Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик03.04.2002 

Патриарх Варфоломей I — первый среди равных в мировом православии
Сегодня среди людей мы наблюдаем духовный голод, видим стремление к высшему, трансцендентному. Мы верим, что на пороге нового тысячелетия состоится массовое возрождение религиозных ценностей, религиозных чувств и веры.
Патриарх Варфоломей

8 декабря 2000 г.

В 2000-м Юбилейном году в церковно-православной жизни Украины начал заметно сказываться новый фактор — влияние Архиепископа Константинополя, Нового Рима, Вселенского патриарха Варфоломея I. В соответствии с православными канонами, с исторической традицией Вселенский патриарх есть? Первым по чести? в мировом православном сообществе, первым среди предстоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей. Сам патриарх Варфоломей определяет полномочия Константинопольского архиерея так: ?У нас есть привилегия быть старшим братом в мировой православной церкви. Константинопольский патриарх представляет в мире Православие, является его выразителем и несет за него историческую, каноническую и теологическую ответственность. Прерогативой Вселенского патриарха является координация работы мирового православия, включая созыв соборов, а также поддержка межцерковных и межконфессиональных диалогов, — он имеет право арбитра в церковных делах. Это право (канон 28) было предоставлено Константинопольскому архиепископу в 451 году на IV Экуменическом соборе?.
После 1686 года, оказавшись в юрисдикции Московского патриархата, Православная церковь Украины практически не имела активных непосредственных контактов с Константинополем, с тем самым Царьградом, откуда пришла к нам христианская вера. Поэтому для многих из нас Константинопольская церковь, Вселенский патриарх являются категориями исключительно историческими, абстрактными.
Сегодня ситуация меняется — Константинопольский архиепископ выказывает живой интерес к нашим церковным делам, более того — намерен содействовать объединению православных церквей страны и урегулированию существующих юрисдикционных проблем. Резиденцию Патриарха, находящуюся в Стамбуле, в греческом районе Фанар, постоянно посещают гости с Украины — люди церкви, представители православных братств, члены правительства. Недавно со Вселенским патриархом встретился Президент Украины. Как написал архиепископ УАПЦ Игорь (Исиченко), ?все мы сегодня учимся с надлежащим почтением относиться к первому в православном мире Патриаршему престолу Константинополя?.
Поэтому газета? День? считает своей приятной обязанностью познакомить — хотя бы в общих чертах — читателей с личностью Вселенского (Экуменического) патриарха Варфоломея I.
Его Святейшество патриарх Варфоломей — 270-й преемник апостола Андрея, духовный лидер 300 миллионов православных христиан всего мира. Патриаршую кафедру он занял 2 ноября 1991 года и с тех про неутомимо занимается духовным возрождением, православным единством, христианским примирением, межрелигиозной толерантностью, а также — поддержкой мира, справедливости и любви во всем мире. Главную свою миссию Патриарх усматривает в распространении православной веры на всех континентах.
Патриарх Варфоломей (Деметриос Архонтонис) родился в 1940 году в селе Агиои Теодорои — на острове Имврос (Турция). Его отец был там владельцем парикмахерской и кофейни. Склонный к наукам юноша учился в Константинополе, затем в известной богословской школе Халки, после окончания которой стал дьяконом под именем Варфоломея. Далее дьякон Варфоломей служил в турецкой армии, а в 1963 году продолжил обучение в Папском Восточном институте Григорианского римского университета. Темой его диссертации было Каноническое право Православной церкви. На этом образование будущего патриарха не закончилась — в высших учебных заведениях Швейцарии и Мюниха он продолжал специализироваться в области церковного законодательства. Патриарх владеет пятью иностранными языками, не считая, конечно, греческого и турецкого. Написал и издал немало печатных работ.
Возвратившись из Западной Европы в Константинополь, Варфоломей был назначен на должность помощника декана Теологической школы в Халки, где вскоре был возведен в сан священника (1969 год). Через шесть месяцев Вселенский патриарх Атенагор (тот самый патриарх, который вместе с Римским папой Павлом VI снял взаимные анафемы 1054 года) возвел молодого священника в чин архимандрита Патриаршей часовни св. Андрея. Наследовавший Атенагору патриарх Димитриос сделал Варфоломея директором Патриаршей канцелярии. А в 1973 году в жизни 33-летнего архимандрита произошло выдающееся событие — он стал епископом Константинопольской архиепископии, получив спустя некоторое время сан митрополита Халкедонского.
На протяжении 19 лет митрополит Варфоломей был ближайшим помощником и единомышленником патриарха Димитриоса, а после его смерти, в 1991 году стал Архиепископом Константинополя, Нового Рима, и Вселенским патриархом (полный титул Константинопольских патриархов.)
После избрания новый патриарх осуществил ряд заграничных визитов, встречаясь с влиятельными политическими фигурами многих стран, выступая на сессиях ЮНЕСКО, Европейского парламента и т. п. Всюду и последовательно Патриарх выступает за религиозную свободу и права человека. Сам он, несмотря на высокий сан, человек простой и приятный в общении, имеет привычку очень внимательно выслушивать посетителей, как об этом рассказал нам епископ Димитрий (Рудюк), который в этом году в составе делегации от УПЦ КП дважды встречался с Вселенским патриархом. Приветствуя епископов двух? неканонических? украинских церквей (УПЦ КП и УАПЦ) патриарх Варфоломей, держался так, что, по словам епископа Димитрия, ?в его поведении не ощущалось какой-либо спесивости, тщеславной гордости; в частности, Патриарх не дал нам поцеловать руку, тем самым признавая нас как канонических архиереев?.
За последнее десятилетие патриарх Варфоломей посетил почти все поместные православные церкви, а также много других религиозных объединений, прилагая немалые усилия для улучшения отношений между сообществами католиков, мусульман, иудеев и православных во всем мире. Как гражданин мусульманской Турции, Патриарх имеет личный опыт диалога между двумя религиями, двумя культурами. Этот опыт дал ему возможность внести существенный вклад, в частности, в урегулирование вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии.
Варфоломей известен в Европе как? Зеленый патриарх?, так как стал первым среди религиозных лидеров защитником окружающей человека среды. Он регулярно организовывает международные семинары, где обсуждаются пути мобилизации всех возможных средств для достижения гармонии между человечеством и природой.
Патриарх Варфоломей активно участвует в экуменическом церковном движении, защищая и пропагандируя православные ценности, ортодоксальную веру. Что не мешает ему, в отличие от многих православных деятелей, всегда ратовать за расширение контактов с другими христианскими церквами. Так, в июне 1995 года патриарх Варфоломей посетил с визитом Ватикан, где встретился с папой Иоанном Павлом II и задекларировал намерения Вселенского патриархата продолжать связи и сотрудничество с Католической церковью. Он также присутствовал на мессе в соборе св. Петра, которую отслужил Иоанн Павел II. После чтения Св. Евангелия Папа сказал: ?Мы только что слушали Слово Божье, провозглашенное на латинском и греческом языках — в знак универсализма Церкви… Именно это Слово собрало нас здесь, чтобы молиться за полноту общения католиков и православных. С глубокой радостью прошу вас выслушать Его Святейшество Варфоломея I, моего брата во Христе?. Тогда Патриарх произнес блестящую проповедь (на итальянском языке), в которой, в частности, было сказано: ?Через любовь к людям Бог силы и милости сделал возможной эту братскую встречу… Мы все еще были недостойны принять благодать общей евхаристической чаши (совместно причаститься), хотя на это надеются все христиане, которые ищут и проповедуют Господа во всем мире… Сегодня мы хотим искренне и со страхом Господним торжественно провозгласить перед всем христианским миром нашу уверенность в необходимости самокритики и постоянного раскаяния… Начинать надо не с выяснения, кто ошибся первым, а кто — последним, кто нагрешил больше, а кто меньше. Такое расследование было бы, по словам еще дохристианских греческих мудрецов, занятием чисто светским, занятием для трусов, унизительным для духовно настроенного человека… Фундаментальной проблемой для нас является одно — искать, как спасти соседа, служа ему, и как, только вместе с ним и благодаря ему, мы также можем стать достойными спасения?.
В речах, печатных работах Вселенского патриарха постоянно говорится о проблемах? мира сего?, о непростом сегодняшнем дне, о правдах и неправдах противоречивого ХХ века, об общественной обязанности Церкви. Ниже мы приводим несколько мыслей патриарха Варфоломея.
?Никогда не было большей, чем сегодня, необходимости в духовных лидерах, которые бы вмешались в дела мира, — слишком много преступлений совершается сегодня во имя веры… Религиозные экстремисты и террористы могут быть самыми опасными среди всех псевдопророков. Они не только совершают страшные преступления против человечества, они делают их во имя Бога. Когда они бросают бомбы, стреляют, разрушают, они уничтожают нечто большее, чем сама жизнь, — они уничтожают веру. Мы глубоко убеждены, что насилие ради религии всегда есть насилие над религией. Международные духовные лидеры должны активно дискредитировать псевдопророков и залечивать духовные раны людей. Как сказал раввин Хиллел: ?Если не мы — то кто? Если не сейчас — то когда?
?Сегодня много интеллигентных порядочных людей искренне верят, что фантастические достижения науки затмили чудеса веры. Они, однако, не видят одной существенной истины, не понимают того, что вера — это не одежда, которую можно надевать и снимать. Вера есть особенность человеческого духа, особенность, которую дух никогда не может утратить. Современная эра не уничтожила веру, — вера не поддается уничтожению, так же, как и любовь. Просто вера в Бога была заменена светской верой в человека. Но сегодня маятник движется в обратном направлении. Ведь ХХ столетие не только подтвердило гигантские творческие способности человека — оно также показало, что человечество имеет неограниченную склонность к самоуничтожению. Только за период 1914—1945 лет было убито 75 миллионов людей?.
?Пока каждый человек и человечество не перестанут руководствоваться в своем бытии материальными интересами, конфликты в мире никогда не закончатся. Только человек, сумевший освободить себя от грешных страстей, может мирно сосуществовать с другими. Избавиться от греха и эгоизма в одиночку невозможно — это возможно только с Богом. Есть очень мудрое и трогательное выражение: ?Мы, каждый из нас является ангелом с одним крылом. Полететь мы можем только обняв друг друга?.
В обращении к молодым православным Канады Патриарх сказал: ?Вы счастливые, потому что имеете возможность соединять великое православное наследство, полученное от своих родителей, с культурой Канады, которая предлагает вам традиции свободы, терпимости и склонности к творчеству… Настоящий православный всегда будет отстаивать свою веру, но без фанатизма, предубежденности, идеологического упрямства или расовой дискриминации. Православный характер признает всех людей мира и все, созданное Богом?.
В завершение процитируем (в сокращении) речь Вселенского патриарха, провозглашенную в 1997 году в церкви Св. апостола Андрея Украинского православного центра в Баунд Бруке (США).
?Здесь, в этой прекрасной церкви мы празднуем древнюю связь между украинскими людьми и Экуменическим патриархатом Константинополя. Мы празднуем славную историю, начатую святыми Владимиром и Ольгой, которые принесли от Матери-церкви свет Христа вашим пращурам. Свидетелем нашей связи, нашего единства есть Святая София Киевская…
Из поколения в поколение Украину называли? хлебной корзиной Европы?, однако вы дали миру намного больше, чем простое удовлетворение материальных потребностей. Ваша страна выделяется религиозными и светскими лидерами, гигантами культуры, такими, как Тарас Шевченко. Но самое главное то, что вы всегда шли за Христом — с верностью, благочестием и любовью.
На протяжении столетий украинскому народу много раз приходилось нести крест Господень, — вы страдали от несправедливости, голода и многочисленных войн. Но выстояли. Здесь, в США мы также видим манифестацию благодати Божьей в жизни украинских людей. Вы построили здесь церкви, школы, благотворительные и культурные учреждения. Украинцы работают на всех уровнях американского общества, вносят прогрессивный и конструктивный вклад в добро нации. Экуменический патриархат по-родительски гордится Украинской православной церковью США.
Мы осознаем те печальные обстоятельства (церковный раскол), которые существуют на вашей родине. Велики наши боль и горе — ведь все мы принадлежим одному Телу Господнему, единой Православной церкви. Мать- церковь ощущает вашу боль, как свою собственную. Не сказал ли апостол Павел: ?Когда один член страдает, все тело страдает вместе с ним?. И мы будем постоянно и настойчиво работать для того, чтобы ситуация изменилась, чтобы Православная церковь Украины восстановила единство. Но для того, чтобы конструктивные идеи были восприняты в Украине, требуется время. Преждевременные решения могут привести к созданию новых препятствий на пути к угодному Богу результату, к единству?.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru