последовательный курс в объеме 46-х часов и частично доработана автором данной монографии с целью опробования в Центре духовного образования военнослужащих при ВСОК ВМФ.

Выбор тем и содержание программы обусловлены задачами учебно-воспитательного процесса в военных общеобразовательных учреждениях Министерства Обороны и направленностью подготовки обучаемых.

Цели курса:

Приобретение слушателями знаний о Санкт-Петербурге, основанном как военная крепость «Санкт Петербурх» и ставшем форт постом и духовным щитом северо-западных рубежей России; расширение у офицеров представлений о достопримечательностях города; ознакомление
с культурной жизнью «военного Петербурга» с момента его основания; воспитание уважения к художественному наследию нашего города — «сокровищницы мировой культуры».

Задачи курса:

1. Осветить наиболее значимые события истории Санкт-Петербурга и показать их отражение в архитектуре военного и фортификационного назначения и культурно-исторических объектах боевой славы России.

2. Познакомить слушателей ВСОК ВМФ с жизнью и творчеством архитекторов, художников, композиторов и музыкантов Санкт-Петербурга, служивших при Российской армии или окончивших военные учебные заведения, а также судьбами военачальников, оказавших непосредственное влияние на становление городской культуры.

3. Научить офицеров распознавать стили, виды и жанры искусства
и архитектуры, грамотно применять художественные термины.

4. Развить навыки сопоставления, сравнения, описания и анализа произведений изобразительного искусства и архитектуры.

5. Способствовать внедрению в общеобразовательный процесс творческих методов проведения занятий, таких как: проведение по составленному офицером сценарию, экскурсия, семинар, творческий конкурс.

6. Познакомить слушателей с историей воинского этикета, традициями и ритуалами русской армии на берегах Невы.

7. Воспитывать эстетическую и духовную культуру военнослужащих.

8. Побуждать офицеров к творческой и созидательной деятельности, направленной на сохранение и приумножение культурных ценностей.

9. Дать навыки в планировании, организации и проведении экскурсий по военно-историческим местам.

Предмет «Военная культура Санкт-Петербурга» изучается
во взаимосвязи с гуманитарными курсами кафедры Гуманитарных
и социально-экономических дисциплин ВСОК ВМФ.

Качество подготовки слушателей по предмету достигается на основе изучения архитектурных и художественных памятников Санкт-Петербурга
и музейных коллекций, трудов историков, произведений писателей, поэтов и музыкантов.

Специфика курса заключается в особенностях подачи материала и его изучении. Культура Петербурга познается слушателями через военную историю. Основной акцент сделан на рассмотрении тех культурно-исторических объектов, а иногда целых районов города, которые связаны с воинской славой России (например, в районе Красноармейских улиц до революции размешался Измайловский полк. Ему посвящено одно занятие).

Для эффективного усвоения информации и с учетом большинства иногородних слушателей, теоретическая часть курса сопровождается показом старинных открыток, фотографий, карт и репродукций и предусматривает последующее посещение изучаемого места. Это дает возможность офицерам первоначально сформировать представление
об исторической эпохе, а затем познакомиться с современным назначением и состоянием памятника.

Организация самостоятельной работы по курсу «Военная культура Санкт-Петербурга» заключается в проведении групповых занятий: экскурсий, творческих конкурсов, викторин и семинаров, в подготовке к которым слушатели самостоятельно сочиняют маршруты экскурсий, пишут доклады и сценарии.

Распределение часов обусловлено целями и задачами программы.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется в виде краткого опроса или небольшого письменного задания в начале занятия, проверке конспекта. После изучения темы проводится итоговая проверочная работа. Её форма устанавливается преподавателем. Итоговая оценка определяется по результатам текущей успеваемости офицеров и активности на занятиях.

Прогнозируемые результаты: овладение офицерами знаниями по истории Санкт-Петербурга, умение хорошо ориентироваться в городе
и выстаивать экскурсионные маршруты, узнавание памятников, знание
их автора (архитектора, скульптора, художника) и приблизительное время создания, распознавание художественных стилей, уважительное отношение к культуре Санкт-Петербурга, как достоянию России и всего мира. Получение навыков самостоятельно проводить экскурсии с подчиненным личным составом по историческим местам в районе дислокации корабля или воинской части.


ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

Раздел

Тема

Время занятия

Форма

занятия

Форма подведения итогов

Введение

Введение

1

Теоретическая

Беседа со слушателями

1. Основание военной крепости «Санкт-Петербурх»

1. История Петропавловской крепости и Петро-Павловского собора в XVIII—XX вв.

2. Застройка Петербурга при царе Петре I и его преемниках

2

2

Занятие в виде экскурсии по Петро-Павловской крепости и Петро-Павловскому собору

Теоретическая

Разработка экскурсии по Петро-Павловской крепости и Петро-Павловскому собору слушателями

Беседа со слушателями

2. Шлиссельбург — «город ключ»

Шлиссельбург — «город ключ»

2

Теоретическая

Беседа со слушателями

3. «Морским судам быть!»

1. Коронный город Кронштадт

2.Развитие морского дела на берегах Невы

3

2

Посещение Кронштадта

Прогулка у Адмиралтейства

Разработка экскурсии по Кронштадту

Разработка экскурсии в районе Адмиралтейства

4. Развитие пушкарского дела в новой столице России

Развитие пушкарского дела в новой столице России

2

Теоретическая

Круглый стол: «Традиции российских пушкарей»

5. Импера-торская гвардия в Санкт-Петербурге

1. Честь мундира.

Воинский церемониал

2. История Преображенского полка

3. История Измайловского полка

4. История Семеновского полка

5. Гвардия

Мальтийского ордена.

6. Петербургские военные парады

2

2

2

2

2

Теоретическая

Прогулки по местам размещения войск.

______, _______

______, ________

______, ________

Просмотр фильмов

Разработка экскурсий

Конкурс «Честь имею»

6. Утраченные воинские храмы

Утраченные воинские храмы

2

Семинар

Подготовка докладов об утраченных храмах

7. Императорские ордена

1. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного

2. Орден Святого Александра Невского

3. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия

20'

20'

20'

Представление орденов

8. «Красуйся град Петров, и стой непоколебимо как Россия»

1. Символы Санкт-Петербурга

2. Архитектурные ансамбли

3. Триумфальные арки

4. Триумфальные колонны

5. Памятники полководцам и героям военной истории

6. История кадетских корпусов

7. Воинские храмы

8. Проведение викторины: «Я вижу град Петров, чудесный, величавый…»

1

1

1

1

1

1

1

1

Теоретическая

Экскурсии по городу с целью ознакомления с памятниками, автобусные экскурсии

Посещение воинских храмов

Викторину готовят слушатели

9. Дворцово-парковые ансамбли в пригородах Санкт-Петербурга

1. Стрельня

2. Царское Село

3. Гатчина

2

2

2

Экскурсия по пригородам

Разработка экскурсий: «Путешествие во времени»

11.Ленинград — город герой

1. Мемориалы в честь защитников Ленинграда

2. Храм и памятник Победе в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Блокадный храм на Малой Охте

2

1

Теоретическая

Экскурсия на Площадь Победы и в Парк Городов Героев

Посещение храма

Разработка экскурсии

12. Выдающиеся выпускники военных училищ в Петербурге

1. Выдающиеся флотоводцы и военачальники — выпускники военных училищ в Петербурге.

2. Архитекторы художники, композиторы, писатели.

2

2

Семинар

Семинар

Подготовка докладов б одном из выдающимся выпускнике военных училищ

13. Заключение

Экскурсия: «Современный Санкт-Петербург»

2

Подготовка и проведение экскурсии одним из слушателей

Итого: 46 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации

«Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром…"

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Введение

Ознакомление с предметом, целями и задачами обучения. Основные периоды истории Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда — Санкт-Петербурга. Значение Санкт-Петербурга и его пригородов в мировой культуре.

Раздел 1. Основание военной крепости «Санкт-Петербурх»

Тема 1. История Петропавловской крепости в XVIII-XX вв.

Основание города в ходе Северной войны. История и легенды. Закладка крепости и её фортификационные особенности (бастионы, куртины, равелины, кронверк). Архитектор Д. Трезини. Петровские ворота — первые ворота крепости и города.

Свято-Троицкая церковь и собор в честь апостолов Петра и Павла.

Петропавловская крепость при русских императорах. Музей истории города сегодня.

Методические рекомендации: после посещения крепости и ознакомлением с литературой слушатели получают задание составить собственную экскурсию в Петропавловскую крепость, сопроводив её фотографиями, сделанными во время посещения музея.

Тема 2. Застройка Петербурга при царе Петре I и его преемниках

Планировка города по «Гипподамовой системе». Генеральные планы Леблона и Трезини.

«Северная Венеция» — проект каналов на Васильевском острове.

Первый монастырь Петербурга в честь Пресвятой Троицы и святого князя Александра Невского. Александро-Невский монастырь — поставщик флотский священников на российские корабли.

Каменное строительство. Дворец Меньшикова. Зимний дворец. Здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий. Регулярные сады.

Петровское, Аннинское и Елизаветинское барокко.

Классицизм. Стиль империи — ампир.

Эклектика. Модерн в Петербурге

Методические рекомендации: после занятия слушателям необходимо составить план-конспект экскурсии по городу.

Раздел 2. Шлиссельбург — «город ключ»

Древняя новгородская крепость «Орешек». 1612−1702 гг. — шведское владение Нотебург. Взятие Нотебурга русским войском под командованием графа Б.П. Шереметева и переименование его в Шлиссельбург.

Оборона Шлиссельбурга в годы Великой Отечественной войны. Переименование Шлиссельбурга в Петрокрепость в 1944 г.

Раздел 3. «Морским судам быть!»

Тема 1. Коронный город Кронштадт

1704 г. основание крепости Кроншлот. Строительство фортов. Петровские гавани, адмиралтейство, порт, канал и док. Каменное строительство губернских дворцов и домов. 1723 г. — переименование Кроншлота в Кронштадт. Кронштадский футшток. Памятники и храмы города. Чугунное кружево дорог.

Главная база Балтийского флота. Подготовка кадров Отечественного флота (адмиралы Ф. Ушаков, Д. Сенявин, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, С. Макаров, мореплаватели И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, Ф. Беллинсгаузен).

Музей-квартира «Российского батюшки» святого Иоанна Кронштадского. Роль Иоанна Кронштадского в деле духовно-нравственного воспитания российских военных моряков.

Тема 2. Развитие морского дела на берегах Невы

Строительство Адмиралтейства, Галерной и Партикулярной верфей. Архитекторы И. Коробов и А. Захаров. Скульптор И. Теребенев.

Новая Голландия. Морские слободы в районе Большой и Малой Коломны. История строительства Николо-Богоявленского Морского собора и его святыни — чудотворной иконы «Святителя Николая», особо почитаемого мореплавателями.

Методические рекомендации: посетив Кронштадт и ознакомившись с указанными памятниками Санкт-Петербурга, слушатели получают задание составить экскурсию по местам города, связанным с каком-нибудь периодом его истории или с жизнью выдающихся личностей.

Раздел 4. Развитие пушкарского дела в новой столице России

Организация литейного двора при царе Петре I.

История строительства храма в честь св. Сергия Радонежского — небесного покровителя пушкарей. Архитектор Ф.И. Демерцов. «Сергиев Всея артиллерия собор» и его история в XVIII-XX вв.

Методические рекомендации: по итогам занятия слушателям предлагается самостоятельно познакомиться с рекомендованной литературой и проследить историю артиллерии в России, акцентируя внимание на культурных традициях российских пушкарей.

Раздел 5. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге

Тема 1. Честь мундира. Воинский церемониал на берегах Невы

Воинские чины в табеле о рангах Петра I. Обмундирование, полковые знамена, офицерские знаки бомбардиров, кавалергардов, кирасиров, гренадеров, драгунов.

Роль петербургской гвардии в дворцовых переворотах.

Военное и Морское министерства. Генеральный штаб.

Тема 2. История Преображенского полка

«Потешная Преображенская команда».

Расселение «преображенцев» в Петербурге. Расквартировка на Московской стороне за Фонтанкой. Полковой лазарет.

«Таврида» — казармы у Таврического сада.

Церковь св. Пантелеймона при Партикулярной верфи — памятник победам при Гангуте и Гренгаме.

Спасо-Преображенский Всей гвардии собор. Архитектор В. Стасов.

Тема 3. История Измайловского полка

Учреждение третьего полка гвардии Измайловского «по селу Измайлову» в царствование императрицы Анны Иоанновны.

Изменения в жизни гвардейских полков. Измайловская слобода в районе Измайловского проспекта. Строительство Свято-Троицкого полкового собора. Архитектор В. Стасов. Колонна Славы. Архитектор Д.И.Гримм.

Тема 5 Гвардия Мальтийского ордена

Кавалергардский корпус для составления гвардии магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского при императоре Павле I.

Воронцовский дворец на Садовой улице. Архитектор Ф. Растрелли. Мальтийская капелла. Церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове. Архитектор Ю. Фельтен.

Методические рекомендации по темам 2−5: экскурсии по местам расселения войск. Экскурсионный маршрут составляется слушателями, сопроводив его фотографиями.

Тема 6. Петербургские военные парады

Установление традиции воинских парадов. «Огненные потехи». «Петровские викториальные» дни и «Аннинские триумфы».

Ежедневные строевые учения в гвардейских кварталах.

«Царские дни» — тезоименитства и годовщины бракосочетаний членов императорской фамилии и коронации монарха.

Воинские церемонии в Двунадесятые праздники. «Виктории» русской армии и флота. Церемониал по случаю открытия памятников. Разводы караулов.

Марсово поле и Дворцовая площадь — места проведения парадов.

Парады в память о победах в Отечественной войне 1812 г. и Русско-турецкой войне 1877−78 гг. Торжества в честь 300-летия Дома Романовых.

Современные военные парады в честь победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.

Раздел 6. Утраченные воинские храмы

Методические рекомендации: этот раздел предусматривает проведение занятия-семинара. Каждый слушатель на выбор готовит доклад об одном из утраченных воинских храмов. На семинаре доклады озвучиваются, а затем обсуждаются.

Список утраченных храмов для приготовления докладов:

1) Адмиралтейский собор Св. Спиридония Тримифунтского;

2) Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка (архитектор

К. Тон);

3) Благовещенская церковь Конногвардейского полка (архитектор

К. Тон);

4) Мирониевская церковь лейб-гвардии Егерского полка (архитектор К. Тон);

5) храм Христа Спасителя «Спас на водах» (архитектор М. Перетяткович);

6) домовый храм Святителя Павла Исповедника в Морском корпусе Петра Великого (архитектор Волков).

Раздел 7. Императорские ордена

Тема 1. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Учреждение военного ордена Святого Апостола Андрей Первозванного в 1699 г. царем Петром I. Устав и девиз ордена «За веру и верность». Знаки отличия.

Церемониал. Кавалеры ордена: Организатор российского флота Ф.А.Головин, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, генерал Я. Е Брюс.

Строительство Андреевского орденского собора на Васильевском острове. Архитекторы А. Вист и А. Иванов.

Тема 2. Орден Святого Александра Невского.

Торжественное перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь 1724 г. и учреждение в его честь ордена «в награждение подвигов» на поле брани. Устав и девиз ордена «За труды и Отечество». Знаки отличия.

Церемониал. Кавалеры: Российские императоры-самодержцы, генералиссимус А.В. Суворов, адмирал Ф.Ф. Ушаков, атаман Донского казачьего войска М.И. Платов, герои войны 1812 г., генералы Н.Н. Раевский, П.П. Коновницын, А.И. Остерман-Толстой.

Свято-Троицкий собор в Александро-Невской лавре. (Архитектор И. Старов).

Тема 3. Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Учреждение ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия «за оказанные во многих случаях ревность и службу, а равно и для поощрения в воинском искусстве». Устав и девиз ордена «За службу и храбрость».

Церемониал. Кавалеры: генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский, генералиссимус А.В. Суворов, полные кавалеры ордена: генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов, генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич, генерал-фельдмаршал И.И.Дибич.

Чесменский дворец и Чесменская церковь. Архитектор Ю. Фельтен.

Методические рекомендации: составление слушателями кратких биографий кавалеров, фотографий памятников, связанных с церемониалом ордена.

Раздел 8. «Красуйся град Петров, и стой Непоколебимо как Россия»

Тема 1. Символы Санкт-Петербурга.

Государственные символы Санкт-Петербурга: герб, флаг и гимн, и история их возникновения.

Символы Санкт-Петербурга, запечатленные в архитектуре: кораблик Адмиралтейства, ангел на Петропавловском соборе, Нептун на фронтоне здания Биржи и др.

«Медный всадник» Э. Фальконе.

Животные в скульптурном убранстве Санкт-Петербурга: кони, львы, чижик-пыжик и др. Их значение в создании образа «Непостижимого города». Отражение символов Санкт-Петербурга в литературе и поэзии.

Методические рекомендации: большая часть материала, отраженного в данной теме практически не связана с названием курса (за исключением государственных символов), но его включение в программу предусматривает, с одной стороны, «интеллектуальную передышку» для слушателей, а с другой стороны, расширяет кругозор офицеров.

Тема 2. Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга.

Ансамбль стрелки Васильевского острова. Архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Дворцовая площадь. Архитекторы: Ф. Растрелли, А. Брюллов, К. Росси. Исаакиевская площадь. Архитекторы: О. Монферран и Н. Ефимов. Памятник Николаю I. Скульптор П. Клодт.

Марсово поле и Инженерный замок. Архитекторы: В. Бренна и В.Баженов.

Ансамбли Михайловского дворца, Александринского театра, Елагина острова. К. Росси.

Тема 3. Триумфальные арки

Триумфальные арки в царствование Петра I. Триумфальные ворота Адмиралтейства по эскизу царя Петра I. Архитектор А. Захаров, скульптор А. Теребенев.

Невские ворота Петропавловской крепости. Архитектор Н. Львов.

Арка «Новая Голландия». Архитекторы С. Чевакинский и Ж.Б. Вален-Деламот.

Орловские или Гатчинские ворота в Царском Селе. (А. Ринальди).

Нарвские ворота. Архитекторы Д. Кваренги и В. Стасов. Арки Главного штаба и зданий Сената и Синода. Архитектор К. Росси. Скульптура П. Клодта, В. Демут-Малиновского, С. Пименова и Н. Пименова.

Чугунные Николаевские ворота в Павловске (К. Росси) и ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе (В. Стасов) в честь победы в Отечественной войне 1812 г.

Московские ворота у городской заставы. Архитектор В. Стасов, скульптор Б. Орловский.

Временные триумфальные арки на Николаевском вокзале (1904 г.) на Каменном острове (1920 г.) и арки в честь победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.

Тема 4. Триумфальные колонны.

Чесменская ростральная и Морейская колонны. Архитектор А.Ринальди.

Крымская колонна «в память завоевания Крыма».

Ростральные колонны на стрелке Васильевском острове. Ж.-Ф. Тома де Томон.

«Александрийский столп». О. Монферран и Б. Орловский

Колонны Славы на Конногвардейском бульваре. К. Росс и Н. Ефимов. Колонна Славы у Измайловского собора. Архитектор Д. Гримм.

Тема 5. Памятники полководцам и героям военной истории.

Памятники М.И. Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора. Скульптор Б. Орловский. Памятник А.В. Суворову на Марсовом поле. Скульптор М. Козловский.

Памятник Александру Невскому на площади Александра Невского. Скульптор А. Чаркин.

Тема 6. История кадетских корпусов в Петербурге.

Морской шляхетский кадетский корпус в бывшем доме фельдмаршала Миниха.

Императорский сухопутный шляхетский кадетский корпус в бывшем Меньшиковском дворце.

Пажеский кадетский корпус в Воронцовском дворце (современное Суворовское военное училище).

Дворянский полк. Константиновский кадетский корпус. Константиновское артиллерийское училище (современный кадетский ракетно-артиллерийский корпус).

Методические рекомендации: эта тема изучается в ходе автобусной экскурсии спланированной самими слушателями.

Тема 7. Воинские храмы Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации: эта тема предусматривает проведение семинара. Каждый слушатель, готовит доклад об одном из воинских храмов. На семинаре доклады озвучиваются, а затем обсуждаются.

На занятии слушатели получают возможность повторить пройденный материал и применить уже полученные знания.

Список храмов для приготовления докладов:

Николо-Богоявленский Морской собор, церковь Св. Великомученика Понтелеимона при партикулярной верфи, Кронштадтский Морской Николаевским собор;

храмы — памятники военным победам: собор Сампсония Странноприимца, Казанский собор;

орденские храмы: Андреевский собор, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, Иоанно-Предтеченская Чесменская церковь;

полковые соборы и церкви: Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий и Измайловский соборы, утраченные церкви К. Тона.

Методические рекомендации: после изучения раздела № 8 проводится викторина «Я вижу град Петров чудесный величавый» (Князь Вяземский).

Раздел 9. Дворцово-парковые ансамбли в пригородах Санкт-Петербурга

Тема 1. Стрельня

Деревня на реке Стрельня у моря. Резиденция «Царя морей». Строительство дворца и организация Верхнего и Нижнего парков. Проект царя Петра I. Архитекторы Ж.Б. Леблон, Б. Растрелли, Н. Микетти, М. Земцов, Т. Усов.

Избранные аспекты биографии обитателей Стрельни, великих князей Константина Павловича, генерал-адмирала Константина Николаевича Романовых. Военные учения и парады.

Константиновский дворец сегодня.

Тема 2. Царское Село

Шведское поселение Саари-мойс. Сарское — Царское Село.

Большой Екатерининский дворец и парк. Архитектор Ф. Растрелли. Адмиралтейство. Архитектор В. Неелов

Александровский дворец — резиденция Николая II и парк. Джакомо Кваренги. Скульптура Н. Пименова и А. Логановского. Архитектор Менелас. Рыцарская или белая башня, Шапель, Арсенал, Пенсионерские конюшни, ферма.

Строительство полкового Федоровского Государева собора. Архитектор В. Покровский. Федоровский городок — уникальный памятник русской архитектуры.

Детское Село. Город Пушкин.

Тема 3. Гатчина

«Село Хотчино над озерком Хотчиным». Имение графа Г. Г. Орлова. Архитектор А. Ринальди.

Большой дворец — романтический рыцарский замок императора Павла. Архитектор В. Бренна и В. Баженов. Павловский собор. Гатчина — военный городок. Регулярная планировка. Мозинские, Ингербургские, Смоленские (Двинские) ворота, здания казарм лейб-гвардии гарнизонного батальона. Архитектор В. Глинка.

Дворцово-парковый ансамбль Приорат. Уникальный Приоратский или Земляной дворец для приора Мальтийского ордена. Архитектор Н. Львов.

Гатчина — «штаб-квартира» императора Николая I. Военные смотры и парады.

Методические рекомендации: после изучения материала и посещения пригородов слушатели самостоятельно составляют план экскурсии.



Раздел 11. Ленинград — город герой

Тема 1. Мемориалы в честь защитников Ленинграда

Уникальный комплекс из 26 памятников по линии обороны в сентябре 1941 г. «Зеленый пояс Славы». Блокадное кольцо. Ораниенбаумский плацдарм. Дорога жизни. Пискаревское кладбище.

Тема 2. Храм и памятник Победе в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Блокадный храм на Малой Охте

Памятник героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Скульптор М. Аникушин. Парк Городов-Героев. Храмы в честь святого Георгия Победоносца и Сергия Радонежского на Средней Рогатке. Блокадный храм на Малой Охте.

Раздел 12. Выдающиеся выпускники военных училищ в Петербурге

Методические рекомендации: этот раздел предусматривает проведение семинаров. Слушатели, используя пройденный материал и привлекая новый, готовят доклады об одном из выдающихся выпускников военных училищ. На семинаре доклады озвучиваются, а затем обсуждаются.

Цель этих занятий: расширить кругозор учащихся и показать им, какой большой вклад внесли военные люди в отечественную культуру.

Флотоводцы и военачальники: Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов,
М.П. Лазарев, В. А Корнилов, Д.Н. Сенявин, А.Г. Спиридов, С.О. Макаров, В.Ф. Трибуц, Л.А. Брусилов, Р. Брюс, И.Л. Голенищев-Кутузов,
А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.К. Григорович, В.П. Дрозд,
И.Ф. Крузенштерн, Н.Г. Кузнецов Е.И. Алексеев, А. Александрович,
Н.А. Аркас, З.А. Аркас, А.Б. Асланбегов, А.А. Беженов, Р.И. Беженов,
И.П. Балтин, Н. М Баранов, П.М. Баранов, П.А. Безобразов и другие.

Архитекторы: П. Еропкин, И. Коробов, С. Чевакинский, Ф. Демерцов, Н. Львов, А. Аплаксин, В. Апышков, Л. Ильин.

Художники: А.К. Беггров, Н.Н. Гриценко, В.В. Игнациус, И.П.Пшеничный, В.И. Теселкин, П. Федотов, В.В. Верещагин, А.П.Боголюбов, Н. Ярошенко. Их произведения в коллекциях петербургских музеев.

Композиторы: Н.А. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ц. Кюи, А.Скрябин.

Писатели: М.Ю. Лермонтов, В.А. Алексеев (Брут), К.С. Бадигин,
В.И. Даль, Б.С. Житков, В.И. Зарудный, С.А. Зонин, С.А. Колбасьев,
В.В. Конецкий, А.Е. Конкевич, А.А. Лебедев, Д.А. Лухманов,
К.В. Небольсин, Л.С. Соболев, К.М. Станюкович.

Памятники и памятные места, связанные с их именами.

Заключительное занятие. Современный Санкт-Петербург

Беседа со Слушателями о культурном и историческом значении нашего города сегодня.

Информационное обеспечение:

1. Адмирал Нахимов / Под редакцией Н. В. Новикова и П. Г. Софинова. — М., Л.: Военно-Морское Издательство НК ВМФ СССР, 1945. — 250 с.

2. Адмиралы Российского Флота: Россия поднимает паруса/Сост.
В.Д. Доценко. — СПб.: Лениздат, 1995. — 492 с., ил.

3. Амирханов Л.И., Ткаченко В.Ф. Форты Кронштадта. СПб., 2006.

4. Антонов Б.И. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге. СПб., 2001.

5. Аронович А.В. Из истории военного Петербурга. СПб., 2003.

6. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала
XX вв. Справочник. СПб., 1996.

7. Балакшина Ю. В. Отец Иоанн Кронштадтский и вице-адмирал
С.О. Макаров // Альманах «Кронштадтский Пастырь». — Вып. 3 — в печати.

8. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

9. Врангель Ф.Ф., бар. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Биографический очерк. — Ч. 2. — СПб., 1911.

10. Ганичев В. Н. Ушаков — М.: Мол. гвардия, 1990. — 462 [2] с., ил.

11. Дмитриева Е.В. Пригороды Санкт-Петербурга. Пособие по истории города. СПб., 2005.

12. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города. СПб., 2005.

13. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города
с заданиями и тестами. СПб., 2006.

14. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. СПб., 2002.

15. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. Лениздат. 1997.

16. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало ХХ века. Лениздат. 1998.

17. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. Лениздат, 2000.

18. Золотарев О. В. Христолюбивое воинство русское. — М.: Граница, 1994. — 110 с.

19. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003.

20. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. — СПб.: Паритет, 2004. — 384 с., ил.

21. Калашников Г. В. Гербы и символы: Санкт-Петербург и Ленинградская область. СПб., 2006.

22. Лурье А. С.О.Макаров. — М., 1949.

23. Макаров С. О. Мир не вечен…: «Рассуждения по вопросам морской тактики» и другие сочинения адмирала С. О. Макарова. — СПб., 1997.

24. Никульченков К. И. Адмирал Лазарев. — М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1956. — 200 с.

25. Овчинников В. Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. — 
М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001. — 376 с.: ил.

26. Полководцы, военачальники и военные деятели России в «Военной энциклопедии» Сытина / Авторы составители: В. М. Лурье, В. В. Ященко. — СПб.: Экополис и культура, 1995. — 304 с.

27. Петров Г. Ф. Кронштадт: Рассказ из истории города от его основания
до наших дней. — Л., 1971.

28. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург: 1000 вопросов и ответов.
СПб.: Норинт, 2001.

29. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга XIX века. Л., 1990.

30. Путеводитель по С.-Петербургу. СПб., 1903.

31. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. Пособие по истории города. СПб., 2005.

32. Санкт-Петербург. Музеи. Пособие по истории города. СПб., 2005.

33. Святой праведный воин Феодор (Ф. Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. — Киев: Изд. им. свт. Льва, папы Римского, 2001. — 64 с.

34. Синдаловский Н. Санкт-Петербург. Действующие лица. Биографический словарь. СПб., 2002.

35. Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор
в С.-Петербурге / Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Выпуск второй. — СПб.: Печатня В. Головина, 1871. — С. 163 — 274.

36. Фролов А.И. Триумфальные арки и колонны. СПб., 2006.

37. Храмы Петербурга: Справочник-путеводитель. — СПб., 1992.

38. Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России. — СПб.: Нестор, 1999. — 272 с., ил.

39. Церковь святаго Павла Исповедника, при Морском кадетском корпусе / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск шестой. — СПб.: Печатано в синодальной типографии, 1878. — С. 250 — 251.

40. Шепелев Л. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. М., 2004.

41. Юнга Е. С. Адмирал Спиридов. — М.: Воен. издат. Мин. обороны СССР, 1957. — 120 с.

Книги из серии «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде».

При всей важности теоретического обучения во всех трех группах приоритет должен отдаваться практике богослужения, которую можно проводить в храме духовной Академии, в храмах Александро-Невской Лавры, а также в близлежащих со ВСОК ВМФ храмах (Блокадном — Успения Божьей Матери, Никольском на Большеохтенском кладбище, Никольский на Никольском кладбище и других).

При организации подготовки флотских священников необходимо руководствоваться следующими документами:

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12 марта 2003 г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».

2. Сборник методических рекомендаций: «Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении». — М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

3. Руководство по учебной и методической работе ВСОК ВМФ (РУМР-2005 ВСОК ВМФ).

Так как возрождение флотского духовенства является государственной задачей, то для организации подготовки флотских священников необходимо разработатьГосударственный образовательный стандарт подготовки военных священников (ГОС ПВС) — совокупность норм, правил и требований в сфере образования военного духовенства, которые обеспечивали бы будущим корабельным батюшкам правовое поле для свободы деятельности в рамках единого образовательного и конфессионального пространства России. В разработке этого стандарта должны принять как государственные структуры, так и Русская Православная Церковь.

ГОС ПВС предназначены для обеспечения:

— качества основ военного и богословского образования;

— единства в системе подготовки военных священников;

— основ для объективной оценки деятельности ВСОК ВМФ, ведущих обучение будущих военных священников;

— признания единства документов об образовании военных священников в масштабе всех Вооруженных Сил.

В государственный образовательный стандарт подготовки военных священников должны входить следующие структуры:

—государственный образовательный стандарт профессионального богословского образования;

— государственный образовательный стандарт общей военной и морской подготовки;

— государственный образовательный стандарт по конкретным местам будущего служения (подводные лодки, надводные корабли, морская авиация и т. д.).

Государственный образовательный стандарт подготовки военных священников должен стать основным государственным нормативным документом, определяющим содержание и качество военно-морского
и богословского образования.

ГОС ПВС должен отражать требования к флотским священникам,
как специалистам соответствующего уровня образования и квалификации.

Богословский компонент государственного образовательного стандарта подготовки военных священников должен включать в себя общие требования к основным образовательным программам и сроки их освоения, требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ к условиям их реализации (в том числе к практике, стажировке и итоговой аттестации), уровню богословской подготовки флотских священников,
а также объем учебной нагрузки обучающихся.

Содержание военно-морского компонента ГОС ПВС определяется учебно-методическим советом ВСОК ВМФ, включает в себя требования по военной и морской подготовке и должно отражаться в учебных программах (тематических планах) дисциплин Богословского компонента.

Государственный образовательный стандарт подготовки военных священников должен утверждаться и вводиться в действие Министерством общего и профессионального образования РФ по согласованию с Министерством обороны РФ, Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской митрополии.

ГОС ПВС будет являться основой для разработки учебных планов и программ.

До введения в практику ВСОК ВМФ государственного образовательного стандарта в качестве ведомственного документа могут действовать квалификационные требования к будущим военным священникам.

Квалификационные требования (КТ) — это основополагающий нормативный документ, определяющий профессиональное предназначение выпускника учебного заведения.

По структуре и содержанию КТ в основном соответствуют ГОС ПВС и должны содержать следующие основные разделы.

1. Общая характеристика должности военный священник (с указанием профилей деятельности).

2. Уровни теоретической и практической подготовленности выпускников по освоению образовательной программы.

3. Требования к подготовленности выпускников, успешно завершивших учебу по образовательной программе (с указанием государственных требований к военным священникам-выпускникам и профессиональных требований по решению базовых служебных задач).

4. Права учебного заведения при реализации КТ к военным священникам-выпускникам.

КТ разрабатываются комиссией, назначаемой Главнокомандующим ВМФ в составе представителей Управления воспитательной работы ВМФ и ВСОК ВМФ при участии представителей Синодального и Епархиального отделов по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

На основании государственного образовательного стандарта или квалификационных требований будут осуществляться планирование и организация обучения. При этом необходима разработка целого ряда документов, основными из которых будут являться:

— учебные планы;

— учебные программы; тематические планы изучения дисциплин;

— планы привития методических навыков и навыков воспитательной работы;

— расписание учебных занятий.

Вспомогательными документами по планированию и организации учебной работы классов являются:

— деятельностные модели подготовки военных священников;

— структурно-логические схемы;

— комплексные тематические планы;

— сетевые графики.

В целях закрепления и углубления полученных знаний при изучении учебных дисциплин на ВСОК ВМФ должна проводиться стажировка.

Стажировка проводится на кораблях, в частях флота и преследует цель закрепить и углубить знания флотской организации, организации боевой подготовки, воспитательной работы, применить на практике полученные во время обучения знания и навыки, привить и совершенствовать практические навыки по духовному окормлению военнослужащих.

Кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, на которую возлагается руководство практикой, должна разрабатываться программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя (студента). Для руководства и контроля за стажировкой слушателей от ВСОК ВМФ назначаются руководители стажировки из числа преподавателей кафедры ГИСЭД и их заместители из числа преподавателей Духовной Академии.

На стажировку кафедрой ГИСЭД ВСОК ВМФ и СПбДА должны разрабатываться задания слушателям (студентам) в которых указываются: место, срок практики (стажировки), должность по стажировке, ее цель, задачи, содержание, даются методические указания слушателю.

В ходе стажировки слушатели (студенты) ведут журнал стажировки, который разрабатывается ВСОК ВМФ и должен включать разделы:

— памятка по организации и проведению стажировки и ведению журнала;

— задание на стажировку;

— личный план прохождения стажировки;

— дневник проделанной в период стажировки работы;

— отчет о стажировке.

По окончании стажировки слушатели представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчета проводится по возвращении на ВСОК ВМФ перед комиссией кафедры ГИСЭД ВСОК ВМФ при участии преподавателей Духовной Академии или по месту проведения стажировки.

На третьем этапе возрождения флотского духовенства необходимо последовательно сформировать духовное управление при Главном штабе ВМФ, духовные отделы при штабах флотов и духовные отделения при флотских объединениях. Формировать все эти структуры необходимо только там, где для них будет поле деятельности.

И только на четвертом этапе, учтя и обобщив весь накопившийся положительный и отрицательный опыт, можно будет закрепить образованную и создавшуюся структуру соответствующим законом и приказами.

Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время для возрождения института военных и морских священнослужителей в современных Вооружённых Силах сложились достаточно благоприятные условия. Но для его осуществления в первую очередь необходимо ликвидировать имеемые существенные преграды законодательного характера. Если государство заинтересовано в возрождении проверенной жизнью эффективной системы духовно-нравственного воспитания воинов,
то уже сейчас нужно делать конкретные практические шаги в направлении формирования четкой системы сотрудничества Военно-Морского Флота и Русской Православной Церкви.

Главное, чтобы эта работа не была бы заорганизована и загублена, как это нередко случалось в нашем государстве при попытке создания чего-то прогрессивного и принципиально нового. Как писал еще сто лет назад участник Цусимского сражения, командир крейсера «Олег» капитан 1 ранга Добротворский Л. Ф., «мы всякое дело умеем как-то так запутать, так удалить от здравого смысла, что просто страшно становится за судьбу России и всех нас».[11]



[1] Соловьев В. Три разговора. — СПб.:Труд, 1901. — Стр. 37.

[2] Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Собрание сочинений. — Т. 5. — М.: Русская книга. 1995. — Стр. 40.

[3] Ильин И. А. Идея Корнилова: Из речи, произнесенной в Праге, Берлине и Париже // Собрание сочинений. — Т. 5. — М.: Русская книга. 1995. — Стр. 227.

[4] Ильин И. А. О сопротивлении злу силою / Собрание сочинений в десяти томах. — Т. 5. — М.: Русская книга. 1995. — Стр. 177.

[6] Выступление контр-адмирала Ю.Ф. Нуждина на заседании секции «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства» XV Международных Рождественских образовательных чтений 31 января 2007 г. // http://www.pobeda.ru/index.php?Itemid=134&id=5678&option=com_content&task=view

[7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. — № 8. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2000. — С.49.

[8] Новиков-Прибой А. С. Собр. соч. в 5 т. — Т. 3. Цусима — М.: Правда, 1963. — С. 412.

[9] Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне / Составители: И.В. Пикуль, Н.С. Смирнова. — СПб., М.:Диоптра, 2003. — С. 84 — 85.

[10] Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914−1923 // Собрание сочинений в 10-ти томах. — Т. 3 — М.: Русская книга, 1994. — С.70.

[11] Добротворский Л. Ф. Уроки морской войны // Морской сборник. — Первый внеочередной выпуск, посвященный 300-летию российского флота. — 1996. — С. 84.

http://rusk.ru/st.php?idar=40011


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru