Русская линия
Известия03.04.2002 

Премудрость светла и неувядающа «София Премудрость Божия»

 — вторая реализация выставочного проекта, в котором принимают участие восемь российских музеев и ведущие специалисты по древнерусскому и византийскому искусству. Впервые эта уникальная по замыслу и качеству выставка была показана в прошлом году в Ватикане. «Премудрость светла и неувядающа и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее…» (Книга Премудрости Соломона, 6:12).
Несмотря на познавательный оптимизм царя Соломона, современные исследователи вынуждены констатировать: Премудрость (по-гречески София, по-древнееврейски Хокма) Божия — один из самых сложных и загадочных образов библейской традиции, на протяжении веков осознававшийся и трактовавшийся по-разному.
Образ Софии окружен непостижимой тайной с момента своего первого появления в текстах Ветхого Завета. «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя», — сказал о Софии ветхозаветный пророк.
Выставка в Третьяковской галерее посвящена средневековой, восточнохристианской, трактовке образа. Собранные на ней 154 иконы — свидетельства православно-богословской точки зрения на проблему софиологии. К выставке издан научный каталог, начинающийся статьей академика С.С. Аверинцева и содержащий подробную аннотацию к каждой иконе.
Экспозиция поражает обилием иконографических редкостей, сложными изводами и изощренными сюжетами. Прояснение многих из них требует обращения к самым разным текстам, от библейских и богословских до вполне светских. Так, чтобы в полной мере оценить всю сложную символику, например, иконы «Спас Недреманное Око», нужно брать в расчет не только соответствующие тексты псалмов и литургических песнопений, но и описания из Физиолога — средневекового бестиария, или, говоря современным языком, зоологического трактата. Оттуда приходит в богословие сравнение умирающего и воскресающего Христа со львом, спящим, по древним представлениям, с открытыми глазами; львом, который рождается мертвым и воскресает на третий день.
Особое место в экспозиции занимает икона «София Премудрость Божия», имеющая поистине энциклопедический характер и соединяющая в своей сложной символике образы Ветхого и Нового Завета, представления о начале и конце мира, действии в нем божественной мудрости. Столь же сложный и глубокий смысл приобретает в контексте выставки так хорошо знакомая нам «Троица» рублевского извода. По-новому видятся и оцениваются сцены Благовещения и Рождества, Преображения Господня и прославления Богоматери.
Выставка состоит из десяти разделов, позволяющих наглядно увидеть и оценить всю глубину и сложность богословской мысли, протягивающей символические нити от образа Троицы — средоточия божественной мудрости и полноты замысла о созданном мире — к воплотившемуся Христу, к образу Девы Марии, ставшей одушевленным «Храмом Премудрости». Тема выставки дает универсальную возможность объединить в одном пространстве иконы самых разных веков, стилей и сюжетов, выявляя их глубинную связь. Пожалуй, как нигде, на этой экспозиции становится явной специфическая природа иконописания: быть «богословием в красках», помогать человеку постичь глубину и сложность «изображения неизобразимого» христианской догматики. Так что выставка — достойный вклад музея в завершение празднования 2000-летия христианства.
Сложность темы не должна пугать зрителей. Иконы — это богословие, но все же в красках, и краски эти сияют, а изображения прекрасны, величавы и одухотворены. Глядя на исполненные света и красоты образы, начинаешь верить, что их создателям действительно было открыто особое знание, исполненное добра и благости. Ибо «не есть мудрость знание худого».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru