Русская линия
Сегодня05.04.2002 

Яркий свет в темное время
Вчера зажглись свечи первого дня Хануки; Автор — раввин, содиректор международной просветительской организации «ЭШ А-ТОРА"Элиягу Эссас

Еврейский праздник Ханука всегда приходится на декабрь, самое темное время года. Он длится восемь дней, в которые после захода солнца мы зажигаем свечи, каждый день на одну больше. Ежедневно количество света увеличивается, в этом его суть — расти, а не уменьшаться. Эти свечи выставляются на подоконник. Они должны гореть не менее получаса, пока не станет совсем темно и прохожие на улице не увидят этот свет. Такова ханукальная традиция — зажигать свечи для прохожих, чтобы они знали, что с каждым днем будет все больше света. К этим свечам мы относимся с трепетом — как к объектам возвышенным, они не должны быть использованы для повседневных нужд. Поэтому рядом с ними ставится еще одна свеча — служебная, бытовая. За что же им такая честь?
Две тысячи двести лет назад в Израиле, бывшем тогда греческой колонией, вспыхнуло восстание маккавеев. При греках евреи жили в общем-то неплохо. Те вели себя как нормальное имперское государство: собирали налоги и не вмешивались в остальные дела. Единственное, в чем «прижимали» евреев, — это религия, монотеистическое мировоззрение, непонятное эллинам. Кроме обычных запретов и преследований, одним из средств борьбы с этим мировоззрением было следующее — по распоряжению греческого наместника евреи на рогах быков должны были написать: «У нас нет связи со Всевышним». Так что использование рекламы на транспорте впервые было придумано греками, которые хотели, чтобы такая «реклама» ходила по земле Израиля. Против этой «рекламы» и выступили маккавеи, подняв восстание, на которое сначала никто не обращал внимания, потому что в нем участвовала маленькая кучка людей. Но постепенно к ним присоединялись новые и новые участники. Война шла больше года и закончилась победой маккавеев.
Когда участники восстания вошли в Иерусалим, первое, что они захотели сделать, — это восстановить службу в Храме. Для этого должна была быть зажжена менора — светильник с семью чашечками, символизирующими семь дней Творения, в которые наливалось оливковое масло особой очистки. Нашелся только один кувшин подходящего масла — он был запечатан печатью первосвященника. Этого масла было достаточно только для одного дня. А чтобы очистить новое масло, требовалась неделя. Отложить открытие Храма на неделю? Или зажечь светильник, который назавтра потухнет? Неудача казалась очевидной, но решено было зажечь светильник: если Всевышний дает тебе в руки доброе дело, как ты можешь знать, будешь ли в состоянии сделать его завтра? Сутки прошли, а светильник горел. Он продолжал гореть и во второй день, и в третий. В восьмой день он горел так же ярко, как и в первый. А на девятый день уже было готово новое масло. Эти восемь дней горения — дни чуда Хануки, которые мы вспоминаем уже более двух тысяч лет.
В те полчаса или час, когда горят ханукальные свечи, не принято делать никакой повседневной работы. Традиционная еда Хануки — еда, связанная с оливковым маслом: жаренные на нем картофельные оладьи или пончики. Обязателен и сыр: в этот день мы вспоминаем Иегудит (Юдифь), которая победила греческого военачальника Олоферна, накормив его соленым сыром и напоив вином.
В Талмуде, когда задается вопрос, в чем суть Хануки, дается ответ, что праздновать чудо Хануки решили через год после событий, о которых было сказано. Почему решение не приняли сразу? Свойство человеческой натуры — приписывать победы себе. Была победа восставших: воевали полководцы, солдаты и даже женщины. Что же оказалось важнее — воинская победа или победа духовности и света Всевышнего? Ответ — в расшифровке слова «маккавеи»: «Кто сравнится с Тобой (Всевышним) среди любых сил?».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru