Русская линия
Сегодня Т. Романов05.04.2002 

О премудрости, серебре и табаке
Московские выставки

«София Премудрость Божья». Третьяковская галерея, Инженерный корпус.
Православному сходить на выставку в Лаврушинском сам Бог велел. Впрочем, и неправославным тоже полезно. Экспозиция вышла чрезвычайно многозначительная, даже не столько художественная, сколько богословская и образовательная. Суть — в названии. Это отнюдь не красивый набор слов, а вполне определенное понятие. Хотя враз его и не сформулируешь. Трактовке посвящены десять разделов. Божья Премудрость (или София) — одно из ключевых православных понятий. Толкований много. Например, что София — ветхозаветное имя Христа, которое называли пророки. Что Богоматерь — дом, а Христос — воплощение божественной Премудрости. Выставка предполагает, что публика разберется, что такое «Домостроительство Христа-Софии — осуществление плана спасения», рассмотрит «Иконографию Христа как образа воплощенной Софии Премудрости Божьей», увидят «Премудрость, созидающую мир», «Дары Премудрости» и т. д. В итоге это понятие объединяет все канонические иконописные сюжеты и все православное богословие. Ориентироваться в теологических дебрях не так-то просто. К тому же скупые разъяснения даны вообще по темам, конкретные же иконы почти не комментируются. Впрочем, если повезет, можно попасть на лекцию какого-нибудь батюшки, которых по залам бродит немало. Другой вариант — великолепный каталог с предисловием Сергея Аверинцева, несколькими статьями, с пояснениями к каждому сюжету. Стоит книга 995 рублей. Но по сравнению с бесценной премудростью, заключенной в ней, это сущие пустяки.
150 икон XIII—XIX вв. собраны из лучших российских галерей (Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, Кремль, Исторический музей, Музей Рублева, Ярославский художественный музей, Коломенское), но взяты не самые значительные. Собственно, в этом и не было особой надобности. Очевидно, задача была — не показывать мастерство прославленных художников, а создать цельное представление о смысле и богословском контексте иконописи.
Конкурс «Серебряная камера». ЦВЗ «Манеж».
В механизме Московского дома фотографии педаль тормоза не предусмотрена. Разогнавшись, он несется со своими выставками с пугающей скоростью и заваливает ими Москву. Возбудилась в конце концов и мэрия, решившая устроить городской конкурс фотографии, чтобы запечатлевать для истории будни и праздники столицы. Заодно и фотографы могут подкормиться — для них три премии по 2 тыс. долларов. Награждают по трем номинациям: «Архитектура», «События», «Москвичи». Работы мог прислать любой, так что накопилось 1600. Лучшие повесили в «Манеже». И совсем не странно, что среди них оказались Игорь Мухин, Семен Файбисович, Вита Буйвид или Юрий Пальмин.
Несмотря на участие городских властей в организации конкурса, результат не грешит официозностью. Город и его обитатели представлены во всех возможных ракурсах — от кремлевских башен, отраженных стеклом чиновничьей «Волги», и чертановских просторов до заглядывания под юбки девушек и клубного угара. Есть тут и портреты знаменитостей, и метро, и пивной завод, и чопорный гольф, и разнузданное байк-шоу, и просто красивые фактурные стенки.
«История табачной этикетки в России». Музей упаковки в Политехническом музее.
Это развлечение из разряда воскресных. Прогуливаясь по центру, нечаянно заглянуть в Политехнический и от нечего делать поглазеть на старые пачки и коробки, вдохнуть не едкого дыма, а терпкого табачного духа. Конечно, интереснее найти завалящую упаковку папирос в бабкином чулане, но и на витрине они смотрятся забавно. Подарочные коробки «Делегатских» — просто загляденье. Есть машина для нарезки табака, подаренная Сталину. Подбор папирос 40-х, как в ретрокино: «Бокс», «Турист», «Беломор», «Норд», «Казбек». Начало века представляют картинки с дымящими жеманницами и фатоватыми усачами. А на стенде 20-х лежат те самые папиросы «Ира» — «все, что осталось от старого мира».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru