Русская линия
Русская линия Александр Беляков31.07.2008 

Роль флотского духовенства в воспитании военных моряков дореволюционной России
Введение

Оглавление

Введение

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

С вступлением Российской Федерации в XXI век возросла объективная необходимость повышения эффективности государственной политики и принятия на высшем уровне взвешенных решений с учетом исторического опыта и в соответствии с современными концепциями управления страной в целом и Вооруженными Силами в частности. В современных условиях многие люди лишились четких моральных ориентиров, критерии добра и зла оказались достаточно размыты, сместились понятия жертвы и подвига, о которых всегда учила Православная Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Поисками национальной идеи, объединяющей весь народ нашей Родины, озабочено руководство страны на самом высоком уровне. После крушения коммунистической системы, рассматривавшей религию и Церковь преимущественно через призму атеизма, прежние идеологические установки оказались разрушены. Настало время переосмысления нашего прошлого.

Конечно же, возврата к старой застойной системе нет. Мечтать о возрождении Советского Союза, о его реставрации могут только люди, лишенные чувства реальности. Их верность прежней идеологии заслуживает уважения, но она не дает шанса на существование России. Не дает такого шанса и механическое перенесение западной либеральной идеологии на российскую почву. Запад никогда не был и никогда не будет заинтересован в существовании мощной процветающей России.

Выход у нас один — возвращение к тысячелетним духовным и нравственным истокам, возвращение к вере наших прадедов, создавших Великую Россию, — к Православию.

Следует заметить, что общественное мнение все больше и больше склоняется в пользу введения в Российской Армии института военных священников. Опрос, проведенный в 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 53% населения считают, что это нужно сделать как можно быстрее (в их числе 23% - безусловно и 30% с некоторыми оговорками). Ещё 18% видят в создании такого института поровну «плюсов» и «минусов». И лишь 21% опрошенных сомневаются (в их числе только 8% безусловно), что армия нужны священники. Причем в необходимости службы военных священников убеждены 30% неверующих и атеистов.[1]

В связи с тем, что Вооруженные Силы в силу своего специфического предназначения всегда были и будут очень чувствительными к любым социальным потрясениям, сейчас особенно важно, критически переосмыслив богатейший исторический опыт духовно-нравственного формирования христолюбивого российского воинства, сделать его переоценку для использования положительного в системе воспитания нынешних воинов.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловливается следующими моментами:

— во-первых, недостаточной разработанностью этой темы, отсутствием по ней крупных обобщающих научных исследований, раскрывающих деятельность института православного духовенства морского ведомства России в XVIII — начале XX веков. Следует заметить, что в работах некоторых авторов, касающихся истории военного духовенства в целом и флотского в частности, нередко допускаются отдельные ошибки. Так, идет смешение двух параллельных должностей — обер-священник армии и флота и обер-священник гвардии и гренадер. Принципиально неправильно указываются должности глав военного духовного ведомства. Например, некоторые авторы обер-священника Главного Штаба и отдельного гвардейского корпуса именуют обер-священником Главного Штаба гвардейского корпуса. Не всегда просматривается историческая грань учреждения должностей: обер-священник армии и флота — главный священник армии и флота — протопресвитер армии и флота. Умалчиваются имена и не освещена деятельность отдельных глав военного духовного ведомства. Не уделялось внимание исследованию такого важного вопроса, как недостатки в деятельности военных священников;

во-вторых, отсутствием научно обоснованной концепции взаимодействия государства с Русской Православной Церковью. В современных программах воспитания личного состава ВМФ не учитывается влияние религии на формирование в человеке духовно-нравственной составляющей его мировоззрения;

в-третьих, активизацией деятельности нетрадиционных религиозных конфессий и сект в районах дислокации воинских частей, кораблей, в связи с чем необходимостью разъяснения вредоносности различных пришлых религиозных учений, необходимо глубоко изучать собственные духовные традиции;

в-четвертых, потребностью взаимодействия ВМФ с РПЦ в новых исторических условиях в связи со значительным сокращением срока срочной службы с одной стороны и значительным увеличением сложности вооружения и технических средств с другой;

в-пятых, необходимостью совершенствования деятельности органов военного управления в области воспитания личного состава на основе опыта, накопленного за тысячелетнюю историю существования тесного взаимодействия государства и церкви;

в-шестых, повышением, в нынешних условиях, влияния духовенства Русской Православной Церкви на воспитательный процесс, направленный на формирование у моряков лучших духовно-нравственных качеств защитников морских рубежей Родины.

2. Методологическая база исследования

1. Методология исследования определена тем, что его проблематика находится на стыке исторических, психолого-педагогических знаний социологических и отчасти философских знаний, то есть отличается системно-комплексным подходом.

2. Цели исследования

Цель данного исследования состоит в том, чтобы осуществить комплексный анализ процесса создания и развития института православного флотского духовенства России в XVIII — начале XX века, на основе исторического опыта показать значимость православного духовенства в повседневной и боевой деятельности флота. Изучить опыт деятельности флотских священников по духовно-нравственному воспитанию военных моряков. Проанализировать все положительные аспекты, а также недостатки в этой работе. Исследовать зарубежный опыт работы военных капелланов. Выработать рекомендации к использованию исторического опыта духовно-нравственного воспитания личного состава флота в современных условиях.

3. Задачи исследования:

А). На основе обобщения, анализа и систематизации исследуемого материала (архивные документы, данные периодической печати, литературные материалы) проследить процесс создания и основные этапы становления и развития института православного духовенства на флоте.

Б). Раскрыть роль руководителей военного духовного ведомства: обер-священников, главных священников, протопресвитеров

В). Показать специфику деятельности флотских священников и роль их служения по религиозно-нравственному воспитанию военных моряков,
в формировании у них духовно-нравственных качеств, любви к Родине, верности гражданскому и воинскому долгу.

Г). Выявить значимость Православной Церкви в единой системе воспитания военных моряков дореволюционной России.

Д). Показать влияние православных воинских традиций на нравственное состояние и боеготовность в российском военном флоте.

Е). Проанализировать организацию службы капелланов в вооруженных силах других государств.

Ж). Сделать обобщающие выводы из опыта деятельности военных священников и выработать практические рекомендации по возрождению института флотского духовенства в современных условиях.

4. Объектом данного исследования явился институт флотского духовенства, как составная часть государственной структуры.

5. Предметом исследования является исторический опыт организации деятельность института флотского духовенства по религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию моряков.

6. База исследования.

В процессе проведения исследования использовались различные документы и материалы, хранящиеся в Российском Государственном историческом архиве

7. Методологической основой исследованияявились — историко-описательный, историко-сравнительный, историко-логический методы и метод изучения исторических документов.

8. Научная новизна исследования.

а) Впервые история становления института военного
и флотского духовенства представлена как единое целое:
от момента начала его формирования и до ликвидации
в 1918 году.

б) Впервые дан сравнительный анализ роли военного духовенства в Российских Вооруженных Силах и роли капелланов в зарубежных сухопутных и военно-морских силах.

в) Показаны трудности службы священников, и порой недопонимание отдельными лицами различных рангов значимости флотских клириков в повседневной и боевой деятельности российского флота.

г) Отражены недостатки, имевшие место в деятельности военных священников и вскрыты их причины.

д) На основании анализа современного состояния Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви, а также роли и места института военного духовенства в дореволюционной России и капелланских служб в армии и военно-морских силах зарубежных государств сформулированы выводы и практические рекомендации по развитию взаимодействия РПЦ и ВМФ РФ, намечены пути возрождения института военного духовенства.

9. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что представленные исторические уроки, опыт функционирования института флотского духовенства могут быть использованы при возрождении института военного духовенства, а также будут полезны в процессе выработки концепции воспитательной работы с воинами флота и для практической деятельности органов военного управления по воспитанию личного состава. Нынешний духовно-нравственный уровень Вооруженных Сил РФ говорит о том, что необходимость этой составляющей в системе воспитания военнослужащих крайне важна. Результаты работы могут быть учтены и использованы при дальнейшем исследовании истории флота России, а также при чтении курсов по отечественной и военно-морской истории, истории православной культуры, религиоведению и ряду других дисциплин в военно-морских учебных заведениях.

10. Положения, выносимые на защиту:

-исторический аспект формирования и развития института флотского духовенства, как основной воспитательной структуры на флоте;

-значение религиозных традиций формируемых и внедряемых духовенством в процесс духовно-нравственного воспитания личного состава кораблей и частей флота;

-анализ деятельности флотского духовенства в вопросах духовно-нравственного воспитания военных моряков;

-использование исторического духовно-нравственного воспитания в современных условиях.

11. Организация исследования проводилась в 3 этапа:

а) Исследование процесса становления и развития института флотского духовенства, как воспитательной структуры на флоте.

б) Изучение религиозного аспекта существовавших флотских традиций и его влияния на духовно-нравственное воспитание военных моряков.

в) Анализ деятельности флотского духовенства по формированию духовно-нравственных качеств у личного состава флота, рассмотрение возможных путей по использованию исторического опыта в современной системе воспитания ВМФ РФ.

12. Апробация работы

Основные идеи, высказанные в работе, прошли апробацию в ходе международных и российских научно-практических конференций, проводимых:

— 4−5 февраля 2005 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на флоте: традиции
и современность», посвященной 260-летию со Дня рождения адмирала
Ф.Ф. Ушакова и организованной Центром Национальной Славы России
и Кронштадтским Морским собранием в г. Кронштадте;

— 10−14 октября 2005 г. на VI Покровских чтениях «Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге;

— 1−2 ноября 2005 г. на Кронштадтских Иоанновских чтениях, организованных Кронштадтским Морским собранием и Санкт-Петербургским Государственным архитектурно-художественным музеем
г. Кронштадта;

— 15−17 ноября 2005 года на IV Покровских образовательных чтениях «Философско-педагогические и религиозные основания образования
в России: история и современность», организованных Рязанской епархией
и Рязанским педагогическим университетом им. С.А. Есенина в г. Рязани;

— 17−19 февраля 2006 г. на Межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность», организованной общественной организацией «Собор православной интеллигенции»
в г. Санкт-Петербурге;

— 12 мая 2006 г. на Общероссийской научно-практической конференции «Безопасность личности, общества, государства», организованной Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка в г. Санкт-Петербурге;

— 19−23 мая 2006 г. на Международной научно-практической конференции «Православные ученые — России: следуя отечественным традициям предпринимательства», организованной Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» в рамках круиза на теплоходе «Куйбышев» по местам Северной Фиваиды.

— 14−15 июля 2006 г. на IV Международных Ильинских научно-богословских чтениях «Иван Ильин и современная Россия», организованных Екатеринбургской епархией РПЦ МП и Уральским институтом бизнеса
им. И.А. Ильин в г. Екатеринбурге;

— 9−14 октября 2006 г. на VII Покровских чтениях «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге;

— 19−21 апреля 2007 г. на Международной научно-практической конференции «Православие и власть: традиции и современность», организованной общественной организацией «Собор православной интеллигенции» в г. Санкт-Петербурге;

— 20 апреля 2007 г. на Юбилейном заседании почитателей Святителя Игнатия Брянчанинова «Святитель Игнатий Брянчанинов: Служение Богу и Отечеству (200 лет со дня рождения)», организованном Санкт-Петербургской епархией и Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус»
в г. Санкт-Петербурге;

— 8−13 мая 2007 г. на Международной научно-практической конференции «Отечественные традиции предпринимательства
и благотворительности», организованной Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» в рамках круиза на теплоходе «Г. Чечерин»
по местам Северной Фиваиды.

— 12−13 июля 2007 г. на Международной научно-практической конференции «Св. прав. Иоанн Кронштадтский и будущее России», организованной Информационным агенством «Русская линия», Сообществом православных предпринимателей «ДелоРус» и Кронштадтским Морским собранием в г. Кронштадте;

— 10−14 октября 2007 г. на VII Покровских чтениях «Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства», организованных Межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» в г. Санкт-Петербурге.

3. Структура работы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, перечня источников и литературы, использованных в работе и приложения.

Основная часть включает три главы: Глава I в свою очередь состоит из трех параграфов; Глава II включает два параграфа; Глава III— четыре параграфа:

4. Обзор источников и литературы.

О воспитательной деятельности военного и флотского духовенства в дореволюционной России написано большое количество работ. При подготовке данной работы большую помощь автору оказало историографическое исследование, проведенное М.И. Ивашко — «Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII — начало XX вв.)».[2] Эта сравнительно небольшая по объему книга является настоящей лоцией для поиска необходимой информации в море литературы, посвященной исследуемой проблеме.

Основными источниками для написания данной работы явились архивные документы, публикации из военной и церковной периодической печати, воспоминания очевидцев, труды известных дореволюционных и писавших
в эмиграции авторов: прот. А Смирнов[3], проф. Т Барсов[4], прот. Ласкеев,[5]
А. Ставровский[6], А Боголюбов[7], Г. Шавельский[8] и других. Кроме того, использовались статьи и работы современных авторов.

Следует отметить, что до революции наибольший всплеск
в исследовании данного вопроса приходится на
конец XIX — начало XX веков Писались солидные монографии, публицистические работы, истории отдельных кораблей, сборники героических примеров, журнальные статьи
и памятки, но не всегда эти исследования доходили до простого матроса и не притворялись в жизнь. По содержанию и стилю литература была очень разнообразна.

Из архивных источников удалось почерпнуты: 1) редкие сведения
о судьбе иконы Порт-Артурской Божией Матери (РГИА. Ф.806. Оп.4. Д.4945); 2) о решении строительства храма в память русских моряков погибших в Цусимском и других боях «Спаса на Водах» (РГИА. Ф.1276. Оп.3. Д959); 3) в «Приложении» помещены: копия грамоты о пожаловании патриархом Иерусалимским священнику крейсера «Богатырь» Александру Щеглову Золотого Креста с подлинной частицей древа Животворящего Креста Господня для ношения на груди от 9 июня 1914 года (РГИА. Ф.806. Оп.5. Д.9527); 4) копии: прошения об увольнении последнего протопресвитера армии и флота Г. Шавельского на имя обер-прокурора Святейшего Синода от 10 марта 1917 года (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 96);
5) обращения Г. Шавельского в народный комиссариат по военным делам (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10 526); 6) в Главное Управление по делам личного состава флота (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 110 526); 7) к Святейшему Патриарху Московскому и Всея России Тихону (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10 526),
8) к Митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10 526) по поводу судьбы военных священников в после революционное время.

Из Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), взята переписка принимавших участие в военных действиях священнослужителей, информация о благотворительной деятельности Православной Церкви на Дальнем Востоке и т. п.

Использовались так же отдельные документы из фондов Центрального Военно-Морского музея. Например, оригинал «Приказа Командующего Флотом Балтийского моря» адмирала фон-Эссена о награждении группы корабельных священников государственными наградами (ПРИЛОЖЕНИЕ).

К самой ранней работе по истории военного и флотского духовенства можно отнести исторический очерк церковного историка Н. Невзорова «Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства России».[9] В этой работе он подтвердил и значительно дополнил исторические сведения о военном флотском духовенстве, опубликованные ранее и имевшие лишь отрывочный характер.[10] Н. Невзоров, привлекая архивные источники, впервые сделал попытку раскрыть процесс формирования института военного и флотского духовенства, оценить деятельность руководителей ведомства военно-морского духовенства и обобщить опыт этой деятельности. Не смотря на небольшой объем работы в ней дан уникальный оценочный материал. Н. Невзоров делает попытку научно осмыслить опыт формирования механизма религиозно-нравственного воспитания войск и сил флота, проанализировать формы воспитательной деятельности священников. Он отмечает, что основной обязанностью духовенства всегда являлось богослужение. Во время боя священник должен был совершать «молебствия» и для воодушевления «гласом веры и благословения своих духовных детей быть готовыми победить, или положить свою жизнь за веру и Отечество»[11]

Работа обер-секретаря Св. Синода, члена комиссии по вопросу об устройстве управления церквами и духовенством военного ведомства, доктора церковного права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Тимофея Васильевича Барсова «Об управлении русским военным духовенством»[12] изданная в 1879 году в значительной степени дополнили исследование Н. Невзорова. В ней автор обобщил данные, полученные в архивах Св. Синода, Александро-Невской лавры, Главного Штаба, канцелярии главного священника армии и флотов, канцелярии главного священника Главного Штаба Его Императорского Величества. Автор отследил развитие военного духовного ведомства, начиная с эпохи Петра I, проанализировал ход формирования органов управления и показал роль некоторых руководителей военного духовного ведомства. Т. Барсов в своем исследовании отразил материальное положение флотского духовенства, довольно подробно изложил процесс обсуждения вопроса принадлежности береговых флотских храмов, также рассмотрел процесс эволюции взаимоотношений военного и морского духовенства с епархиальными ведомствами. Он впервые попытался проследить развитие военного духовенства в зависимости от состояния вооруженных сил и раскрыть опыт духовно-нравственного воспитания личного состава. В отношении форм воспитательной работы Барсов также как и Невзоров подчеркивает важность богослужений, но вместе с тем отмечает, что священники во время боя кроме вдохновения воинов на победу утешали раненых и причащали их.

После реформы военно-морского духовного ведомства 1890 года
Т. Барсов опубликовал другую свою работу «Новое положение
об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств»[13], которую он полностью посвятил процессу формирования ведомства протопресвитера военного и морского духовенства. Здесь дан краткий экскурс в историю становления института военного и морского духовенства. Подробно разбирается статус и значение неподвижных армейских и флотских храмов. Однако в этой работе совершенно не затрагиваются вопросы организации воспитательной работы среди личного состава.

Следует отметить, что Т.В. Барсов в своих работах заложил основы исторического анализа системы управления военным и морским духовенством.

Опираясь на работы Т.В. Барсова и Н. Невзорова, другой церковный историк преподователь Рязанской духовной семинарии А. Доброклонский в своем «Руководстве по истории Русской Церкви. Синодальный период 1700 — 1890 гг.»[14] посвятил целый параграф (§ 20) истории военного духовенства. Однако автор в основном повторил содержание проведенных до него исследований, допуская отдельные неточности.

Особую историческую и научную ценность имеет исследование церковного историка протоиерея А. Смирнова «История флотского духовенства»[15], которая охватывает Петровский период становления института флотских священников. Эта небольшая по объему книга отличается своей обстоятельностью. В ней автор раскрыл принципы комплектования священнослужителей, управления институтом флотского духовенства, права и обязанности морских батюшек, их материально-бытовое положение в петровский период. Организации деятельности военных священников на кораблях по воспитанию военных моряков посвящена целая глава (гл. III)[16]. Многие положения этого труда сохраняли свою актуальность в дальнейшем, претерпевая лишь незначительные изменения. А. Смирнов, по всей видимости, планировал создать фундаментальный труд по истории флотского духовенства, но ему помешала революция.

Протопресвитером военного и морского духовенства
А.А. Желобовским совместно с протоиереем Н. Каллистовым и священником Ф. Ласкеевым был подготовлен исторический очерк «Управление церквами
и православным духовенством военного ведомства».[17] В нём показана история развития духовенства военного ведомства через призму деятельности его первых лиц, подробно освещены меры по улучшению религиозно-нравственного воспитания войск, которые были разработаны комиссией при Главном штабе в
1900 г., описаны ряд подвигов военных
и морских пастырей, совершенных ими во время боевых действий.

Заслуживает внимания «Исторические записки об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800−1900 гг.», выпущенная в 1900 году и написанная священником лейб-гвардии конного полка
Ф.М. Ласкеевым[18], где отражена 100-летняя история военного духовного ведомства, начиная с обособления его от епархиального ведомства. Автор достаточно подробно описывает структуру управления в военно-морском духовном ведомстве, а также излагает некоторые факты из истории армейского и флотского духовенства. В труде протоиерея Ф. Ласкеева, акцент сделан на процессе развития Духовного ведомства армии и флота, а также Духовного ведомства гвардии и гренадер в
XIX веке. В записке дана достаточно полная характеристика деятельности армейских и флотских благочинных по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. Ласкеев обращает внимание на то, что когда военно-морское духовное ведомство возглавил А.А. Желелобовский, заметно активизировался поиск новых форм религиозно-нравственного воспитания: было обращено более пристальное внимание на роль внебогослужебных бесед и проповедей, ежегодно проводился конкурс на лучшую проповедь, появилась такая форма беседы, как «религиозно-нравственные чтения с туманными картинками»[19], открывались передвижные библиотеки-читальни, появился ведомственный печатный орган — журнал «Вестник военного духовенства», на страницах которого обсуждались методы воспитательной работы, для обмена опытом в вопросах воспитания личного состава, регулярно стали собираться братские собрания военно-морского священства, введены в практику личные инспекции притопресвитером частей и кораблей и т. д.

Столоначальник духовного правления при протопресвитере военного
и морского духовенства А. Боголюбов в своей работе «Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг.»[20] исследует малоизвестные факты из биографий всех глав военно-морского духовного ведомства.
Этот труд существенно дополнил биографические данные, опубликованные Н. Невзоровым. Здесь, так же как и в работах Т. Барсова и Ф. Ласкеева, делается попытка переосмысления эволюции развития Духовного Военного ведомства, проводится серьезный анализу научной, пастырской и духовно-воспитательной деятельности его руководителей. Особое внимание он уделяет своему современнику — первому протопресвитеру военного и морского духовенства А.А. Желобовского. Во введении должности протопресвитера военного и морского духовенства автор видит новый этап развития Духовного Военного ведомства.

Работа П.П. Яковлева «Влияние веры на военное дело в нашей
и
в иностранных армиях»[21], изданная в 1900 году в Москве, посвящена роли православия в повседневной жизни и в боевой деятельности русского воина. Автор сопоставляет значения православной веры в российской армии
и других вероисповеданий в иностранных армиях
и убедительно доказывает духовное превосходство христолюбивого российского солдата или матроса над инославными зарубежными военнослужащими любых рангов.
Он подмечает, что «…для поднятия энергии своих войск считают обращаться к идеям или идеалам, с которыми могло бы быть связано верование,
как одних из важных душевных процессов. И чем такое верование глубже захватывает человека, тем более он проявляет энергии и решительности
в необходимыя минуты».[22] Яковлев призывает офицерский состав к тому, что «необходимо признать веру крупною и великою силою в военном деле и культивировать ее наиболее широко, так как она, в виде нашего Православия, являет собой силу, облагораживающую и нравственно поднимающую каждого из нас и в высшей степени благотворно влияющую на нашу армию».[23]

Работы Н. Архангельского[24], П. Белавина[25], Стефана Отаповича[26],
И. Покровского[27], С.С. Топильского[28], помещенные в сериальном издании
С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», издаваемом в 70-х годах XIX века, достаточно подробно рассказывают
об истории строительства наиболее значимых береговых флотских храмов.
В этих издания имеются ценные сведения о положении флотских священников в
XVIII и XIX веках, о существовавших в те времена православных традициях, об использовании святынь, хранящихся во флотских храмах, в целях религиозно-нравственного воспитания.

М.И. Ивашко в отдельную группу выделяет документы, «разъяснения, руководства, сборники, памятки»[29] и т. д., в задачу которых входило доведение и разъяснение государственных законов, касающихся организации духовного окормления личного состава войск и кораблей. В первую очередь здесь следует отметить «Книгу Устав Морской: что касается к доброму управлению в бытность флота на море» (Репринт: СПб., 1763)[30]. Этот документ впервые юридически закреплял наличие священников на кораблях. В нем изложены обязанности флотских священников по духовному воспитанию, организация богослужения на кораблях в XVIII веке, правила поведения военных моряков во время богослужения. Эти же сведения, но уже по состоянию на 1869 год, даны в брошюре благочинного штаба войск Финляндского военного округа протоиерея Павла Львова «Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства»[31]. Большой вклад в историографию флотского духовенства внёс настоятель Санкт-Петербургского Адмиралтейского собора, благочинный морских церквей А.А. Ставровский. Им был составлен ряд документов, позволивших поднять проблемы пастырей, касающиеся упорядочения их прав и обязанностей, уравнения окладов военного и морского духовенства, увеличения окладов флотским священнослужителям[32]. Однако в своих работах Ставровский совершенно не затрагивает вопросов духовно-нравственного воспитания личного состава.

Издавались и пособия для священников и командиров первичных подразделений для проведения бесед на военно-нравственные темы. Одно
из них, написанное подполковником Л.М. Федоровым, так и называлось «Военно-нравственные беседы с нижними чинами»[33]. Книга, начиналась стихами в доходчивой форме объясняющими суть Православия
и предназначение Русского воина. А далее автор на исторических примерах и описании ратных подвигов русских воинов воспитывал гордость за Отечество, звал к сохранению традиций российского воинства.

Следует отметить, что существовавшая в те времена двойная (государственная и церковная) цензура не позволяла вышеперечисленным авторам критически оценивать деятельность военного и флотского духовенства. Поэтому в дореволюционных работах почти полностью отсутствует анализ недостатков в работе армейского и флотского духовенства. Кроме того, в то время никто не мог предположить, что могут наступить времена, когда вся структура религиозного воспитания военнослужащих будет полностью ликвидирована, и многовековые православные традиции русского воинства будут выжигаться из сознания солдат и матросов «каленым железом». Отсюда авторы недостаточно уделяли внимание анализу методов деятельности военных священников.

Бесценен опыт деятельности армейских и флотских священников
во время военных действий. Военный пастырь, нередко подвергаясь опасности гибели, показывал пример мужества и героизма.

Одним из наиболее ценных трудов, посвященных подвигу военных священников во время Крымской войны при защите Севастополя, является «Историческая записка о военных пастырях, участвовавших со своими воинскими частями в Крымскую войну при обороне Севастополя
и удостоенных особых знаков отличия», написанная протоиереем
Н. Каллистовым[34]. Эта записка опубликована в журналах «Вестник военного духовенства» №№ 14 — 18 за 1904 год. В них автор описывает многочисленные подвиги военных священников, анализирует
их деятельность и опубликовывает сведения о награждении флотских
и армейских пастырей.

Особое место занимают работы обобщающие опыт работа военных пастырей в русско-японской и Первой Мировой войне. Здесь в первую очередь следует отметить брошюру последнего главы военного и морского духовного ведомства протопресвитера Григория Ивановича Шавельского «Служение священника на войне»[35], в которой он делится личным опытом пастырской работы во время русско-японской войны.

Анализу духовного состояния российского общества, падения нравственности в начале XX века и невиданного ранее негативного отношения к воинству посвящена робота митрополита Антония (Храповицкого) «О русско-японской войне»[36].

С вышеуказанными трудами Г. И. Шавельского и Антония (Храповицкого) современный читатель может ознакомиться в сборнике «Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии»[37], изданном в Военном университете в 1997 году.

Большое значение при исследовании имела мемуарная литература. В ней авторы — непосредственные участники событий описывают малоизвестные факты деятельности военных пастырей, не отраженные в официальных документах, и дают личную оценку их воспитательной работе. Наиболее известными являются воспоминания Г. И. Шавельского,
М. Серебрякова, других священников иерархов церкви, а также военачальников. Однако следует заметить, что авторы воспоминаний нередко стремятся показать свою деятельность только с положительной стороны. Отсюда отдельные выводы, сделанные ими, носят порой субъективный характер и не всегда соответствуют истине.

Среди периодических изданий наибольшее значение имеет журнал «Вестник военного духовенства» (с 1908 года «Вестник военного и морского духовенства»), где публиковались авторские статьи, официальные документы, аналитические материалы и методические рекомендации по религиозному воспитанию воинов. В публикациях «Гибель „Рюрика“»[38] и «Братское собрание военного духовенства 16 ноября 1904 года»[39] рассказывается о действиях иеромонаха Алексия Оконещникова во время боя, о том какое важное значение имеет присутствие священнослужителя рядом с матросами, в момент, когда они находятся перед лицом со смертью. Здесь отмечается и несовершенство некоторых положений Корабельного устава, затрудняющих богослужебную деятельность корабельного пастыря[40]. Статья священника И. Хорошунова «Высокопреосвященнейший Димитрий на походе в Черном море»[41] повествует о том, как архиепископ Таврический Димитрий (князь Абашидзе) во время Первой мировой войны добровольцем стал служить на корабле простым судовым священником, о том какое положительное воспитательное значение имело для личного состава такое смирение архипастыря. В публикации отмечается, что наряду с регулярными богослужениями архипастырь вникал в бытовые нужды военных моряков, регулярно проводил поучительные беседы. Статья священника Ф. Круглова «Воспоминания о „Палладе“»[42] посвящена гибели героического крейсера. Здесь рассказывается и о погибшем вместе с экипажем корабельном священнике Николае Сысоеве о его жертвенном подвиге.

В статьях Н. Гиганова: «Священнослужитель во время кругосветного плавания»[43], «Положение священника на военном корабле»[44], «К вопросу о необходимости улучшения положения священников на военных кораблях»[45], а также в публикации «Что сделано в пользу религиозно-нравственного состояния воинов в минувшем 1896 году? и что особенно желательно на этом пути в будущем» [46] говорится о недостатках в удовлетворении религиозно-нравственных нужд воинов-моряков. В статье «О пастырском служении в русском военном флоте»[47] делается акцент на проведении религиозных чтений для команды, на организации передвижных библиотек-читален.

«Циркуляр Протопресвитера благочинным по окончании Съезда военного и морского духовенства»[48] говорится об условиях, особенностях и задачах воспитательной деятельности пастырей на кораблях.

Публикация в журнале «Вестник военного духовенства» — «Пастырь на корабле»[49] священника крейсера «Герцог Эдинбургский» Александр Касаткин проливает свет на некоторое приниженное положение корабельного батюшки среди офицерского состава и несоответствие его статуса роли воспитателя и духовного кормчего.

В журналах «Вестник военного духовенства» № 1[50] и № 2[51] за 1905 год, № 9[52] за 1906 год, № 10[53] за 1910 год опубликованы Указы Его Императорского Величества и Святейшего Синода о награждении флотских священников, отличившихся в боях.

Большое количество сведений о состоянии церковного управления
в дореволюционной России, о подвигах военного духовенства во время боевых действий содержится в дореволюционной военно-церковной
кроме «Вестника военного и морского духовенства» содержится в таких журналах как «Церковные ведомости»[54], «Астраханские епархиальные ведомости»[55], «Владивостокские епархиальные ведомости»[56] и др.

После революции многие русские ученые и публицисты, находившиеся в эмиграции, написали работы, посвященные оценке российского общества, внутрицерковным проблемам, размышлениям по вопросам войны и мира, а так же воспитательной деятельности армейского и флотского духовенства царской России. Их труды во многом явились продолжением дореволюционной историографии, касающейся взаимоотношений Церкви с армией и флотом[57]. Наиболее ярким из них является выдающийся философ Иван Александрович Ильин. В своих трудах «Основные нравственные противоречия войны»[58] и «О сопротивлении злу силою»[59] он весьма убедительно раскрыл духовные противоречия воинского служения и проанализировал, какими морально-нравственными качествами должен обладать защитник Отечества.

Кроме Ильина о духовно-нравственных проблемах войны
из авторов русского зарубежья писали: известный философ В. Соловьев — «Три разговора»[60], военный писатель и ученый генерал-лейтенант А. Байов — «Малая армия» и способ ее комплектования"[61], генерал от кавалерии
П.Н. Краснов — «Памяти императорской русской армии»[62], «Душа армии»[63], «Поддерживающая и морализующая роль религии»[64], Н.П. Рклицкий — «Православное самодержавие»[65] и другие.

В советский период истории нашего Отечества все исследования, посвященные религиозному воспитанию, имели идеологическую направленность и были сориентированы исключительно на шельмование Русской Православной Церкви. Одним из немногих исключений является работа замечательного историка ныне покойного Г. Г. Фруменкова — «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI — XIX веках»[66], вышедшая в свет в 1975 году в Архангельске. В этой работе на основе многочисленных архивных и печатных источников автор показывает роль Соловецкого монастыря в обеспечении безопасности северных границ России и героизм, который проявляли его насельники, во время отражения нападений врага.

Значительный интерес к теме духовно-нравственного воспитания
в дореволюционных Вооруженных Силах России возрос, с начала 90-х годов. Это явление связано в первую очередь с крушением советской идеологии
и образовавшимся духовным вакуумом в нашем государстве. Среди публикаций последних 15 лет следует отметить работы профессора О.В. Золотарева[67], С.Л. Фирсова[68], А.А. Кострюкова[69], Т.Г. Фруменковой[70],
А.Г. Григорьева[71] и других.

Особенность работ С.Л. Фирсова «Протопресвитеры русской армии и флота (1880 — февраль 1914 гг.)» и «Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны» заключается в том, что он один из первых начал объективно анализировать упущения в воспитательной деятельности военных священников. Кроме того, в работе «Военное духовенство России (К вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота в последней четверти XIX — начала XX столетий)» С. Фирсов исследовал такой важный вопрос как материальное благосостояние армейского и флотского духовенства в указанный период.

А.А. Кострюков в работе «Военное духовенство и развал армии в 1917 году» исследует недостатки в воспитательной деятельности военного духовенства во время Первой мировой войны и влияние этих недостатков на развал Российских Вооруженных Сил в 1917 году.

Т.Г. Фруменкова в статье «Православное духовенство в годы Крымской войны» осветила малоизвестные моменты из героической деятельности не только армейских и флотских священников, но и приходского духовенства, а также рядовых верующих.

Под руководством историка и морского офицера капитана 2 ранга
А.Б. Григорьева составлен сборник «История флотского духовенства»
в 1993 г., куда вошла значительная часть вышеуказанной работы протоиерея А. Смирнова, описание отдельных подвигов военных пастырей из статьи
Н. Каллистова, а также документы, регламентирующие деятельность корабельных священников. Также заслуживает внимания выступление
А.Б. Григорьева на Международном семинаре, состоявшемся
в Международном независимом Эколого-политологическом университете (МНЭПУ) в июне 1997 года на тему
«Из истории военного духовенства»,
где автор поднял вопрос о значимости религиозного воспитания
в Вооруженных Силах России.

Небольшая по объему брошюра профессора О.В. Золотарева «Христолюбивое воинство русское»[72] является попыткой освятить роль военного духовенства в воспитании личного состава Вооруженных Сил
со времени царствования Петра I и до ликвидации военного духовного ведомства. В данной работе также дан анализ антирелигиозного воспитания военнослужащих в советское время. Профессор О.В. Золотарев включил
в свою брошюру значительную часть книги А. Смирнова «История флотского духовенства». В раздел о деятельности православного духовенства в отдельном корпусе пограничной стражи он поместил краткий исторический очерк, разработанный А.М. Плехановым.[73]

Деятельность первого обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского довольно полно раскрыта в статье
С.Ю. Чимарова «Во главе военно-духовного ведомства России:
П.Я. Озерецковский — первый обер-священник русской армии и флота»[74]. Эта работа представляет из себя переработанный вариант статьи Горемыкина Н.Д. «Павел Озерецковский — первый по времени, обер-священник (Из дней Павла
I)»[75].

В 2003 году в «Вестнике Московского университета» была опубликована статья Л. В. Жуковой «Военное духовенство в Порт-Артуре
в период русско-японской войны»[76], в которой освещается воспитательная деятельность армейских клириков по укреплению духа воинов осажденной крепости.

В 2003 году вышла книга «Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона „Торжество Пресвятой Богородицы“ в Русско-Японской войне»[77], в которой дан духовный анализ событий, происходящих в России в начале XX века.

В работе использованы и другие труды современных авторов.
В первую очередь это касается работ, в которых упоминается отношение
к православной вере российских флотоводцев. Здесь следует отметить монографию капитана 1 ринга В. Д. Овчинникова «Святой праведный адмирал Федор Ушаков»[78]. В этой книге Федор Федорович Ушаков впервые представлен не только как флотоводец, но и как православный христианин.

Отдельные сведения о российских адмиралах были взяты из сборника дореволюционных статей «Адмиралы Российского Флота: Россия поднимает паруса»[79]. Этот сборник составлен капитаном 1 ранга В.Д. Доценко. (Весьма печально, что преподаватель Военно-Морской академии профессор
В.Д. Доценко, вероятно поддавшись финансовым искушениям, относительно недавно написал книгу «Мифы и легенды Российского флота» (СПб.: ООО Изд. «Полигон», 2002. — 352 с. и ил.), которую иначе как пасквилем на отдельные исторические эпизоды нашего славного флота не назовешь.)

При исследовании отношения к православию известных русских флотоводцев использовались также другие работы, в том числе изданные в советское время. Примечательно, что, несмотря на советскую атеистическую цензуру, в этих работах не удалось скрыть глубокую религиозность ведущих российских флотоводцев.

При описании флотских береговых храмов использовалась книга Валерия Викторовича Клавлинга «Военные храмы России»[80]. В книге собраны воедино изображения и характеристики почти 640 военных храмов России. Сведения о Кронштадтском Морском соборе взяты из статьи А.О. Изотова «Кронштадтский Морской собор»[81].

В 2003 году издательством «Паритет» выпущена книга Е.В. Исаковой и М.В. Шкаровского «Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Петербурга»[82], где подробно изложена история наиболее известных храмов города не Неве, в том числе и храмов морского ведомства. В 2004 г. вышла книга этих же авторов «Храмы Кронштадта»[83].

Использованы так же труды других известных и мало известных авторов.

Следует отметить, что интерес к истории военного духовенства в целом и флотского в частности за последнее время значительно вырос. Одной из самых первых работ посвященных флотским священникам является дипломная работа студента Ленинградской Духовной академии Василия Пасенко «Военно-морское духовенство в начале XX века», написанная в 1991 году и хранящаяся ныне в библиотеке Духовной академии. При отдельных недостатках этой работы нужно сказать, что В. Пасенко первым обратил внимание на необходимость изучения богатого исторического опыта воспитательной деятельности российских военных священников.

В последнее десятилетие проведено несколько диссертационных исследований, посвященных истории деятельности военного духовного ведомства. Наиболее значительное из них по масштабу — диссертационное исследование Сергея Юрьевича Чимарова на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь
и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота
(1800 — 1917 гг.)»[84]. Не смотря на достоинства данной работы, не со всеми выводами автора можно согласиться. Для него Русская Православная Церковь является зачастую лишь идеологической структурой дореволюционного Российского государства. Например, С.Ю. Чимаров утверждает: «Общеизвестна расхожая точка зрения о целесообразности видеть развитое религиозное начало в характере лишь нижних воинских чинов (? — А.Б.) и считать данное явление закономерным итогом специальным образом ориентированной системы религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России»[85]. Данное мнение не соответствует истине. На мой взгляд не отвечают исторической действительности
и некоторые другие выводы, сделанные С.Ю. Чимаровым в своей диссертации, о которых будет сказано ниже. К положительным качествам работы относится то, что автор не идеализирует работу военных священников в дореволюционной России, как это делают большинство исследователей нашего времени. В 1999 году вышла монография
С.Ю. Чимарова «Русская Православная Церковь и вооруженные силы России в 1800 — 1917 гг.»[86], в которой автор изложил все основные положения своей диссертации.

Преподаватель Военно-Космической академии им. А.Ф. Можайского подполковник Курбатов Олег Анатольевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX вв.»[87]. Во второй главе — «Религиозно-нравственное воспитание в русской армии накануне и в годы русско-японской войны. Деятельность военного духовенства на фронтах в 1904 — 1905 гг.» в числе других вопросов автор приводит отдельные материалы, освящающие деятельность и морского духовенства в годы русско-японской войны.

В диссертационных исследованиях А.В. Байдакова[88] и
А.М. Кузнецова[89] рассмотрены отдельные стороны деятельности военного духовенства в дореволюционной России. Но в них не наблюдается четкой картины формирования и развития военно-духовного ведомства.

В диссертациях А.А. Смирнова[90], В.Н. Осташкина[91], И.Н. Кудинова[92] В.Р. Кравчука[93]. показана роль религиозной составляющей в общей системе воспитания Вооруженных Сил дореволюционной России.

В июне 2002 г. в РГГУ состоялась защита кандидатской диссертации Н.Н. Жукова «Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX веке»[94].
В 2003 г., на кафедре истории Благовещенского государственного педагогического института была подготовлена и защищена в Далбневосточном Государственном университете в г. Владивостоке кандидатская диссертация Е.А. Капрановой — «Развитие церковно-административного устройства и управления Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке России (1840 — 1918 гг.)»[95].

Следует заметить, что в большинстве работ постсоветского периода недостаточно уделяется внимания исследованию тех трудностей, с которыми сталкивались флотские священники в воспитательной работе, проводимой
с личным составом кораблей и частей
. Такой подход мешает правильно делать выводы из нашего прошлого и вредит внедрению в современные Вооруженные Силы России богатейшего дореволюционного опыта
в вопросах духовного воспитания военнослужащих.




[1] Более половины россиян поддерживают идею создания института военных священников — ВЦИОМ // http://www.knews.ru/allnews/693 794/

[2] Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII — начало XX вв.). Историографическое исследование. — М.:РАП, 2004. — 162 с.

[3] Смирнов А., прот. История Флотского духовенства. — Ч. 1. — Пг.: Типография «Сельского Вестника», 1914. — 76 с.

[4] Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. — СПб.: Типография Ф. Г. Елеонскаго и Компании, 1879. — 168 с. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. — СПб.: Типография А. Катанского и Компании, 1893. — 76 с.

[5] Ласкеев Ф., свящ. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие. — СПб.: Товарищество Художественной, 1900. — 151 с.

[6] Новое положение о служебных правах и окладах содержания военного и морского духовенства / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. А. Катанского и К°, 1892. — 45 с. О разделе доходов между членами причтов военных и морских церквей / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. «Артиллерийского журнала», 1893. — 79 с. Ставровский А.А. Опыт сборника действующих законоположений и распоряжений о правах и обязанностях военного и морского духовенства — Варшава, 1893. Об увеличении окладов содержания военного и морского духовенства в 1899 — 1900 годах. / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1903. — 26 с. Ставровский А.А. Увеличение содержания морскому духовенству с 1 января 1917 г.//Вестник военного и морского духовенства. — М., 1916. — № 23.

[7] Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 год. — СПб., 1901. — 186 с.

[8] Шавельский Г. Служение священника на войне // Военный сборник. — 1912. — № 11 — 12. — С.115−128; С.19−108. Руководственные указания духовенству действующей армии. — М.: Тип. штаба моск. воен. округа, 1917. — 56 с. Шавельский Г. И., протопресвитер. Православное пастырство. — СПб., 1996. — 684 с. Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания протопресвитера русской армии и флота. — Т. 1. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 415 с. Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания протопресвитера русской армии и флота. — Т. 2. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 413 с. Шавельский Георгий, протопресв. Русская церковь перед революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — 512 с.

[9] Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. — СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. — 101 с.

[10] Описание изданий гражданской печати 1708 — 1725 гг. — М., Л.: 1955. — С. 516 — 523. Журнал, или Поденная записка блаженные и вечно достойные памяти Государя Петра Великого с 1698 г. даже до заключения Нештадтского мира. — СПб.:1770 — 1772. И другие.

[11] Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. — СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. — С. 47.

[12] Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. — СПб.: Типография Ф. Г. Елеонскаго и Компании, 1879. — 168 с.

Как справедливо замечает М.И. Ивашко (Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII — начало XX вв.). Историографическое исследование. — М.:РАП, 2004. — С. 49.), С. Чимаров неправомерно отдает пальму первенства в написании первой работы, посвященной истории военного духовенства, Т. Барсову

[13] Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. — СПб.: Типография А. Катанского и Компании, 1893. — 76 с.

[14] Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. — Вып. 1-й и 2-й — Изд. 2-е. — Рязань: Типография наследников З.П. Поздняковой, 1889. — С. 144 — 146.

[15] Смирнов А., прот. История Флотского духовенства. — Ч. 1. — Пг.: Типография «Сельского Вестника», 1914. — 76 с.

[16] Там же. — С. 30−38.

[17] — Управление церквами и православным духовенством военного ведомства: Исторический очерк /Сост. протопресвитер А.А. Желобовский // Столетие Военного министерства. 1802 — 1902. — Т. 13. — СПб., 1902. — 106 с.

[18] Ласкеев Ф., свящ. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие. — СПб.: Товарищество Художественной печати, 1900. — 151 с.

[19] Там же. — С.111.

[20] Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 год. — СПб., 1901. — 186 с.

[21] Яковлев П. П. Влияние веры на военное дело в нашей и в иностранных армиях: Очерк. — М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и Кº, 1900. — 68 с.

[22] Яковлев П. П. Влияние веры на военное дело в нашей и в иностранных армиях: Очерк. — М.: Типолитография т-ва И. Н. Кушнеров и Кº, 1900. — С. 28.

[23] Там же. — С. 68.

[24] Архангельский Н. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии / Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Выпуск первый. — СПб.: Печатня В. Головина, 1869. — С. 1−160. Архангельский Н. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии / Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Выпуск второй. — СПб.: Печатня В. Головина, 1871. — С. 161 — 298. Архангельский Н. Свящ. История Санкпетербургской епархии с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск третий. — СПб.: Печатня В. И. Головина, 1873. — С. 1 — 90.

[25] Белавин П., свящ. Адмиралтейский собор во имя св. Спиридона Тримифунтского / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск пятый. — СПб.: Печатано в типографии департамента уделов, 1876. — С. 241 — 254.

[26] Отапович Стефан, свящ. История Санкпетербургской епархии с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск пятый. — СПб.: Печатано в типографии департамента уделов, 1876. — С. 1 — 165. Отапович Стефан, свящ. История Санкпетербургской епархии с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск шестой. — СПб.: Печатано в синодальной типографии, 1878. — С. 1 — 94.

[27] Покровский И., прот. Церковь во имя св. великомуч. И целителя Пантелеймона, что при бывшей партикулярной верфи в литейной части / Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — Выпуск пятый. — СПб.: Печатано в типографии департамента уделов, 1876. — С. 373 — 384.

[28] Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в С.-Петербурге / Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Выпуск второй. — СПб.: Печатня В. Головина, 1871. — С. 163 — 274.

[29] Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII — начало XX вв.). Историографическое исследование. — М.:РАП, 2004. — С. 30.

[30] Книга Устав Морской: О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. — М.: Новатор, 1993. — 215 с.

[31] Львов П., прот. Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства. — Гельсингфорс: Типография Финскаго Литературнаго Общества, 1870. — 162 с.

[32] Новое положение о служебных правах и окладах содержания военного и морского духовенства / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. А. Катанского и К°, 1892. — 45 с. О разделе доходов между членами причтов военных и морских церквей / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. «Артиллерийского журнала», 1893. — 79 с. Ставровский А.А. Опыт сборника действующих законоположений и распоряжений о правах и обязанностях военного и морского духовенства — Варшава, 1893. Об увеличении окладов содержания военного и морского духовенства в 1899 — 1900 годах. / Сост. А. Ставровский. — СПб.: Типогр. Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1903. — 26 с. Ставровский А.А. Увеличение содержания морскому духовенству с 1 января 1917 г.//Вестник военного и морского духовенства. — М., 1916. — № 23.

[33] Федоров Л.М. Военно-нравственные беседы с нижними чинами. — Одесса, 1908.

[34] Каллистов Н., прот. Историческая записка о военных пастырях, участвовавших со своими воинскими частями в Крымскую войну при обороне Севастополя и удостоенных особых знаков отличия // Из «Вестника военного духовенства» — 1904 г. — №№ 14 — 18. — СПб.: Типография «Артиллерийского журнала», 1904. — 56 с.

[35] Шавельский Г. Служение священника на войне // Военный сборник. — 1912. — № 11−12. С.115−128; С. 19 — 108. Шавельский Г. Служение священника на войне // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997. — С.297 — 324.

[36] Антоний (Храповицкий), митрополит. О религиозном воспитании армии // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997. — С. 200.

[37] Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. // Российский военный сборник. — Выпуск № 12. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997. —  488 с.

[38] Гибель «Рюрика» // Вестник военного и морского духовенства. — 1904. — № 22. — С. 697−700.

[39] Медведь Р., свящ. Братское собрание военного духовенства 16 ноября 1904 года // Вестник военного духовенства. — 1904. — № 2. — С. 52−64.

[40] Там же. — С. 58.

[41] Хорошунов И., свящ. Высокопреосвященнейший Дмитрий на походе в Черном море// Вестник военного и морского духовенства. — 1916. — № 7. — С.213 — 215.

[42] Круглов Ф., свящ. Воспоминания о «Палладе» // Вестник военного и морского духовенства. — 1916. — № 9. — С. 275−277. — № 11−12. — С. 351−353. — № 13−14. — С. 432−433. — № 17−18. — С. 548−551.

[43] Гиганов В., свящ. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. — 1894. — № 11. — С. 331−345.

[44] Гиганов В., свящ. Положение священника на военном корабле // Вестник военного духовенства. — 1894. — № 18. — С. 554−559.

[45] Гиганов В., свящ. К вопросу о необходимости улучшения положения священников на военных кораблях // Вестник военного духовенства. — 1897. — № 2. — С. 55−61.

[46] Что сделано в пользу религиозно-нравственного состояния воинов в минувшем 1896 году? и что особенно желательно на этом пути в будущем // Вестник военного духовенства. — 1897. — № 1. — С. 11−19.

[47] О пастырском служении в русском военном флоте// Вестник военного духовенства. — 1905. — № 2. — 
С.41−51.

[48] Циркуляр Протопресвитера благочинным по окончании съезда военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. — 1914. — № 17.

[49] Касаткин А.С. Пастырь на корабле // Вестник военного духовенства. — 1898. — № 17. — С. 529−534.

[50] Указы Святейшего Правительствующего Синода // Вестник военного духовенства. — 1905. — № 1.

[51] Указы Святейшего Правительствующего Синода // Вестник военного духовенства. — 1905. — № 2.

[52] Указы Святейшего Правительствующего Синода // Вестник военного духовенства. — 1906. — № 9.

[53] Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительственного Синода// Вестник военного и морского духовенства. — 1911. — № 10.

[54] Церковные ведомости. — 1904. — № 5,7,12,15,16.

[55] Астраханские Епархиальные Ведомости. — 1904. — № 20.

[56] Владивостокские епархиальные ведомости. — 1904. — № 21−22.

[57] Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы (XVIII — начало XX вв.). Историографическое исследование. — М.:РАП, 2004. — С. 26.

[58] Ильин И.А. Основные нравственные противоречия войны // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин»: Русский путь, 1997.

[59] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / Собрание сочинений в 10-ти томах. — Т. 5. — М.: Русская книга. 1995.

[60] Соловьев В. Три разговора. — СПб.:Труд, 1901. — 279 с.

[61] Байов А. «Малая армия» и способ ее комплектования // Какая Армия нужна России: Взгляд из истории / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет, Независимый Ассоциация «Армия и общество, 1997. — С. 206 — 212.

[62] Краснов П. Памяти императорской русской армии // Какая Армия нужна России: Взгляд из истории / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет, Независимый Ассоциация «Армия и общество, 1997. — С. 219 — 229.

[63] Краснов П. Душа армии: Очерки по военной психологии // Душа армии: Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российских вооруженных сил / Составители: И.В. Домнин. — М.: Военный университет, Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. — С.37 — 155.

[64] Краснов П. Поддерживающая и морализующая роль религии // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет, Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. — С. 208 — 213.

[65] Рклицкий Н. Православное самодержавие // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии / Составители: А. Е. Савинкин и др. — М.: Военный университет, Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. — С. 80 — 85.

[66] Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI — XIX веках. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1975. — 105 с.

[67] Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. — М.: Граница, 1994. — 110 с.

[68] Фирсов С. Военное духовенство России (К вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота в последней четверти XIX — начала XX столетий) // Новый часовой. — 1994. — № 2 — С. 19−25. Фирсов С.Л. Протопресвитеры русской армии и флота (1880 — февраль 1914 гг.) // Новый часовой: Русский военно-исторический журнал. — 1994. — № 1. Фирсов С.Л. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны // Новый часовой. — 1995. — № 3.

[69] Кострюков. А. А. Военное духовенство и развал армии в 1917 году // Церковь и время — М., 2005 — № 2(31). — С. 143−198.

[70] Фруменкова Т.Г. Православное духовенство в годы Крымской войны // Новый часовой. — 1994. — № 2. — С. 13−18.

[71] Григорьев А.Б. Из истории военного духовенства. / Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара, состоявшегося в Международном независимом Эколого-политологическом университете (МНЭПУ) в июне 1997 года. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — С. 37 — 45. История флотского духовенства: Сборник/Сост. А.Б. Григорьев. — М.:Андреевский флаг, 1993. — 80 с.

[72] Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. — М.: Граница, 1994. — 110 с.

[73] Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России. — М.: Граница, 1993. — (Краткий исторический очерк). — С.168 — 176.

[74] Чимаров С.Ю. Во главе военно-духовного ведомства России: П.Я. Озерецковский — первый обер-священник русской армии и флота // Военно-исторический журнал. — 1998. — № 1. — С. 76−81.

[75] Горемыкин Н.Д. Павел Озерецковский — первый по времени, обер-священник (Из дней Павла I) // Русская старина, 1887. — Т. 56. — № 12. — С. 842−845.

[76] Жукова Л.В. Военное духовенство в Порт-Артуре в период русско-японской войны // Вестник Моск. Ун-та. — 2003. — № 2 — С. 33−43.

[77] Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне / Составители: И.В. Пикуль, Н.С. Смирнова. — СПб., М.:Диоптра, 2003. — 352 с.

[78] Овчинников В. Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. — М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001. — 376 с.: ил.

[79] Адмиралы Российского Флота: Россия поднимает паруса / Сост. В.Д. Доценко. — СПб.: Лениздат, 1995. — 492 с., ил.

[80] Клавлинг В.В. Военные храмы России // Православный летописец Санкт- Петербурга. — Приложение № 2. — СПб., 2002. —  164 с.

[81] Изотова А.О. Кронштадтский Морской собор // Военно-исторический журнал. — 2003. — № 2. — С.28−29.

[82] Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003. — 256 с., ил.

[83] Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. — СПб.: Паритет, 2004. — 384 с., ил.

[84] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава Армии Флота (1800 — 1917 гг.). — СПб.: Военный инженерно-космический университет имени
А.Ф. Можайского, 1999. — 402 с.

[85] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава Армии Флота (1800 — 1917 гг.). — СПб.: Военный инженерно-космический университет имени
А.Ф. Можайского, 1999. — С. 43.

[86] Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России. — СПб.: Нестор, 1999. — 272 с., ил.

[87] Курбатов О.А. Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX вв. — СПб, 2003 — 261 c.

[88] Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX — XX века) — М., 1995. -208 с.

[89] Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII — начало XX века) — М., 2000.

[90] Смирнов А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности Российской армии во второй половине XIX — начале XX веков: исторический опыт уроки. — М., 1997.

[91] Осташкин В.Н. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX века. — М., 1998. — 208 с.

[92] Кудинов И.Н.Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской армии. — М., 1997.

[93] Кравчук В.Р. Проблема свободы вероисповеданий в русской армии во второй половине XIX — начале ХХ веков: Исторический аспект. — СПб., 2005 — 233 с.

[94] Жуков Н.Н. Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в. — Магадан, 2002.

[95] Капранова Е.А. Развитие церковно? административного устройства и управления Русской православной церкви на Дальнем Востоке России.-Владивосток, 2003.- 200 с.

http://rusk.ru/st.php?idar=40001


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru