Русская линия | Сергей Григорьев | 01.01.2003 |
Вот и наступил Новый, 2003 год от Рождества Христова. Год юбилеев. В этом году исполняется 300 лет имперской столице России — Санкт-Петербургу. С разницей в несколько дней мы будем вспоминать и другую имперскую дату — 550 лет падения второго Рима — Константинополя в 1453 году. В наступившем году мы будем отмечать еще один большой юбилей — 100-летие прославления великого русского святого преподобного Серафима Саровского.
Начиная жить в новом году, вспомним прошедший. Можно было бы сказать, что для России год был спокойным, если бы не октябрьское потрясение с захватом заложников в Москве. Однако в целом в стране преобладали позитивные тенденции. Общество продолжало консолидироваться. Политические баталии, искусственные для жизни народа, уже практически не сотрясали Россию. Все скучнее проходят выборы, народ готов голосовать «все за одного». Рейтинг первого лица государства достиг заоблачных высот. Даже убежденные демократы вынуждены признать, что в России устанавливается своеобразная форма монархического правления. Как заметил один острослов, «только в России начнешь укреплять вертикаль власти, тут же монархизм получается».
Однако это все — тенденции, а в реальности: миллионы загубленных во чреве матери младенцев, сотни тысяч детей-сирот при живых родителях, пьянство, наркотики, возводимые в культ блуд и разврат, еле живая экономика, слабосильная армия и повальное бесстыдство чиновников-взяточников. Радоваться пока особо нечему, можно только надеяться. Надеяться на Бога и самим не плошать.
Вполне спокойным был прошедший год и для Церкви, если не считать затяжного конфликта с римо-католиками, возникшего не по нашей вине. Положение Церкви в этом году укрепилось настолько, что все чаще приходится слышать раздраженные высказывания наших врагов, что Православие де-факто становится государственной религией в России. И это несмотря на, мягко говоря, прохладные отношения церковного Священноначалия с руководителями страны. Общество все отчетливее осознает, что никакое развитие российского государства без Русской Православной Церкви невозможно. Недавняя острая полемика в средствах массовой информации о введении в школе преподавания курса «Основ православной культуры» только в очередной раз продемонстрировала, что несмотря на отчаянное сопротивление антихристов, никакой альтернативы Православию в России нет. И ничего не смогут с этим поделать ни хакамады с познерами, ни кондрусевичи с гайнутдинами. Они это прекрасно понимают, потому и кричат в голос. Но … «собаки лают, а караван идет».
Это также как с празднованием Нового года. Даже самые оголтелые либералы-демократы признают его самым любимым своим праздником, хотя традиция празднования нового года 1 января исторически знаменует конец республиканского и установление монархического правления в Риме.
Традиция празднования Нового года 1 января имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого фактического римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, то есть 754 год до Рождества Христова, и началом года считалось 1 марта. Республиканским календарем доцезаревых времен служил весьма примитивный древний календарь децимвров, к первому веку до Р.Х. опередивший время более чем на два месяца. Цезарь устранил эти непорядки и, с помощью великого александрийского математика Созигена, ввел в официальное употребление новый календарь изумительной точности и простоты, тот самый календарь, который до сих пор используются в Православной Церкви, а также при астрономических расчетах и исторических изысканиях. Тогда же было отменено и, установленное древним италийским сельскохозяйственным календарем, начало нового года 1-го марта. Вместо него за календарную эпоху принято 1 января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства — 2-х консулов, республиканских царей Рима, как прообраза будущих властителей-императоров.
Таким образом, Гай Юлий Цезарь совместил начало года с праздниками вступления в должность высших государственных лиц. Историки прослеживают происхождение русского слова «царь» от имени Цезарь, поэтому мы с полным основанием можем считать 1 января праздником царским. Кстати, он был традиционным и в первом Риме, и во втором — Константинополе, а с петровских времен и в третьем — Москве.
Ежегодное вступление в должность консулов сопровождалось особыми играми и раздачами подарков. Все граждане Рима привыкли 1 января получать подарки от вступающих в должность консулов, которые не жалели для этого денег. Известно, что сам Цезарь едва не разорился, оплатив невиданные до тех пор празднества для римской черни. Не отсюда ли и наш обычай не столько дарить, сколько получать в Новый год под елкой подарки от некоего «деда мороза»?
Консулы обладали максимально возможной в условиях Римской республики личной властью. На протяжении нескольких столетий уже во времена Римской Империи сохранялась традиция избрания консулов. К примеру, преемник Юлия Цезаря император Октавиан Август 7 раз избирался консулом, хотя само избрание становилось простой формальностью из-за громадного «административного ресурса», которым обладали Императоры.
Теперь нам остается только ждать и надеяться, что празднование Нового года будет сопряжено не только с дедом морозом и подарками, но будет наполнено своим историческим смыслом — вступлением в должность «нового консула» — верховного властителя государства.
Важным прошедший год был и для нас, сотрудников «Русской линии». Мы сделали очень трудный и ответственный для нас шаг — перешли на ежедневные выпуски сводок новостей. Сейчас перед нами стоит не менее важная задача: вновь сделать доступным наш архив новостей и периодической печати. Весь прошедший год мы продолжали собирать из газет и журналов все статьи, посвященные религиозной жизни. Надеемся, что уже в самое ближайшее время эти материалы станут доступными нашим читателям. Готовимся мы перейти и на новое программное обеспечение и связанный с этим новый интерфейс наших страниц.
Мы благодарны нашим читателям за терпимость к нашим ошибкам и задержкам с выпуском сводок новостей. Крещенным нашим читателям мы желаем упорства и помощи Божией в следовании данным обетам, а некрещеным — не откладывая принять святое крещение в Русской Православной Церкви и подвизаться в добром подвиге спасения собственной души. Спаси Бог.
Главный редактор «Русской линии» Сергей Григорьев
http://rusk.ru/st.php?idar=3831
|