Независимая газета | Олег Недумов | 04.04.2002 |
Прошедший год стал для Русской Православной Церкви беспрецедентным по количеству проводимых ее священноначалием акций, многие из которых приурочены к встрече нового тысячелетия. Архиерейский Собор, Межрелигиозный миротворческий форум свидетельствуют об усилиях руководства РПЦ, направленных на решение многочисленных внутрицерковных проблем и укрепление ее позиций в современном российском обществе. Сделанные на них заявления и принятые решения призваны обозначить основные перспективы православной жизни в новой эпохе.
К числу таких юбилейных мероприятий относится и состоявшееся 15 декабря в соборном зале храма Христа Спасителя заседание Епархиального собрания города Москвы. Оно прошло под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. Зачитанное им обращение к участникам собрания вполне можно считать итоговым документом, в котором содержится не только отчет о жизни Московской епархии, но и анализ наиболее острых проблем, стоящих перед всей Русской Церковью.
Примечательно, что Его Святейшество в своем обращении повторил часть доклада, зачитанного им на Архиерейском Соборе. Основная идея, выраженная в этом фрагменте, — необходимость совершенствования церковного управления, которое стало возможным благодаря принятию новой редакции Устава РПЦ. Святейший Патриарх подчеркнул, что одной из важнейших проблем в этой области остается тенденция к обособлению приходов и епархий, что чревато «превращением Церкви в конгломерат отдельных самоизолирующихся образований». Чтобы избежать этого, необходимо усилить их взаимодействие друг с другом и с Московской Патриархией, в первую очередь в сфере обмена информацией.
То, что Алексий II нашел нужным повторить эти идеи в своем обращении к участникам Епархиального собрания, показывает, насколько важное значение руководство РПЦ придает укреплению вертикали церковного управления и ужесточению контроля над различными сферами приходской и епархиальной жизни.
Его Святейшество затронул и такое явление, как младостарчество. Упомянув Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года, посвященное этому вопросу, Алексий II отметил, что, «к сожалению, мы до сих не имеем информации о том, что это Определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль отцов благочинных и настоятелей за детальным исполнением упомянутого Синодального определения».
Упоминание о младостарчестве в контексте укрепления централизации церковной жизни не случайно. Ведь деятельность священников, практикующих осужденные Синодом методы пастырской работы, существенным образом подрывают церковное единство, превращая приходы в полусектантские образования.
Особое внимание Святейший Патриарх уделил вопросам религиозного образования. При этом он отметил, что «прошло то время, когда главной задачей духовных учебных заведений было подготовить как можно большее число священнослужителей в максимально сжатые сроки… Нам необходимо не просто заполнение существующих вакансий — нужны люди, способные на высоком духовном, нравственном и интеллектуальном уровне выполнять миссию, возлагаемую на них Церковью».
Действительно, об образовательном уровне нынешнего духовенства (причем не только в богословских вопросах, но и в области повседневной богослужебной практики) слагаются анекдоты. Так что работа в этой сфере имеет сейчас для Русской Церкви без преувеличения стратегическое значение.
Духовная школа, как подчеркивает Святейший Патриарх, должна не только давать знания, но и являть собой живой пример православной церковности. При этом «профессорско-преподавательский состав Духовной школы не должен превращаться в замкнутую „корпорацию“, далекую от нужд и чаяний студентов».
Возможно, в этих словах Алексия II есть тонкий намек на скандал в Санкт-Петербургской духовной академии (см. стр. 3).
Его Святейшество высказал особую надежду на внедрение в систему светского высшего образования специальности «теология», которое откроет возможность для организации богословских факультетов в высших учебных заведениях.
Главным препятствием на пути религиозного образования и просвещения, на его взгляд, являются «не столько Конституция РФ и существующие законы, сколько инерция, пережитки советского воспитания и сопротивление большого слоя советских идеологических работников-атеистов, ныне перекрасившихся в специалистов по религиоведению, образовательной и воспитательной работе».
Его Святейшество фактически повторил здесь то, что уже было сказано им на открытии Архиерейского Собора. Вполне возможно, что еще раз вернуться к этой теме его заставила растущая скандальная известность выходящей с августа этого года «православной» газеты «Пределы века», публикующей на своих страницах откровенную ложь.
В целом обращение Патриарха говорит о том, что руководство РПЦ намерено четко выдерживать ту линию организации церковной жизни, которая была намечена на прошедшем юбилейном Архиерейском Соборе. В то же время до ее конкретной реализации, по-видимому, еще очень далеко.