Русская линия
НГ-Религии Михаил Тульский04.04.2002 

Единоверие не гарантирует единства
Многие старообрядцы критически относятся к диалогу с Русской Православной Церковью

В Москве 27 ноября 2000 года состоялась юбилейная конференция, посвященная 200-летию существования единоверческих приходов в лоне РПЦ.
Единоверцы — особая часть старообрядцев-поповцев, перешедших в 1800 г. в юрисдикцию РПЦ после подписания указа Павла I. Им дозволялось служить по старым (дониконианским) обрядам, но при этом они должны были иметь священников, назначенных архиереями РПЦ, и подчиняться Священному Синоду так же, как духовенство и прихожане РПЦ. В положении единоверцев была вопиющая двусмысленность: с 1800 г. они имели благословение Священного Синода на богослужебное использование обрядов и книг, в то же время эти книги оставались под клятвою (проклятьем). Сами старообрядцы-единоверцы на съездах 1912 и 1917 гг. постановляли просить Священный Синод снять клятвы со старых обрядов, которые были наложены на Соборе Русской Церкви в апреле 1656 г. Наконец в апреле 1929 г. Патриарший Священный Синод, внимательно рассмотрев историю вопроса, постановил снять клятвы со старых обрядов, отменив соответствующие решения соборов XVII в. Однако, поскольку речь шла об отмене клятв, которые были наложены тоже Собором, вполне каноническим и правоспособным, отменить их мог только другой Собор. Клятвы отменил Собор 1971 г.
С основным докладом на конференции выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В 1999 г. Священный Синод РПЦ определением от 19 июля 1999 г. констатировал заинтересованность Церкви в развитии взаимодействия со старообрядчеством. Тогда же была создана особая комиссия по взаимодействию со старообрядчеством. Митрополит Кирилл подчеркнул важность данной Синодом установки всем преподавателям духовных школ придерживаться строго объективного изложения истории церковного раскола.
Существование внутри РПЦ обрядового многообразия свидетельствует, по мысли митрополита Кирилла, о способности Церкви «сохранять единство веры в союзе мира». Ничуть не меньшие обрядовые различия существуют и между Поместными Православными Церквами (например, между РПЦ и греческими Церквами). Единоверие часто оказывалось инструментом давления на старообрядцев, с помощью которого власти стремились добиться разделения и последующего уничтожения старообрядчества, отметил митрополит Кирилл.
Поэтому, по мнению митрополита Кирилла, давно возникла необходимость в создании особой структуры Московского Патриархата, которая занималась бы координацией жизнедеятельности старообрядных (единоверческих) приходов. Образцом при создании такой структуры могли бы стать высшие старообрядческие советы старообрядцев-беспоповцев в Прибалтике. На конференции выступил старший наставник Поморской старообрядческой Гребенщиковской общины г. Риги (Латвия) Иоанн Миролюбов. Он выразил согласие с мнением митрополита Кирилла, что термин «единоверие» требует внимательного рассмотрения и скорее всего отказа от него.
Патриарх также направил обращение «Чадам Русской Православной Церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды, в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата», в котором в частности говорится: «Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях, положившей труднопреодолимую разделенность в Русской Церкви, существующую до сего дня. Таким образом, не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшие при Патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения к повиновению сыграли определяющую и самую трагическую роль в углублении раскола.
Оценивая события трехсотлетней давности, мы не считаем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлеченных в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим. Ныне же, следуя заповеди Спасителя „потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“ (Ин. 15, 34), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и в особенности не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны. Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви.
Преподавая Наше Патриаршее благословение всем священнослужителям, инокам и верующим в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, мы сердечно желаем всесильной помощи Божией всем ревнителям древнего благочестия и надеемся, что ваши труды станут весомым вкладом в общецерковное делание православной проповеди богооткровенных и спасительных истин христианства».
После конференции состоялось совместное богослужение в Успенском соборе Кремля единоверцев и духовенства РПЦ. Многие представители РПЦ, а также СМИ (например, НТВ) трактовали конференцию и богослужение как единение старообрядцев и новообрядцев.
Через два дня в ответ на заявления РПЦ о единении старообрядцев с новообрядцами сделал свое заявление и Митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Московский и всея Руси Алимпий (Гусев). Он «выразил недоумение» в отношении подобных заявлений РПЦ. Древлеправославный митрополит «никак не мог собраться принять участие в торжествах по случаю юбилея единоверия, участвуя, таким образом, в молитве духовенства иной конфессии, что категорически возбраняется правилами церковными. Непонятно, как, по утверждению ряда СМИ, Патриарх якобы мог „призвать старообрядцев простить обиды“, так как все христиане по определению должны прощать своих обидчиков, а в основе русского раскола лежат отнюдь не личные обиды, а так называемые „церковные реформы“, от коих РПЦ (МП) не отказалась до сих пор… Празднование юбилея Единоверия есть внутреннее дело РПЦ, к которому РПСЦ не имеет никакого отношения», — заявил митрополит Алимпий.
Как заявил в интервью корреспонденту «НГР» помощник предстоятеля РПСЦ Алексей Рябцев, в единоверческом богослужении действительно принимали участие пять старообрядцев, и на них уже наложены соответствующие канонические прещения. По словам Рябцева, корреспондента старообрядческого журнала «Церковь» не пустили ни на богослужение в Успенском соборе, ни на конференцию в Даниловской гостинице. При этом представители оргкомитета ссылались на то, что это мероприятие является внутренним делом РПЦ. Помощник митрополита считает, что прошедшие торжества, возможно, являются началом новой пропагандистской кампании против РПСЦ.
Корреспондент «НГР» попросил прокомментировать заявление старообрядцев Белокриницкой иерархии секретаря Комиссии по взаимодействию со старообрядцами РПЦ иеромонаха Никиту (Добронравова). Он заявил, что корреспондент журнала «Церковь» сам отказался присутствовать при выступлении Патриарха, заявив, что ему «это не интересно, а интересно участвовать в дискуссии», именно поэтому он не получил аккредитации и в результате вообще не попал на конференцию. Журнал «Церковь», как и большинство старообрядцев Белокриницкой иерархии, резко отрицательно настроен в отношении РПЦ. Так, в третьем номере этого журнала написано, что «РПЦ причащается без исповеди и на сытый желудок», заявил о. Никита. Приверженцы РПСЦ называют РПЦ «еретической» и считают, что с ней нельзя иметь никаких контактов. По словам о. Никиты, на одной из последних пресс-конференций Алексей Рябцев заявил, что «РПЦ не отдает старообрядцам храм Божьей Матери Тихвинской (на ул. Хавской в Москве) и в нем находится ресторан». Этот храм никогда не принадлежал РПЦ, и Московская Патриархия на него никогда не претендовала. В 1991 г. РПСЦ сама не подала заявки на Тихвинский храм, тем самым отказавшись от него (по мнению о. Никиты Добронравова это произошло потому, что «и на Рогожском кладбище мало прихожан», и дополнительный храм они не смогли бы освоить), в результате чего этот храм купила коммерческая структура.
Как считает секретарь Комиссии по взаимодействию со старообрядцами РПЦ, такой негативный настрой РПСЦ в отношении Московской Патриархии объясняется тем, что «на смену потомственным старообрядцам пришли неофиты, среди которых преобладают политизированные элементы, которые подходят к церковным проблемам так же, как политики к политическим».В то же время, по его мнению, не со всеми староверами у РПЦ сложились такие отношения, как с РПСЦ. Древлеправославная церковь Новозыбковской иерархии и особенно ее новый архиепископ Александр (Калинин), «образованный, активный, доброжелательный человек», готовы к диалогу с РПЦ, и о. Никита надеется, что вскоре представители новозыбковцев войдут в Комиссию по взаимодействию, как это уже сделали беспоповцы Латвии. Беспоповцы вообще наиболее благожелательно относятся к РПЦ (в том числе беспоповцы Литвы и Белоруссии). Тот факт, что в XIX веке единоверцы состояли почти исключительно из поповцев, а сейчас, наоборот, беспоповцы (бывшие в XIX веке радикальными противниками РПЦ) — наиболее дружественная Московской Патриархии часть старообрядцев, о. Никита объясняет тем, что «у них возникают вопросы принятия священства, и они, критически относясь к возможностям и Белокриницкой, и Новозыбковской иерархии, обращаются к Московской Патриархии».
Отец Никита считает, что конференция и богослужение по случаю 200-летия единоверия — это жест доброй воли, означающий, что старообрядные приходы в РПЦ необходимы, нужны, «и с нашей стороны устранены все препятствия для врачевания раскола, старообрядцам ничего не мешает придти в лоно РПЦ, которая признала оба обряда равноспасительными».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru